Воображение и личность. Развитие воображения.
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.
Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех- пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – науке, литературе, искусстве, инженерии и других – развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, что усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).
Основные понятия и ключевые слова:воображение, функция воображения, ятрогения, дидактогения, идеомоторные акты, сновидения, воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта, грозы, агглютинация, акцентирование, гипербола, схематизация, типизация.
Рекомендованная литература:
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. – М., 1996.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К.: Либідь. – 2005.
4. Касаткин В.М. Теория сновидений. – Л., 1983.
5. Коршунова Л.С. Воображение и реальность. – М., 1989.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х кн. Т. 1 / Под ред. В.В.Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983.
7. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.
8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1995.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
10. Роменець В.А. Психологія творчості. – К.: 2001.
11. Форман И.П. Воображение в структуре познания. – М., 1994.
12. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1971.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте общую характеристику воображению.
2. С какими другими психическими явлениями связано воображение?
3. В чем заключаются основные функции воображения?
4. Что является физиологической основой воображения и как оно связано с органическими процессами?
5. В чем заключается воссоздающее воображение?
6. Каковы особенности творческого воображения?
7. Раскройте особенности основных типов воображения.
8. Как осуществляется процесс создания образов воображения?
9. Как связано воображение с другими личностными свойствами?
10. Как происходит развитие воображения?
Тестовые задания
1. В каком утверждении дается определение воображению?
А) обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях;
Б) запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта;
В) отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений в совокупности их свойств и частей;
Г) процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
2. Какое утверждение относится к функции воображения, которая состоит в том, чтобы представлять действительность в образах?
А) с помощью искусно создаваемых образов человек может обратить внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;
Б) способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порожденную ими напряженность;
В) функция связана в мышлением, так как использует наглядные представления для решения задач;
Г) способность выполнять действия в уме, манипулируя образами.
3. В чем проявляется регулирование эмоциональных состояний?
А) функция связана в мышлением, так как использует наглядные представления для решения задач;
Б) способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порожденную ими напряженность;
В) способность выполнять действия в уме, манипулируя образами;
Г) с помощью искусно создаваемых образов человек может обратить внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. Какое высказывание относится к произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека?
А) способность выполнять действия в уме, манипулируя образами;
Б) способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порожденную ими напряженность;
В) с помощью искусно создаваемых образов человек может обратить внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;
Г) функция связана в мышлением, так как использует наглядные представления для решения задач.
5. В чем заключается формирование внутреннего плана действия?
А) с помощью искусно создаваемых образов человек может обратить внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;
Б) функция связана в мышлением, так как использует наглядные представления для решения задач;
В) способность выполнять действия в уме, манипулируя образами;
Г) способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порожденную ими напряженность.
6. Что относится к планированию деятельности?
А) актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы;
Б) причиной психического расстройства и заболевания может стать неосторожное высказывание врача или неправильно воспринятая информация;
В) причиной расстройства может стать неосторожное, бестактное, педагогически неграмотное высказывание учителя;
Г) составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
7. Какое утверждение относится к ятрогении?
А) составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;
Б) причиной расстройства может стать неосторожное, бестактное, педагогически неграмотное высказывание учителя;
В) причиной психического расстройства и заболевания может стать неосторожное высказывание врача или неправильно воспринятая информация;
Г) актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы.
8. Какое заболевание называют дидактогенным?
А) причиной психического расстройства и заболевания может стать неосторожное высказывание врача или неправильно воспринятая информация;
Б) актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы;
В) составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;
Г) причиной расстройства может стать неосторожное, бестактное, педагогически неграмотное высказывание учителя.
9. Что составляет физиологическую основу воображения?
А) причиной расстройства может стать неосторожное, бестактное, педагогически неграмотное высказывание учителя;
Б) составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;
В) актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы;
Г) причиной психического расстройства и заболевания может стать неосторожное высказывание врача или неправильно воспринятая информация.
10. Что нужно понимать под идеомоторным актом?
А) создание представления объекта, как можно более полно соответствующего его описанию;
Б) перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны;
В) образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных сочетаниях;
Г) под влиянием представления движения можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения.
11. Что относится к непроизвольному воображению?
А) образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных сочетаниях;
Б) создание представления объекта, как можно более полно соответствующего его описанию;
В) под влиянием представления движения можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения;
Г) перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.
12. Какое утверждение характеризует произвольное воображение?
А) под влиянием представления движения можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения;
Б) создание представления объекта, как можно более полно соответствующего его описанию;
В) перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны;
Г) образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных сочетаниях.
13. Какое высказывание относится к воссоздающему воображению?
А) перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны;
Б) образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных сочетаниях;
В) под влиянием представления движения можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения;
Г) создание представления объекта, как можно более полно соответствующего его описанию.
14. Какое утверждение характеризует творческое воображение?
А) преднамеренное пассивное воображение, создающее образы, несвязанные с волей;
Б) человек преобразует представления и создает новые, не имеющие образца образы;
В) создание образов желаемого будущего;
Г) наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.
15. Какое утверждение относится к мечте?
А) наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.;
Б) преднамеренное пассивное воображение, создающее образы, несвязанные с волей;
В) человек преобразует представления и создает новые, не имеющие образца образы;
Г) создание образов желаемого будущего.
16. Какое высказывание характеризует грезы?
А) создание образов желаемого будущего;
Б) наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.;
В) преднамеренное пассивное воображение, создающее образы, несвязанные с волей;
Г) человек преобразует представления и создает новые, не имеющие образца образы.
17. Что относится к непреднамеренному пассивному воображению?
А) наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.;
Б) преднамеренное пассивное воображение, создающее образы, несвязанные с волей;
В) человек преобразует представления и создает новые, не имеющие образца образы;
Г) создание образов желаемого будущего.
18. Какое утверждение относится к агглютинации?
А) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ;
Б) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается;
В) увеличение объекта по сравнению с действительностью;
Г) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;
Д) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план.
19. Какое высказывание характеризует акцентирование?
А) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ;
Б) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;
В) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается;
Г) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план;
Д) увеличение объекта по сравнению с действительностью.
20. Что относится к гиперболизации?
А) увеличение объекта по сравнению с действительностью;
Б) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ;
В) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план;
Г) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;
Д) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается.
21. В чем заключается схематизация?
А) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается;
Б) увеличение объекта по сравнению с действительностью;
В) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;
Г) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план;
Д) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ.
22. Что относится к типизации?
А) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план;
Б) увеличение объекта по сравнению с действительностью;
В) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается;
Г) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;
Д) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ.