Волевые качества человека и их развитие.
Своеобразие активности личности воплощается в ее волевых качествах.
Волевые качества –это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о достигнутом личностью уровнем сознательной саморегуляции поведения, ее властью над собой.
Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.
Выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным. Таким образом, выдержка и самообразования проявляется в способности волевым усилием тормозить (ослаблять или замедлять) действия, чувства и мысли, которые мешают осуществлению принятого решения.
Различают базальные (первичные) и системные волевые качества.
КбазальнымВ.К.Калин относит следующие волевые качества:
Энергичность – это способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.
Терпеливостьопределяется как умение поддерживать дополнительным усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).
Выдержка и самообладание(см. выше).
Смелость – способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью, или престижу) сохранять устойчивость организации психических функций и не снизить качества деятельности. Смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск из-за определенной цели.
Системные волевые качествапредставляют собой определенное объединение однонаправленных проявлений сознания. Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных сфер – волевой, эмоциональной, интеллектуальной. При этом важно знать, что базовые (первичные) волевые качества образуют основу системных (вторичных) качеств, их ядро.
Целеустремленностьзаключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями обусловленные его твердыми убеждениями, взглядами.
Различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.
Настойчивость – это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивый человек правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такой человек способен к длительному движению к намеченной цели. Противоположными качествами являются упрямство и негативизм, которые свидетельствуют о недостатках воли. Упрямые человек продолжает отставать свои ошибочные позиции, несмотря на разумные доводы негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.
Принципиальность – умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, взглядами, уверенностью в целесообразности определенных моральных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми. Принципиальность проявляется в устойчивой дисциплине поведения, в правдивых чутких поступках.
Инициативность– это умение находить и предлагать новые, нешаблонные решения и способы их осуществления, а также предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.
Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.
От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.
Организованностьзаключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченным планам и проявлять определенную гибкость при изменении обстоятельств.
Последовательностьдействий характеризует то, что совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное.
Самостоятельность – это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относится к чужому влиянию, оценивая их соответственно с позиции своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственной инициативе поставить цель, организовать деятельность по ее достижению.
Самоконтроль и самооценка. Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике. Таким образом, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности. Отрицательные качества: упрямство, капризы.
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.
В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.
Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.
Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего, успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.
Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.
Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т.д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив.
Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.
Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.
Развитие воли у детей тесным образцом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Основные понятия и ключевые слова:
Рекомендованная литература:
Вопросы для самоконтроля:
Тестовые задания:
1. Какое утверждение относится к определению воли?
А) запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта;
Б) обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях;
В) сознательное регулирование человеком свого поведения и деятельности, выраженное в умении преодалевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков;
Г) преобразование представлений и создание на этой основе новых образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
2. В чем заключается главная функция воли?
А) является побуждения человека, направленное на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий;
Б) заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности;
В) сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели;
Г) являются рефлекторное сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание, отдергивание руки при прикосновении к горячему и т.д.
3. Что относится к непроизвольному движению?
А) заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности;
Б) являются рефлекторное сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание, отдергивание руки при прикосновении к горячему и т.д.;
В) является побуждения человека, направленное на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий;
Г) сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели.
4. Какое высказывание характеризует волевое поведение?
А) являются рефлекторное сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание, отдергивание руки при прикосновении к горячему и т.д.
Б) является побуждения человека, направленное на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий;
В) заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности;
Г) сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели.
5. Что относится к внутренним препятствиям?
А) сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели;
Б) являются рефлекторное сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание, отдергивание руки при прикосновении к горячему и т.д.
В) является побуждения человека, направленное на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий;
Г) заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.
6. Что может послужить примером внешних препятствий?
А) достижение чего-либо приятного, точно так же избежать чего-либо неприятного;
Б) понимание значения поставленной цели и того, ради чего совершаем те или иные действия;
В) отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей;
Г) сознательный выбор цели и подбор средств для достижения, контролирование правильности хода выполнения действий.
7. Что относится к осознанности волевого действия?
А) отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей;
Б) достижение чего-либо приятного, точно так же избежать чего-либо неприятного;
В) сознательный выбор цели и подбор средств для достижения, контролирование правильности хода выполнения действий;
Г) понимание значения поставленной цели и того, ради чего совершаем те или иные действия.
8. В чем проявляется связь воли и мышления?
А) сознательный выбор цели и подбор средств для достижения, контролирование правильности хода выполнения действий;
Б) понимание значения поставленной цели и того, ради чего совершаем те или иные действия;
В) достижение чего-либо приятного, точно так же избежать чего-либо неприятного;
Г) отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей.
9. Как выражается связь воли и чувств?
А) отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей;
Б) достижение чего-либо приятного, точно так же избежать чего-либо неприятного;
В) сознательный выбор цели и подбор средств для достижения, контролирование правильности хода выполнения действий;
Г) понимание значения поставленной цели и того, ради чего совершаем те или иные действия.
10. Как понимали волю древние философы?
А) как абсолютную свободу, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами;
Б) как сознательное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам;
В) как пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы;
Г) правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики.
11. Как понимали волевое поведение античные философы?
