Заповеди младшего школьника 2 страница

7. Другой целью, рожденной резкими изменениями физиологии, могучими гормональными процессами, визуально проявленными вторичными половыми признаками, является достижение успеха у противоположного пола. Еще недавно (в начальной школе) речь шла о невинной романтической симпатии, без всякой задней мысли, которая почти не забирала ни времени, ни сил. Теперь народившийся разум в соединении с абсолютно взрослой физиологией сооружают гигантскую пирамиду размышлений, идей, иллюзий, мечтаний, слов, разговоров, а иногда и дел. Тут самое главное в том, чтобы дел было как можно меньше. Пусть все ограничится именно иллюзиями и мечтами.

8. Именно борьбе (выяснению, кто сильнее) и обретению сексуальной привлекательности посвящены все подростковые фильмы (книги, игры). Таким образом, накачивается энергетика социальной успешности человека. Как и в первом возрасте, пятый возраст призван до предела сжать пружину, которая будет разжиматься до 40 лет, пока не наступит следующая возрастная революция. Сжимание пружины подразумевает максимальный процент мечтаний и минимальный процент реализации. Вот почему нужны фильмы, книги, виртуальные игры – все это разжигает фантазию, распаляет мечты. А вот реальное творчество, реальные спортивные успехи и, не дай бог, реальная взаимная любовь могут оказаться очень вредны. Только мечты!

9. Чем сильнее разъедутся мечты и их реализация, тем больше будет потенциал человека. Таким образом, главный успех возраста – это отсутствие реальных успехов на фоне все возрастающих амбиций. Это очень парадоксальная формула, и не каждый согласится жить в такой обстановке пять лет. Но делать это надо! Представьте, что вы самолет, выруливший на стартовую дорожку, и ваш успех в том, чтобы не продвинуться ни на метр, но при этом жутко гудеть и трястись, еле сдерживая себя тормозами, дабы не помчаться вперед по дорожке, стремительно набирая скорость (сам разбег – это уже следующий возраст).

10, Чем же занять пять лет, если нельзя ничего делать? Учебой, господа, учебой! Но несколько странной учебой. Точнее было бы назвать этот процесс не обретением знаний или навыков, а парадом амбиций, длительным пятилетним тестом на талантливость. В результате полученных знаний абитуриент должен ничего ни в чем не понимать, но быть абсолютно уверенным в том, что он пуп земли. Более всего такому раскладу соответствует математика, по нисходящей физика, химия или биология. Причем именно потому, что в них есть практический элемент. А нам нужен чистый теоретик, амбициозный, наглый юнец, умеющий рассуждать на любую тему, но почти ничего не делающий руками. В этом смысле разные профтехучилища – – это просто возрастное преступление.

11. Если отвлечься от интеллектуальных борений и внутреннего самокопания, то возраст хорош для некоторого огрубления жизни. Можно потихоньку отучаться от комфортного бытия, отрекаться от мягкой постели, излишне нежной пищи. Ну и конечно же начать слушать грубую музыку (рок) и носить грубую одежду. Одним словом, начать вхождение в молодежную культуру, которая всегда отличается грубостью, в частности грубостью лексикона.

12. Иногда огрубление плавно перетекает в милитаризацию образа жизни. Необходимо сказать, что этот возраст легко склоняется ко всякого рода фашизму: стадность, грубость, культ силы, поиск врага. Й в этом смысле надо быть начеку, точно и своевременно отводя угрозу. Необходимо для всех, кого не удалось поставить на путь интеллектуального роста, создавать военизированные организации под управлением настоящих, официальных военных, пока на их место не пришли самозваные фюреры. В этом смысле что-то типа республики ШКИД, колонии Макаренко или суворовских училищ для всех потенциальных беспризорников крайне необходимо.

13. Парадоксально, но именно в этом возрасте, когда женский пол начинает стремительно отодвигаться от мужского, различие мужского знака и женского минимально.

