Глава 2 эволюция субличности 3 страница
Уровни самоидентификации. Человек может идентифицировать себя с разными своими субличностями в разной степени. Он может считать, что данная субличность есть основное и наиболее существенное проявление его «я», значительно более важное, чем все остальные, вместе взятые, и старательно подчеркивать себе и другим, что это — его основное, «настоящее» «я» — хотя по реальной значимости и представленности этой субличности в его жизни (как внешней, так и внутренней) она может быть даже не основной, а вспомогательной или вовсе случайной. Например, для человека субъективно может быть наиболее «своей» субличность Путешественника — при том, что в его жизни дальние путешествия случаются довольно редко, а по профессии он безвыездно сидит в своем офисе, так что фактически она является для него случайной или, во всяком случае, не более, чем существенной.
При этом следует различать принципиальную (качественную) самоидентификацию человека с субличностью и актуальную (конкретную) его идентификацию с ней в текущий момент времени.
Принципиальная самоидентификация человека с субличностью — это факт признания им этой субличности в целом как представителя его личности — пусть несовершенного и фрагментарного. Обычно такая самоидентификация звучит как признание человеком существования у себя соответствующей роли, характерного качества и т. п.:
— Я бываю нуден — это мне свойственно.
— Я — полковник со стажем, военная косточка.
Однако уровень принципиальной идентификации человека со своей субличностью может быть различным: он может считать ее главным (важнейшим) проявлением своего «я», неотъемлемой его чертой, существенной его чертой, и незначительной черточкой.
Упражнение 17. По следующим репликам и пяти репликам по своему выбору определите, какой считает для себя человек предъявляемую субличность: главной, неотъемлемой, существенной или незначительной.
1. — Я — любитель природы, а все остальное во мне — наносное.
2. — Если мне не дать самовыразиться, я перестаю чувствовать себя человеком.
3. — Я иногда люблю поиграть с детьми — но это ничего по сути для меня не значит.
4. — Я люблю готовить, особенно овощи, — но только если нет других дел, то есть изредка.
5. — Бывают в моей жизни и радости — но я обычно недолго им предаюсь.
Упражнение 18. Закончите следующие предложения:
1. Я по-настоящему чувствую себя самим собой, когда...
2. Без чего бы в своем характере я точно не прожил, так это...
3. Для меня очень существенны такие проявления моей личности, как...
4. Неотъемлемые черты моей натуры это...
5. Роли, в которых я оказываюсь периодически, но совершенно случайно, это...
6. Существенными, хотя и не главными для меня, служат ситуации, когда...
7. Из всех моих черт мне мешает, хотя и не катастрофически, ...
Какие ваши субличности проявились в ваших ответах? Каков уровень вашей идентификации с ними?
На самом низком уровне самоидентификации находятся теневые субличности — их человек, что называется, в упор не видит, хотя окружающим они могут казаться более чем очевидными, и со стороны может казаться, что в психике человека они занимают основное место.
Управляющие и служебные субличности. У человека могут быть активны одновременно несколько субличностей, но в каждый момент времени лишь одна из них получает санкцию предъявлять «я» человека — она называется актуально управляющей, а остальные — актуально служебными.
Субличность в целом называется управляющей, если, будучи актуальной, она как правило оказывается актуально управляющей, оттесняя все остальные актуальные субличности на служебные роли, то есть если она в подавляющем большинстве конкретных ситуаций оказывается актуально управляющей. Однако у каждого человека есть и другие субличности, которые, будучи даже отчетливо им осознаваемыми, не любят выставлять себя напоказ и предпочитают пребывать на вторых ролях, оказываясь в большинстве случаев актуально служебными, то есть пребывая в тени той или иной управляющей субличности, и представая как бы в роли ее слуги — такие субличности называются служебными.
Личная скромность (а также скрытность) часто выражается в том, что главные (доминирующая и основные) субличности человека воспринимаются и подаются им как служебные, а вспомогательные и случайные — как управляющие.
