Объем кратковременной памяти
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная работа представляет собою приложение к учебному пособию “Практикум по психологии” (ПГУПС, 1996). Она содержит различного рода сведения, касающиеся приведенных в этом пособии заданий: ответы на вопросы, решения задач, рекомендации по проведению упражнений и опытов, инструкции, ключи и пояснения к психодиагностическим методикам. Такого рода сведения необходимы, прежде всего, для преподавателей, использующих это пособие на практических занятиях со студентами по курсу психологии. По методическим соображениям подобную информацию было бы нецелесообразно включать в текст учебного пособия: если студенты будут заранее, до практического занятия, знать, что и как им предстоит сделать, то это может во многих случаях исказить смысл и результаты их работы на нем, а предварительное знание ключей к тестам и интерпретаций их результатов лишает эти тесты их психодиагностического значения. Сказанное, однако, не исключает того, что данная работа может быть полезна также и для студентов, способных достаточно компетентно пользоваться содержащейся в ней информацией и проявляющих интерес к психологии, в особенности - для студентов, готовящихся стать психологами и менеджерами.
Работа выполнена авторами “Практикума по психологии” -
М.В.Ивановым, А.С.Карминым, А.А.Отюговым, В.Е.Сараевой, Х.Э.Штейнбах.
Отв. ред. А.С.Кармин
ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
ВНИМАНИЕ
Числовой квадрат
ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами таблица, на которой - числа от 1 до 40. Всего на ней 25 чисел, значит остальные 15 отсутствуют. Вам надо по порядку отыскивать имеющиеся в таблице числа и вычеркивать их в контрольном бланке. Исправления не допускаются.
Время выполнения задания - 1,5 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения внимания):
Количество верных ответов | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 | |||||
Оценка в баллах |
Числа и буквы
ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами 49 чисел - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.
Время выполнения задания - 5 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения и переключения внимания):
Количество верных ответов | 44-47 | 38-43 | 32-37 | 24-31 | 18-23 | 12-17 | 5-11 | ||
Оценка в баллах |
Числовая таблица
КЛЮЧ
1) 627 2) 786 3) 782 4) 489 5) 345
6) 372 7) 852 8) 293 9) 645 10) 459
7) 489 | |||||||||
3) 345 | 6) 786 | ||||||||
9) 293 | |||||||||
1) 627 | |||||||||
5) 645 | 2) 782 | ||||||||
10) 459 | |||||||||
4) 852 | |||||||||
8) 372 |
Тест Мюнстерберга на восприятие
ИНСТРУКЦИЯ: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - Просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.
Время выполнения задания - 2 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов
В тексте содержится 25 слов.
КЛЮЧ:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
ПАМЯТЬ
Оперативная память
ИНСТРУКЦИЯ: Найти в каждой строке слово, порядок букв которого соответствует порядку символов в левой клетке этой строки. Например, последовательности символов ´?+? соответствует порядок букв слове “голос”.
Время выполнения задания - 10 мин.
КЛЮЧ:
1 - озон | 2 - тест | 3 - игла | 4 - хата | 5 - бобр |
6 - титул | 7 - банан | 8 - атлет | 9 - астра | 10 - тахта |
11 - клапан | 12 - рекорд | 13 - слалом | 14 - пехота | 15 - каркас |
16 - казарма | 17 - принцип | 18 - резервы | 19 - тактика | 20 - гонорар |
21 - смекалка | 22 - оперение | 23 - характер | 24 - препарат | 25 - инстинкт |
Тест оценивает как оперативную память, так и объем, распределение и переключение внимания.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА:
Найдено по крайней мере 1 слово в строке с числом знаков | |||||||||
Найдены слова не менее чем в 2-х строках с числом знаков | |||||||||
Найдены слова не менее чем в 3-х строках с числом знаков | |||||||||
Найдены слова не менее чем в 4-х строках с числом знаков | |||||||||
Найдены слова в 5 строках с числом знаков | |||||||||
Оценка в баллах |
Объем кратковременной памяти
Десять слов
ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ определяется по формуле:
Формула (*)
где m - число правильно названных слов, а n- общее количество слов.
НОРМА: 7±2 единицы, то есть 50-90%.
Двадцать слов
ЗАДАНИЕ: Среди 20 слов найти 10 тех, которые использовались в предыдущем упражнении (“Десять слов”).
КОЭФФИЦИЕНТ УЗНАВАНИЯ определяется по формуле (*):
где m - число правильно названных слов, а n = 10.
Десять чисел
ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ определяется по той же формуле (*), где m - количество правильно названных чисел, а n - общее количество чисел.
НОРМА: 7±2 единицы, то есть 50-90%.