Девушки тоже мечтают, тоже планируют будущую жизнь. В их мечтах меньше профессиональных и интеллектуальных ориентиров, больше идеализируется представление о любви, рисуются розовые картины семейной жизни... Девочка-подросток готова полюбить по-настоящему. Но... предметом любви, скорее всего, будет некий недостижимый идеал, киноактер, эстрадный певец. Смысл этой любви, как и все в подростковом возрасте, в тренировке главного качества, в наборе энергии. Через подростковую любовь девочка раздувает свою мечту о большой любви, о семейном счастье.

14. Энергетика возраста необыкновенно светлая и жизнерадостная, и это очень хорошая компенсация примитивизму интеллекта и грубости манер. Отсюда невозможность длительных депрессий от несчастной любви или провалившихся амбиций. Душевные раны заживают очень быстро. Если же депрессивное состояние все же проклюнется, лечить его надо ударными дозами общения с природой. Подросток, как и младший школьник, истинное дитя природы, в ней он черпает свои силы.

15. Территорией проживания возраста должна оставаться семья. Вплоть до 17 лет. Западную модель, которую обязательно попытаются привить и у нас, в соответствии с которой подросток должен жить в колледже, встречаясь с родителями лишь изредка, теория считает ошибочной. Двухтерриториальность, нежелательность ранних навыков самостоятельной жизни, необходимый для набора энергии инфантилизм, ортодоксальность знака – все указывает на то, что семью покидать рано.

16. Очень важно в этом возрасте освоиться со знаком судьбы, умением искать удачу. Именно это качество позволит юному абитуриенту ловко сдать экзамен в любое заведение. Но экзамен – это частность. Главное – это выбор профессии. Подумать только, совсем еще неопытному человеку, почти ребенку необходимо выбрать профессию, быть может, на всю жизнь. Тут, с одной стороны, необходимо воображение, а с другой стороны, умение быть ловким прагматиком, способным умерить фантазии и выбрать наиболее рациональный путь к вершинам жизни. Так вскрывается еще одно, на этот раз очень плодотворное противоречие возраста – сочетание в одном знаке безудержных фантазий и жесткого прагматизма.

17. При всей своей изначальности подростковый возраст несет в себе очень сильный прощальный заряд. Уходит возможность быть инфантильным, прикидываться беспомощным. Отныне все труднее будет просить у родителей деньги, уклоняться от работы, уклоняться от персональной ответственности. Ну, а пока возраст еще не кончился, можно почувствовать себя взрослым изнутри и совсем еще ребенком снаружи.

18. Если новорожденный (первый возраст) соглашается жить и начинает бороться за жизнь, бороться за свое тело, то подросток, завершая школу, должен согласиться жить своим умом, должен начать борьбу за самостоятельный интеллект. Для этого ему очень важно в самом конце возраста (но не раньше) покинуть дом родителей и отправиться в светлый мир юности, мир всеобщего братства и любви.

ВОЗРАСТ ЮНОСТИ

КРЫСА (от семнадцати до двадцати четырех)

Пять возрастов позади, в кармане паспорт и аттестат зрелости, наконец-то свобода, долгожданная свобода от школьной обязаловки, от родительских й учительских нравоучений. И в то же время собственная семья, борьба за хлеб насущный, карьера – далеко впереди. Что может быть романтичнее этого момента – выпускной бал, первый поцелуй, абитуриентство, первые лекции в институте, стройотряды, «картошка»... Редкий человек не признается, что именно этот возраст был самым лучшим в его жизни. Разве что тот, кто делал в этом возрасте не то, что предписано самим возрастом, а пытался продлить предыдущий (сидел под зорким присмотром родителей) или опередить события (например, завел семью). Если же человек правильно понял пришедший возраст, то превыше всего он будет жаждать свободы и любви.