Вот примеры, где актуальная субличность является управляющей:
— Знайте: я — поэт, член Союза Поэтов России.
— Здравствуйте, меня зовут Гостомысл, и я хозяин этого дома.
— Умолкни, сын!
К служебным часто относятся субличности, соответствующие определенным качествам человека (терпение, старание, любовь, лень, красота и т. д.), а также его умениям и навыкам, если эти качества, умения и навыки не получают должного внутреннего или внешнего (социального) оформления. Вот типичные фразы, обозначающие служебную субличность:
— Я — поэт в душе.
— Любое серьезное дело в моей жизни требует тщательности и аккуратности.
— Иногда доброта помогает мне там, где уже всякая надежда потеряна.
А вот фразы, в которых видно, как служебные субличности уходят в тень управляющих:
— Я — директор зоопарка, и без мудрости и терпения на этом посту делать нечего.
— Я — хозяин, и, конечно же, постараюсь, чтобы вы чувствовали себя хорошо и непринужденно.
— Я могу понять вас, как и любого человека, пришедшего ко мне за помощью, — но для этого мне понадобится все мое смирение и терпение.
Упражнение 19. Подумайте, какие из ваших основных и вспомогательных субличностей являются управляющими, а какие — служебными. На этой основе решите, являетесь ли вы скромным человеком. Какие субличности вам стоило бы отправить из управляющих в служебные? А какие, наоборот, вывести из числа служебных и определить в управляющие? Подумайте, как бы это могло быть осуществлено на практике.
Упражнение 20. Определите в следующих фразах и в пяти фразах по своему выбору управляющие и служебные субличности и модифицируйте эти фразы так, что бы управляющая субличность предстала служебной, а служебная — управляющей.
1. — Я очень терпелива, Гервасий, и потому всегда тебя терпела и буду терпеть, пока ты сам меня не оставишь.
2. — Я как философ всегда должен быть внимателен к миру.
3. — Трудолюбие — мой король, вот и строю дома всю жизнь.
4. — Мне как начальнику ваши слезы ни к чему, эмоции — это не мое, давайте лучше к делу.
5. — Я так тебя люблю, Василиса, — а что, нужно еще и комплименты говорить ежедневно?
Ответ.
1. — Я твоя жена, Гервасий, и потому всегда терпела твои выходки и дальше буду. (Управляющая субличность — Жена, служебная — Терпеливая Женщина)
2. — Я очень внимателен к миру — до такой степени, что порой ощущаю себя философом. (Внимательный Наблюдатель, Философ)
3. — Я — строитель, и трудолюбие здесь необходимо. (Строитель, Трудолюбивый Человек)
4. — Давайте перейдем к делу, ведь я как начальник могу вам помочь. (Деловой Человек; Начальник)
5. — Мне так нравится тебя всячески хвалить и превозносить, Василиса — наверное, потому, что люблю очень. (Дамский Угодник, Влюбленный).
Глава 2 ЭВОЛЮЦИЯ СУБЛИЧНОСТИ
Субличность может играть в жизни и самосознании человека разные роли, и оценить ее значение и укорененность в психике — не самая простая задача. Мы рассмотрим семь основных уровней развития субличности в пределах соборной личности, соответствующие уровням Эволюционного архетипа (см. книги автора «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке» (гл. 9), а также «Покрывало майи, или Сказки для невротиков», часть 2).
Муладхарная субличность. На уровне муладхары находятся субличности, которые представлены в психике атомарно — либо своими отдельными проявлениями, либо именем, которое не получило еще раскраски различными качествами, свойственными данной субличности.
Муладхара — это стадия первичного появления (или финальная стадия ухода) субличности, и муладхарная субличность не имеет атрибутов, аспектов, четких областей своей активности. Она активизируется от случая к случаю, создавая у человека ощущение характерного для нее состояния сознания, но ничего, кроме имени, он про нее толком сказать не может, да и ее имя он тоже не всегда произносит с уверенной интонацией. У муладхарной субличности могут быть свои качества и материальные атрибуты, но она еще не умеет к ним приспосабливаться и не умеет их использовать. Так будущий школьник накануне 1-го сентября смотрит на свой новенький портфель, букварь, пенал, карандаши и неуверенным голосом вслед за мамой повторяет:
— Я — ученик 1-го «А» класса гимназии.
Он еще толком не знает, что такое «ученик» и атрибуты качественные (ученик гимназии) и предметные (портфель, тетради, учебники) не умеет «приложить» к своей новой субличности. Но субличность — на синтетическом уровне — уже существует и скоро начнет обрастать психологической плотью.
Другой пример — возникновение роли Побежденного. Вот человек ошибается, терпит поражение, огорчается, встает, идет дальше, снова ошибается, снова огорчается — и обнаруживает, что его огорчение что-то смутно ему напоминает — а именно, огорчение от предыдущего поражения. Еще несколько таких ситуаций — и субличность Побежденного уже возникла в психике в результате таинственного интегрирования нескольких в некотором отношении однотипных переживаний. Количество поражений, необходимых для возникновения этой субличности, различно у различных людей и зависит, конечно, от силы переживаний — но еще и от природной предрасположенности, то есть наличия в психике исходной синтетической матрицы, на которую будут накладываться соответствующие переживания. Вероятно, очень редко в психике возникают субличности, к которым человек заранее не предрасположен — но их конкретный вид существенно зависит от его внешнего опыта и сознательной внутренней работы.
Муладхарная субличность представлена в психике так: на синтетическом уровне — в виде своего имени или идентификатора, на качественном — не представлена вообще, по крайней мере, не имеет значимых собственных качеств (аспектов), а на предметном уровне представлена отдельными, изолированными своими проявлениями, которые не объединяются друг с другом в группы по осмысленным (существенным) признакам: единственная их общность — принадлежность к данной субличности, а в остальном они смотрятся совершенно хаотично.
Муладхарная субличность имеет более, чем скромное представительство в психике: ее никто из основных и даже вспомогательных субличностей не воспринимает всерьез. Она может им в чем-то мешать или помогать, но ее появление у Главного микрофона всегда как бы случайно. Обычно муладхарная личность и рассматривается психикой как случайная, только что вышедшая из тени — хотя с точки зрения человека это может быть не так.
Вот, например, он начинает интересоваться теннисом и брать уроки. Прошли первые месяцы тренировок, некоторые знакомые уже считают его опытным теннисистом; однако для него самого субличность Теннисиста пока еще муладхарная: если спросить его про нее, он скажет, например, так:
— Ну, какой я теннисист... никакой пока что.
Отсутствие качественных атрибутов («никакой») — верный признак муладхарной субличности. Признаком же существования субличности является, пусть временное, отождествление (идентификация) человека с определенной ролью или повторяющимся состоянием, особенностью поведения и т. д. Так, фраза:
— Я вчера здорово разозлился. —
не означает ничего в смысле существования у человека соответствующей субличности, но реплика:
— Я, бывает, и разозлиться могу, —
ввиду намека на повторяемость состояния злости, заставляет предположить наличие у человека субличности Злюки хотя бы на муладхарном (то есть начальном) уровне.
Для муладхарной субличности характерна невозможность как-то сгруппировать или точно предсказать ее проявления — они представляются человеку весьма случайными и не вписанными сколько-нибудь регулярно в его психическую жизнь.
Для предъявления муладхарной субличности характерны такие выражения, как «бывает, но редко», «изредка», «случается», «в виде исключения», «нерегулярно», «от случая к случаю», «никакой», «неопытный», «начинающий», «слабый»:
— Я неопытный любовник: женщин у меня было — раз, два и обчелся.
— Ну, какой я начальник — даю когда-то кому-то какие-то поручения — и ничего сверх того.
Упражнение 1. Подумайте, какие ваши субличности находятся на муладхарном уровне. Предъявите их во фразах.