А) как сознательное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам;
Б) как пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы;
В) правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики;
Г) как абсолютную свободу, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами.
12. Как рассматривали волю средневековые философы?
А) правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики;
Б) как пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы;
В) как абсолютную свободу, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами;
Г) как сознательное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам.
13. В каком утверждении дается характеристика воли с позиций экзистенциализма?
А) как пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы;
Б) как сознательное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам;
В) правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики;
Г) как абсолютную свободу, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами.
14. В чем заключается концепция реактивного поведения?
А) определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия;
Б) поведение человека понимается как сознательно активное, а он сам наделен способностью к сознательному выбору его форм;
В) поведение человека представляет собой в основном реакции нам различные внутренние и внешние стимулы;
Г) рассматривал волю как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающие эту активность.
15. Какая из трактовок воли принадлежит И.П.Павлову?
А) рассматривал волю как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающие эту активность;
Б) поведение человека понимается как сознательно активное, а он сам наделен способностью к сознательному выбору его форм;
В) поведение человека представляет собой в основном реакции нам различные внутренние и внешние стимулы;
Г) определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
16. В чем заключается сущность активной концепции воли?
А) рассматривал волю как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающие эту активность;
Б) определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия;
В) поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы;
Г) поведение человека понимается как сознательно активное, а он сам наделен способностью к сознательному выбору его форм.
17. Как понимается сущность воли в современных психологических исследованиях?
А) поведение человека понимается как сознательно активное, а он сам наделен способностью к сознательному выбору его форм;
Б) рассматривал волю как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающие эту активность;
В) определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия;
Г) поведение человека представляет собой в основном реакции нам различные внутренние и внешние стимулы.
18. Что относится к гигантским пирамидным клеткам?
А) играют важную роль в удержании цели действий и расположены в лобных долях;
Б) проявляется в нарушении произвольной регуляции движений и действий;
В) обеспечивает преемственность отдельных фаз движения и их плавность выполнения;
Г) являются основой произвольных движений и в них зарождаются импульсы к движению.
19. Какое утверждение характеризует премоторные зоны?
А) обеспечивает преемственность отдельных фаз движения и их плавность выполнения;
Б) являются основой произвольных движений и в них зарождаются импульсы к движению;
В) проявляется в нарушении произвольной регуляции движений и действий;
Г) играют важную роль в удержании цели действий и расположены в лобных долях.
20. Какое значение имеют префронтальные участки коры?
А) проявляется в нарушении произвольной регуляции движений и действий;
Б) являются основой произвольных движений и в них зарождаются импульсы к движению;
В) обеспечивает преемственность отдельных фаз движения и их плавность выполнения;
Г) играют важную роль в удержании цели действий и расположены в лобных долях.
21. Какое высказывание относится к апраксии?
А) являются основой произвольных движений и в них зарождаются импульсы к движению;
Б) играют важную роль в удержании цели действий и расположены в лобных долях;
В) проявляется в нарушении произвольной регуляции движений и действий;
Г) обеспечивает преемственность отдельных фаз движения и их плавность выполнения.
22. В чем проявляется абулия?
А) ясное осознание цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели;
Б) человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает;
В) проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие;
Г) это те причины, которые побуждают человека действовать.
23. Что относится к мотивам волевых действий?
А) ясное осознание цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели;
Б) человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает;
В) проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие;
Г) это те причины, которые побуждают человека действовать.
24. Что нужно понимать под желанием?
А) человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает;
Б) это те причины, которые побуждают человека действовать;
В) проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие;
Г) ясное осознание цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели.
25. Какое утверждение характеризует влечение?
А) ясное осознание цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели;
Б) человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает;
В) это те причины, которые побуждают человека действовать;
Г) проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие.
26. Когда проявляется борьба мотивов?
А) особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия;
Б) составляет основной момент волевой деятельности человека;
В) заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия;
Г) столкновение нескольких желаний или побуждений к деятельности;
Д) заключается в выборе цели и способа действии.
27. Что означает принятие решения?
А) составляет основной момент волевой деятельности человека;
Б) заключается в выборе цели и способа действии;
В) заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия;
Г) особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия;
Д) столкновение нескольких желаний или побуждений к деятельности.
28. В чем заключается исполнение принятого решения?
А) заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия;
Б) заключается в выборе цели и способа действии;
В) особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия;
Г) столкновение нескольких желаний или побуждений к деятельности;
Д) составляет основной момент волевой деятельности человека.
29. В чем проявляется волевое усилие?
А) особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия;
Б) составляет основной момент волевой деятельности человека;
В) заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия;
Г) столкновение нескольких желаний или побуждений к деятельности;
Д) заключается в выборе цели и способа действии.
30. Что относится к внутренним волевым действиям?
А) заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия;
Б) столкновение нескольких желаний или побуждений к деятельности;
В) заключается в выборе цели и способа действии;
Г) составляет основной момент волевой деятельности человека;
Д) особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.
31. Какое высказывание относится к определению волевых качеств?