Уход от семьи

Внутреннее строение каждого их трех периодов жизни (детство, молодость, зрелость) таково, что после возраста планирования наступают два возраста, в которых человек как бы отказывается от своих планов, уходит в сторону от основной, столбовой дороги. Таким образом, основной, чаще подсознательный план всех девушек и большинства юношей, составленный в пятом возрасте (12–17) (завести свою собственную семью), в шестом возрасте покидает сознание, уступая место другим идеям. Мечта о материнстве (об отцовстве), возникшая в возрасте Быка параллельно с гормональными изменениями, в шестом возрасте постепенно тает, прячется в глубины сознания, как бы откладывается на потом. И это очень правильно – только спрятавшись как следует, эта идея вынырнет с максимальной силой в том возрасте, что предусмотрен как идеальный для продления рода.

Идея преемственности, идея продления рода уступает место своей противоположности – идее создания молодежной контркультуры, идее ухода от ханжества и лжи взрослого мира в мир любви и свободы.

Разрушение логики

Маленький ребенок, переходя из первого возраста во второй, утрачивает изначальную логику бытия и погружается в видимый хаос предметов, ощущений, движений. Аналогично при переходе из пятого возраста в шестой отроки утрачивают изначальную примитивную логику социального бытия и погружаются в бескрайнее море людских отношений, жизненных ситуаций, интеллектуальных поисков.

Лишившись логики (схематизма и догмы), юноша получает свободный, лишенный предвзятости и догматизма тип мышления и познания мира. Правильнее такой тип мышления называть эмпирическим или мистическим. Эмпиризм в том, что все надо перепробовать, все испытать самому, не доверяя ни глазам своим, ни рассказам бывалых людей. Мистицизм в том, что именно в этом возрасте над юношей главенствуют мистические стихии, первая из которых любовь, другая – некий абсурдизм мышления, тяга к сюрреализму, мистическим учениям.

Главный вывод из сказанного в том, что знакомство с социумом, проходившее в пятом возрасте под присмотром родителей и учителей, теперь должно стать хаотичным и бессистемным.

Дисциплина, сопутствующая логическим возрастам, должна быть отменена, уступив место молодежной вольнице» Очень разумно поступают институты, позволяющие студентам этого возраста самим выбирать себе график посещения занятий. Что касается армейской службы в этом возрасте, то она должна быть максимально открыта и минимально жестка. Тот вариант службы, что практикуется у нас, практически ничем не соответствует возрасту Крысы.

Может показаться, что мистическое мышление – не самое подходящее для получения высшего образования, однако это не так. Именно мистическое (эмпирическое) мышление наиболее вместительное и жадное до информации. Не стесненное точными рамками логики и интуиции мышление с аппетитом поглощает все подряд, не затрудняясь перепроверкой и систематизацией материала. В дальнейшем грандиозный объем полученной информации очень сильно подтает, но мистическим образом из всего объема забытой информации родится нечто такое, что впоследствии будет зваться стилем мышления, тем самым образом мыслей, что написан у человека на лбу, тем признаком, по которому всегда можно отличить гуманитария от технаря, а технаря от выпускника университета. Мистический тип мышления сказывается и в способах усвоения информации, среди которых знаменитая студенческая зубрежка и не менее знаменитые шпаргалки.

Главный же пафос возраста в открывающемся бескрайнем просторе интеллектуальных богатств человечества, а также бесконечном просторе человеческого общения. Недаром знаменитая фраза о роскоши человеческого общения произнесена Сент-Экзюпери, родившимся в год Крысы.

Любовь и воля

Любовь – главный спутник мистического мышления, она буквально переполняет сознание юноши. Главным образом, конечно, речь идет о любви, подгоняемой раскрепостившейся физиологией. Но не все так примитивно. Напротив, именно в предыдущем и во многих последующих возрастах мужчина воспринимает любовь примитивно. В возрасте же Крысы любовь воспринимается в ее самом неискаженном, истинном виде, без излишней романтизации, без ханжества, но и без цинизма. Именно в этом возрасте юноша начинает чувствовать в себе всепожирающий пламень любви, именно в этом возрасте юноше даруется способность понять непостижимое женское сердце, разгадать те желания женщины, которые, быть может, она и сама еще не разгадала.