Упражнение 2. Подумайте и решите, какие из следующих качеств (ролей) не проявлены у вас в виде субличности (а), какие представлены в виде муладхарной субличности (б), а какие — в более развитом виде (в). Выразите свое решение в виде соответствующей фразы. Аналогичное задание для пяти качеств (ролей) по вашему выбору.
1. Баловень Судьбы.
2. Мудрый Старик (Старуха).
3. Невезунчик.
4. Плохой Советчик.
5. Малое Дитя.
6. Беспристрастный Наблюдатель.
7. Спасатель.
8. Безответная Жертва.
9. Корыстный Друг.
10. Коварный Обольститель (Обольстительница).
Пример.
1 (а) — Мне повезло один раз в жизни — а остальное я зарабатывал сам.
2 (б) — Мне случается иногда помогать друзьям мудрыми советами — но это бывает при исключительных обстоятельствах.
3 (в) — Я не просто невезучий человек — мне не везет хронически, особенно на работе и с женщинами.
Упражнение 3. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как несуществующие, б) как муладхарные.
1. Злюка.
2. Добряк.
3. Остроумец.
4. Зануда.
5. Любовник.
6. Взрослая Дочь.
7. Пустой Фантазер.
8. Академик.
9. Солдат.
10. Теща.
Свадхистханная субличность.На уровне свадхистханы находятся субличности, которые уже прижились в психике и сознании человека до такой степени, что обзавелись свойственными им характерными качествами, или атрибутами. Свадхистханная личность по-прежнему не имеет «постоянной прописки», то есть определенного места и значительной роли в психике, оставаясь чем-то случайным: однако это уже не точка, а шарик в пространстве психики, не имеющий пока что составных частей, но обладающий не только именем, но и некоторыми свойствами, которые могут проявляться в конкретных ситуациях в большей или меньшей степени.
Количество проявлений у свадхистханной субличности существенно больше, чем у муладхарной, и они группируются в целую область, правда, с несколько размытыми краями, поскольку свадхистханная субличность может проявляться в разных случаях более или менее отчетливо.
Свадхистханная субличность чувствует себя в психике более уверенно, чем муладхарная — она уже не случайный гость, а привычное явление, хотя и не нашедшее пока себе своего определенного места. На нее еще нельзя всерьез опереться, но она уже имеет некоторый вес и как пушинку ее не сдуешь — то есть соответствующее ей состояние сознания относительно устойчиво и в минимальной степени может быть удержано человеком. Если муладхарную субличность можно сравнить с отдельной травинкой или перекати-полем, на мгновение появляющемся и тут же уносимым ветром, то свадхистханная личность подобна скромно произрастающему кустику или малому деревцу. Обычно свадхистханные личности располагаются в промежутке от случайных до вспомогательных, тяготея, однако, к первым.
Предъявляя (себе и другим) свадхистханную субличность, человек делает акцент на тех или иных ее качествах (аспектах), сила которых может варьироваться в зависимости от обстоятельств, например:
— Я теперь ученик, и учу арифметику, чтение и физкультуру, но успеваю в них по-разному.
— Я осваиваюсь в своей новой должности Ведущего Менеджера, а именно, вхожу в роли Руководителя Своей Секретарши (успешно), Подчиненного Своего Директора (сомнительно) и Непосредственного Начальника для десятка управляющих (пока неплохо).
— Я, бывает, что и влюбляюсь — иногда пылко, а иногда не очень.
— Я делаю первые успехи в теннисе — осваиваю подачу (пока слабо), счет (уже освоил), отражение атаки (посредственно), парную игру (совсем слабо).
Свадхистханная субличность не претендует на значительность своей роли в психике и жизни человека — но она все же более устойчива, чем муладхарная, в своем роде более уверена в себе: так просто ее не уничтожишь, и потеснить ее уже сложнее: это зерно, которое уже дало маленькие корешки, и хотя до полноценного колоса и тем более дерева ему еще далеко, оно уже не чужое в этой земле. В частности, у свадхистханной субличности возможны некоторые связи с другими субличностями, причем нередко выделяются ее покровители и недруги, влияющие на аспекты ее проявления:
— Я как астролог не очень опытен, но серьезных ошибок не делаю, а если приходит удача, то могу быть весьма эффективным.
В данном случае человек предъявляет свою субличность Практикующего Астролога как свадхистханную, причем ей покровительствует его Счастливчик, придавая этой субличности качество эффективности.
— Я только начинающий студент, но в основном терпеливый и устремленный к знаниям.
— Я — любимый сын моей матушки, с детства ею избалованный и нередко с капризами.
Проявления свадхистханной субличности не слишком предсказуемы, но они могут быть коррелированы с теми или иными качественными обстоятельствами, способствующими или, наоборот, препятствующими ее манифестациям:
— Я на свою еду не слишком обращаю внимание, но если меня долго не кормить, то становлюсь ненасытным.
— Я Золушкой редко себя чувствую — только если сильно устану и не высплюсь.
Упражнение 4. Подумайте, какие ваши субличности находятся на свадхистханном уровне. Предъявите их в фразах. Подумайте, какие из них вы бы предпочли видеть на муладхарном уровне или вовсе несуществующими, а какие бы хотели «повысить в ранге».
Упражнение 5. Определите, какую субличность какого уровня — отсутствующую (а), муладхарную (б), свадхистханную (в), или более высокую (г) — предъявляет прямо или косвенно человек в следующих репликах и пяти репликах по вашему выбору. Назовите эту субличность.
1. — Я пока начинающий автолюбитель — за рулем во второй раз.
2. — Мне еще рано жениться — надо подождать, пока поумнею и научусь за девушками правильно ухаживать.
3. — Зачем мне начальник? Я сроду сам знал, что мне надо делать.
4. — Я прыгаю иногда с парашютом, случается это в моей жизни — иногда ловко, иногда не очень, но всегда с энтузиазмом.
5. — О, кошки — это моя страсть, я без них себя не мыслю — они же такие лапочки!
6. — Почему это я отпетый бездельник? Просто я умею — иногда! — с чувством отдохнуть, не более того.
7. — Мои антиамериканские настроения — дань летучей моде, откровенно говоря.
8. — Что такое неудача, я плохо себе представляю.
9. — Бывают у меня деньжата порой, водятся иногда — но небольшие и недолго.
10. — Я не агрессивен, нет — так, огрызнусь, бывает, иногда, да и то если сильно достанут.
Упражнение 6. Подумайте и решите, какие из следующих качеств (ролей) не проявлены у вас в виде субличности (а), какие представлены в виде муладхарной субличности (б), какие — в виде свадхистханной субличности (в), а какие — в более развитом виде (г). Выразите свое решение в виде соответствующей фразы. Аналогичное задание для пяти качеств (ролей) по вашему выбору.
1. Теоретик.
2. Практик.
3. Послушная Девочка (Мальчик).
4. Коллекционер.
5. Любитель Переживать.
6. Ценитель Прекрасного.
7. Томная Красавица (Красавец).
8. Ученик Школы Жизни.
9. Мать сына-подростка.
10. Гордый человек.
Упражнение 7. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как несуществующие и б) как муладхарные, в) как.
1. Весельчак.
2. Болтун.
3. Задира.
4. Маг.
5. Утешитель.
6. Смиренный Грешник.
7. Фаталист.
8. Авантюрист.
9. Свидетель.
10. Любитель Развлечений.
Манипурная субличность. Субличность манипурного уровня существенно «материализуется» в психике, обрастая не только качествами, но и как бы составными частями, которые в некотором отношении исключают друг друга, подобно тому, как лапы, уши и хвост — различные и несовместимые части собаки. И хотя манипурная субличность по-прежнему не имеет своего отчетливого места в психике, она, в силу имеющейся у нее структуры, довольно устойчива и на нее можно уже частично опираться, используя в подходящих случаях, чем и пользуются покровительствующие ей основные субличности. По своему статусу манипурная субличность располагается, как и свадхистханная, в промежутке от случайной до существенной, но тяготеет ко второй.
«Составные части» манипурной субличности — это ее отчетливо выраженные грани, или аспекты, которые могут развиваться самостоятельно и иногда даже вступить в антагонизм, и манипурная субличность при этом может даже распасться на две разные субличности. Но в принципе взаимоисключающие аспекты манипурной субличности воспринимаются человеком как ее различные составные части, успешно функционирующие под общим руководством.
Область проявлений манипурной субличности еще шире, чем область проявлений свадхистханной, и имеет (в отличие от последней) отчетливую структуру, напоминающую карту государства с отчетливыми границами между по-разному раскрашенными губерниями. В роли «губерний» выступают различные не совместимые друг с другом аспекты данной субличности, проявлениями которых являются соответствующие события в жизни человека, или его поступки.
Вместе с тем, у манипурной субличности нет четкого места для своих проявлений в рамках общего жизненного потока — оно появляется лишь у вишудховской личности, играющей чаще всего базисную роль в жизни человека.
Итак, для манипурной субличности характерно наличие различных несовместимых аспектов, которым соответствуют отчетливо различимые группы ее проявлений:
— Когда я во вдохновении, я пишу прекрасные картины, а если его нет — то копирую гравюры.
Здесь субличность Художника имеет два аспекта: вдохновенный и невдохновенный, с соответствующими проявлениями в виде написанных картин и гравюр.
Еще примеры предъявления манипурных субличностей:
— Я все еще сын своей матери, когда изредка ее навещаю, и когда послушный сын, мы вместе гуляем, а когда нет — отсиживаемся по своим углам.
— Я вроде как теперь возлюбленный — но если верю в себя, то получается вызвать у Эммы улыбку, а если не верю — она хмурится.
— Я продолжаю свои занятия теннисом — отдельно разучиваю подачу, прием, парную игру, читаю литературу, обсуждаю с тренером свои ошибки.
Для манипурной субличности характерны те или иные материальные атрибуты, сопутствующие ее активности, некоторые жесты, становящиеся для человека как бы маркерами ее активизации, словечки, используемые им в соответствующей роли и т. д. В то же время вызвать манипурную субличность по своей воле человеку трудно, особенно если в данный момент времени активна основная субличность, ее недолюбливающая.
Для многих людей, особенно не слишком внимательных к себе, именно переход субличности на уровень манипуры и обзаведение ею персональными материальными атрибутами становится признаком существования данной субличности, а муладхарные и свадхистханные субличности невнимательный человек чаще всего не замечает вообще — ни в других, ни (особенно) в себе, так что из «тени» для него появляется не муладхарная субличность, которую в принципе гораздо легче обуздать, а манипурная, которая уже существенно вошла в психику и проросла там своими корешками, так что совладать с ней гораздо труднее.
Манипурная субличность обычно возникает у любителя-дилетанта в том или ином виде деятельности — при условии, что эта деятельность не становится для него страстью или регулярным и постоянным занятием.
Упражнение 8. Подумайте, какие ваши субличности находятся на манипурном уровне. Предъявите их во фразах. Какие атрибуты вы обнаружили у этих субличностей? Подумайте, какие из них вы бы предпочли видеть на свадхистханном или муладхарном уровне или вовсе несуществующими, а какие бы хотели повысить «в ранге».
Упражнение 9.Определите, какую субличность какого уровня (отсутствующую, муладхарную, свадхистханную, манипурную или более высокую) предъявляет прямо или косвенно человек в следующих репликах и пяти репликах по вашему выбору. Назовите эту субличность.
1. — Я никогда не любил выпить.
2. — Я недавно развелся — и привыкаю, кое-что уже научился делать по мелочи — гладить, стирать, пол подметать, когда его не видно становится.
3. — Я как жена еще только начинаю себя осознавать — ну, борщ варю там или мужу галстук поправляю, не больше.
4. — Я уже различаю интегралы определенные и неопределенные, и некоторые умею даже брать.
