Предпосылки блокировки и искажений
Изначальных стереотипов
По определению, каждый человек от рождения имеет запас энергии, необходимый для реализации своих талантов, и в начале жизни будет проявлять эту энергию в социально неприемлемой форме. Более того, он постарается воспользоваться этой энергией, чтобы компенсировать свою несостоятельность (естественную для раннего возраста) в других контекстах или привлечь к себе внимание окружающих.
Рассмотрим в качестве примера врожденную активность и независимость. Постоянный соблазн использовать их для вышеуказанных целей рождает неадекватные действия. Тогда обязательно найдутся люди и силы, которые постараются остановить такого ребенка, что заканчивается для него переживанием стресса и сопровождается формированием устойчивых страхов. В результате ребенок обязательно научится блокировать «лишнюю» энергию, станет смирным, – и изначально присущее ему поведение будет сильно искажаться («корректироваться») страхом.
Рассмотрим другой пример. Предположим, что человек обладает врожденной склонностью охранять и опекать окружающих. Так как это социально приветствуется, то неизбежно разовьется склонность использовать такой талант, чтобы привлечь похвалу и симпатию людей, что, в свою очередь, непременно приведет к чрезмерности, навязчивости, чувству собственной важности и другим поведенческим искажениям. Со временем на этой почве развиваются манипулятивные стереотипы и игры («я только стараюсь вам помочь», «люди неблагодарны» и т.д.). Такому человеку будет казаться, что жизнь полна несправедливости и т.п.
Таким образом, каждый человек неизбежно обзаведется тем или иным индивидуальным пакетом искажающих восприятие и поведение страхов, в какой бы среде он ни развивался. Эти страхи будут проявленыболее жестко или мягко, но они обязательно будут – как необходимое условие первичной социальной адаптации. Они накладываются как временное ограничение на использование силы, которую нельзя отдавать в руки ребенка. Необходимо сохранить от него его собственную силу до тех пор, пока он не вырастет и не научится использовать ее осознанно и по назначению.
Дальнейшая эволюция искажений
Изначальных стереотипов
Любое искажение изначального стереотипа – проявляется ли оно в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании или симптоме болезни, формируется в течение длительного периода и является в этот период в каком-то смысле спасительным для человека. В зависимости от своей предрасположенности, ребенок ощущает либо недостаток внимания взрослых и пугается ощущения собственной ненужности и покинутости, либо чрезмерное внимание, которое переживает как давление и агрессивную опеку. В обоих случаях у него формируется стереотип защиты в форме уныния, плаксивости, капризов, протеста – вплоть до некоторых видов заболеваний или привычки попадать в серьезные неприятности. Это спасает его от злоупотребления той силой, которой он потенциально владеет.
Год за годом используя какой-либо из этих (уже искаженных, ставших деструктивными) стереотипов, человек как бы тренируется в нем, оттачивая его и делая более стабильным, и начинает воспринимать его как единственно возможное поведение (ибо «это на самом деле так» и «такова жизнь»). Естественно, что все это происходит, минуя сознание. Довольно быстро формируется и телесное проявление этого стереотипа в форме хронических мышечных спазмов, дискомфортных или болезненных ощущений либо периодически повторяющихся обострений хронических заболеваний. В этом процессе человеком движет страх.
Механизм создания таких защит лежит в основе социальной адаптации,поэтому в каком-то смысле страх является другом – до тех пор, пока человек не научится осознанно управлять своей активностью – уже в зрелом возрасте, как уже упоминалось. К этому моменту страх превращается во врага,и заболевания, источником которых он является,больше не защищают человека от трудностей жизни и от собственной силы, а всерьез останавливают его движение.
Теперь изначальные стереотипы должны быть освобождены от многочисленных страхов и последствий прежних стрессовых воздействий, и это единственный способ существенно повысить жизненную стойкость, силу и стрессоустойчивость организма, не нарушая уникальных законов его развития.
На этой фазе личной эволюции человек обязан вернуться к детским переживаниям и отменить ранние бессознательно принятые решения (освободить изначальные стереотипы), а затем добиться того, чтобы каждая субличность достигла зрелости, соответствующей его реальному возрасту и стоящим перед ним задачам.