Любовь в этом возрасте растет без ограничений и становится главным принципом бытия, доктриной всей жизни, понятием, которое становится выше всего, все объясняет и над всем главенствует. В любом молодежном движении любовь (либо ее сублимированные формы) занимает главенствующее положение, но особенно мощно гимн любви прозвучал в знаменитом движении хиппи. Не понимая чисто возрастного значения любви, хиппи хотели своей любовью вылечить весь мир.

Многим кажется, что все проблемы этого возраста связаны с любовью; однако правильнее считать, что проблемы возраста связаны с запретом на любовь. Раз уж любовь в этом возрасте– столь неодолимая сила, то лучше с этой силой не бороться, а постараться ввести ее в определенные культурные рамки. А вот препятствовать любви, запирая любвеобильных юношей в казармы или под домашний арест, – это прямой путь к ужасным последствиям – дедовщине, умственным отклонениям и даже лишению рассудка.

Что касается воли, то она находится в определенном противоречии с метаниями возраста, с его бесконечным поиском, с избыточной широтой интересов. Главное предназначение воли, видимо, все же в том, чтобы преодолеть силу притяжения к родителям и попробовать оторваться от семьи. Юноши хорохорятся, храбрятся, и все – таки им страшно уйти из теплого мира родительской опеки. Тут-то и нужна воля. Воля эта еще недостаточно разумна, чтобы они могли спокойно и точно объяснить, почему и куда хотят уйти, но достаточно сильна для того, чтобы можно было уйти, а потому не стоит бороться с этой волей.

Та же самая воля стоит за маниакальным упорством молодежи, проявляемым ею в стремлении противопоставить себя миру взрослых, создать свой специфический молодежный мир. По сути дела, идеи молодежных движений очень точно напоминают любые утопические модели, в которых гораздо больше отрицания, чем серьезного позитива. Юность очень хорошо знает, чем плох старый мир, но очень слабо представляет себе, как построить новый.

К 31 году подавляющее большинство молодых людей окончательно и навсегда прощаются с идеями молодежного мира, с идеями контр – культуры, ибо воля наступающего восьмого возраста будет разумной и легко развенчает утопические идеи юности.

Возраст невест

Как уже не раз говорилось, девушки лишь внешне копируют возрастные изменения сильного пола, внутренне же двигаются по своей, более замысловатой возрастной траектории. Таким образом, внешне вступая в возраст любовных безумств, девушка не обретает ни мистического мышления, ни любовного горения, ни бушующей гормональной революции юноши. Вместо всего этого у нее очень уравновешенный, очень спокойный реалистический тип мышления, такой же, какой мужчины обретут лишь в седьмом возрасте.

Реалистический тип мышления подразумевает очень трезвый взгляд на жизнь, очень точное понимание своего положения, любовь к деньгам, нарядам, красивой жизни. Любовь к красоте, разумеется, у каждой реализуется по-своему: кто-то предпочитает ходить по ресторанам, а кто-то по музеям и концертам.

Любовь к прекрасному чаще всего реализуется в этом возрасте в умении преподнести себя, одеться со вкусом, красиво двигаться, красиво говорить, красиво молчать, в конце концов. Чувство красоты в этом возрасте внутри девушки. В душе ее покой, равновесие, отсюда гармония и красота.

Как все это далеко от юношеского сумасбродства, от юношеского стремления противопоставить себя миру взрослых. Действительно, девушки лишь обозначают свой уход из мира взрослых, на деле же вполне готовы продолжать доверительный и тесный контакт с родителями. Ну, а красота нужна в этом возрасте для того, чтобы заинтриговать и увлечь максимальное количество претендентов на руку и сердце. Любая девушка в этом возрасте сознательно или бессознательно играет роль невесты.

Игра в невесту не так проста и примитивна, мужчины редко реагируют на прямолинейные стремления молодой особы побыстрее выскочить замуж; мужчине интереснее не замечать девичьего реализма, а видеть лишь образ любви. Поэтому реалистическое мышление тщательно скрывается от окружающих и известно лишь близким людям.