А) умение противостоять страху и идти на оправданный риск;
Б) умение поддерживать дополнительным усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий;
В) относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о сознательной саморегуляции поведения личности и ее властью над собой;
Г) выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действию.
32. В чем заключается выдержка и самообладание?
А) относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о сознательной саморегуляции поведения личности и ее властью над собой;
Б) умение противостоять страху и идти на оправданный риск;
В) выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действию.
Г) умение поддерживать дополнительным усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий.
33. Какое высказывание относится к смелости?
А) умение поддерживать дополнительным усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий;
Б) выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действию.
В) относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о сознательной саморегуляции поведения личности и ее властью над собой;
Г) умение противостоять страху и идти на оправданный риск.
34. Что относится к терпеливости?
А) умение поддерживать дополнительным усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий;
Б) выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действию;
В) умение противостоять страху и идти на оправданный риск;
Г) относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о сознательной саморегуляции поведения личности и ее властью над собой.
35. Что понимается под силой воли?
А) умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми убеждениями, уверенностью в целесообразности определенные моральных норм поведения;
Б) умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
В) умение человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями обусловленные его твердыми взглядами;
Г) обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.
36. Что относится к целеустремленности?
А) обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели;
Б) умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми убеждениями, уверенностью в целесообразности определенные моральных норм поведения;
В) умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
Г) умение человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями обусловленные его твердыми взглядами.
37. В чем заключается настойчивость?
А) умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
Б) обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели;
В) умение человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями обусловленные его твердыми взглядами;
Г) умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми убеждениями, уверенностью в целесообразности определенные моральных норм поведения.
38. В чем проявляется принципиальность?
А) обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели;
Б) умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
В) умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми убеждениями, уверенностью в целесообразности определенные моральных норм поведения;
Г) умение человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями обусловленные его твердыми взглядами.
39. В чем заключается инициативность?
А) умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, критически относится к чужому влиянию;
Б) характеризуется тем, что совершаемые поступки, вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное;
В) умение человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченным планам и проявлять определенную гибкость при изменении обстоятельств;
Г) умение находить и предлагать новые, нестандартные решения и способы их осуществления, проявляя активность;
Д) заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии правильных решений.
40. В чем проявляется решительность?
А) умение находить и предлагать новые, нестандартные решения и способы их осуществления, проявляя активность;
Б) заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии правильных решений;
В) характеризуется тем, что совершаемые поступки, вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное;
Г) умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, критически относится к чужому влиянию;
Д) умение человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченным планам и проявлять определенную гибкость при изменении обстоятельств.
41. Что относится к организованности?
А) характеризуется тем, что совершаемые поступки, вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное;
Б) заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии правильных решений;
В) умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, критически относится к чужому влиянию;
Г) умение человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченным планам и проявлять определенную гибкость при изменении обстоятельств;
Д) умение находить и предлагать новые, нестандартные решения и способы их осуществления, проявляя активность.
42. Чем характеризуется последовательность?
А) характеризуется тем, что совершаемые поступки, вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное;
Б) умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, критически относится к чужому влиянию;
В) умение находить и предлагать новые, нестандартные решения и способы их осуществления, проявляя активность;
Г) заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии правильных решений;
Д) умение человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченным планам и проявлять определенную гибкость при изменении обстоятельств.
43. В чем проявляется самостоятельность?
А) умение находить и предлагать новые, нестандартные решения и способы их осуществления, проявляя активность;
Б) характеризуется тем, что совершаемые поступки, вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное;
В) заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии правильных решений.
Г) умение человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченным планам и проявлять определенную гибкость при изменении обстоятельств;
Д) умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, критически относится к чужому влиянию.
Основные понятия и ключевые слова: воля, произвольные и непроизвольные действия, внутренние и внешние препятствия действий и поведения, осознанность, цель, средства, побудительная и тормозящая функция воли, экзистенциализм, бихевиоризм, реактивная и активная теория, гигантские пирамидные клетки, премоторная зона, префронтальные участки коры, апраксия, абулия, желание, влечение, борьба мотивов, принятие решения, исполнение решения, волевое усилие, энергичность, терпеливость, выдержка и самообладание, целеустремленность, настойчивость, принципиальность, инициативность, решительность, организованность, последовательность, самостоятельность.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.
2. Охарактеризуйте волевые действия.
3. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?
4. Какие вы знаете теории воли?
5. Раскройте взгляды античных и средневековых философов на проблему воли.
6. Расскажите, как проблема воли рассматривается в работах Н. А. Бернштейна.
7. Что является физиологической основой воли?
8. Что вы знаете о нарушениях воли?
9. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.
10. Что такое волевое усилие и решительность?
11. Что относится к волевым качествам человека?
12. Расскажите об основных этапах развития воли у ребенка.
13. Раскройте роль сознательной дисциплины в формировании воли.
Рекомендуемая литература
1. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». (О неосознаваемых формах высш. нервной деятельности). — М.: Медицина, 1968.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
3. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. — Ташкент, 1985.
4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.
5. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.
6. Павлов И. II. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. - М.: Изд. АН СССР, 1952.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
8. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. — 1967. — №4.