5. — Я люблю слушать музыку — особенно классическую, но только не ХХ-го века.
6. — Я девушек люблю с пятого класса — но блондинок какой-то одной любовью, брюнеток — другой, а рыжих — вообще особенно, и всегда разные подарки им делаю.
7. — Ну да, я академик, но это только половина моей жизни.
8. — Стоит мне скрестить руки на груди — я чувствую себя Наполеоном, и я поэтому это редко делаю, только если надо кого-то на место поставить или начальству свою независимость показать.
9. — У меня бывает религиозное чувство — но не то, чтобы часто, и какое-то чересчур неопределенное.
10. — Я в сексе чувствую себя неуверенно, скованно — видимо, практики не хватает.
Упражнение 10. Подумайте и решите, какие из следующих качеств (ролей) не проявлены у вас в виде субличности (а), какие представлены в виде муладхарной субличности (б), какие — в виде свадхистханной субличности (в), в виде манипурной субличности (г), а какие — в более развитом виде (д). Выразите свое решение в виде соответствующей фразы-самопредъявления субличности. Аналогичное задание для пяти качеств (ролей) по вашему выбору.
1. Спортсмен.
2. Торговец.
3. Нищий.
4. Нуждающийся в Помощи.
5. Явный Благотворитель.
6. Рабыня.
7. Чиновник.
8. Воспитатель.
9. Путешественник.
10. Духовный Ученик.
Упражнение 11. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как несуществующие, б) как муладхарные, в) как свадхистханные, г) как манипурные.
1. Подлиза.
2. Скромник.
3. Грубиян.
4. Интриган.
5. Разумный Эконом.
6. Комбинатор.
7. Неунывающий Оптимист.
8. Надежная Опора Друга.
9. Тяжелая Гиря.
10. Маятник.
Анахатная субличность. Субличность на анахатном уровне обычно является вспомогательной или основной. Ее проявления становятся для человека привычными и встречаются (и кажутся естественными) в практически всех областях его жизни. Иными словами, эта субличность как программа подсознания становится устойчивой чертой характера человека, которая может окрашивать собой другие его черты и субличности, то есть проявляться не прямо, а косвенно, будучи при этом заметна. Более того, анахатная субличность является глобально-значимым фактором психики: активизация анахатной субличности влечет за собой изменение работы всех программ подсознания, и существенно влияет на текущее состояние сознания человека. Если появление у человека новых низших субличностей (от муладхарной до манипурной) воспринимается его психикой и сознанием как нечто локальное и по большому счету незначительное, то появление новой анахатной субличности означает качественный поворот сознания, меняющей человеку видение мира в целом.
Анахатная субличность еще не имеет своего устойчивого места и конкретной роли в психике, но она — потенциальный претендент на такое место и такую роль, и базисные программы как бы оглядываются на нее, и работают с учетом ее существования — одни ее привлекают в качестве помощницы и могут существенно на нее опираться, другие, наоборот, вытесняют и отталкивают ее.
Анахатная субличность еще не очень хорошо управляется человеком — но он уже имеет какие-то «рычаги», способствующие ее активизации, хотя они еще не оформлены в виде конкретных ритуалов, дающих неизменный гарантированный результат. Но некоторые полуритуальные приемы, позволяющие как бы пригласить эту субличность выйти из глубины подсознания и активизироваться на том или ином материале, у человека уже образуются, и у него уже имеет соответствующий инструментарий — как психологический, так и материальный. Нередко он чувствует ее близость, когда она собирается самопроизвольно активизироваться, и он может подготовиться к ее проявлению, но редко может ему воспрепятствовать.
Активизация анахатной субличности в виде легких оттенков меняет все формы поведения и внешнего облика человека: его мимику, жестикуляцию, тембр речи, осанку, темп движений и т. д. Кроме того, у анахатной субличности есть свой «инструментарий», пока еще не очень большой, но свойственный только ей: определенные жесты, словечки, гримаски, вещественные предметы.