Реалистическое мышление делает девушек более способными студентками в тех вузах, где важно чувство стиля, красоты, знание языков. Там же, где требуются сверхусилия интеллекта, девушки начинают довольно сильно отставать от сверстников-юношей.

Стремление отгородиться от мира взрослых девушкам присуще гораздо в меньшей степени, чем юношам, а потому они вполне спокойно думают в этом возрасте о своей будущей семье, о замужестве, материнстве. Однако к реальной семейной жизни они все-таки не готовы, и тем более не готовы воспитывать детей. Их главное возрастное желание – быть красивой, быть в центре всеобщего внимания, получать подарки, слышать комплименты, порхать с бала на бал (читай, с дискотеки на дискотеку), быть эдакой Наташей Ростовой.

Открытость

Открытость – для мира, для людей, неожиданных встреч и знакомств, замечательно дополняет и юношеское стремление к царству всеобщей любви, и девичье стремление быть всегда в центре внимания.

С открытостью человек уже сталкивался в первом возрасте (Петух) и в четвертом (Лошадь). Тогда это свойство помогло человеку значительно расширить круг общения, сферу обитания, число предметов познания. Таким образом, именно открытость всегда сопровождает выход человека в принципиально новое для него пространство. Эдакое свойство безграничной экспансии.

Открытые люди гораздо легче сходятся с другими людьми, ибо более доброжелательны. Но так же легко, как сходятся, они и расходятся, предпочитают общение легкое и неглубокое. Именно такое отношение к людям помогает им максимально расширить круг общения. В результате вместо жестко иерархических замкнутых сообществ возраста Быка в возрасте Крысы – открытое и равноправное общение, вполне точно названное тусовкой. Одним словом – потусовались и разбежались, чтобы через некоторое время потусоваться еще где-нибудь. (Как иллюстрация вполне годится любой молодежный сериал.)

Открытость помогает человеку сменить множество родов занятий, и этой смене не помеха обучение в институте, ведь семья не сковывает свободу человека, можно поработать на стройке, путешествовать, играть в ансамбле, рисовать, сочинять стихи и так далее.

Оборотная сторона открытости – это неспособность к глубокому постижению предмета. Несмотря на свою обширность, высшее образование вообще-то соответствует этому критерию. Главным препятствием к углублению познаний остается нежелание и невозможность серьезной научной работы в студенческом возрасте. В этом смысле нужно бояться чересчур глубоких и пытливых студентов, которые в столь юном возрасте, вместо того чтобы бесконечно растечься по миру знаний, пытаются чересчур углубиться в какую-то отдельную тему. Сам возраст подразумевает метания и еще раз метания, причем со все более увеличивающейся амплитудой. Углубленный поиск начнется в следующем возрасте.

Молодежный эпатаж

Три возраста подряд (Бык–Крыса–Кабан) длится возрастное состояние человека, именуемое возмужанием, огрублением, безжалостностью. С точки зрения физиологии это состояние можно понимать как максимальное усиление иммунитета, усиление защитных свойств организма. Психологически человек это свойство воспринимает как презрение к комфорту, жажду трудных дел, экстремальных нагрузок, желание испытать себя. Отсюда стремление уйти из дома в общежитие, из общежития в стройотряд, в поле, в горы и так далее.

Другая грань этого свойства, присущего лишь молодости, – это стремление к эпатажу, шокированию общественной морали. Именно это видится старшему поколению в молодежной моде, молодежной музыке, молодежном жаргоне. Чаше всего любовь к драной одежде и бьющей по нервам музыке свидетельствует не о желании досадить окружающим, а лишь о стремлении отделиться от слишком скучного и вялого взрослого мира и переселиться в мир яркий, мир шумный и яростный.

Иногда безжалостность – это единственное оружие молодежи. Ведь молодые не имеют армии, не имеют власти, не имеют капитала. Если же они надумают воевать с миром взрослых, то единственным их оружием будет выносливость, неприхотливость (безжалостность к себе) и жестокость (безжалостность к другим). Родителям таких больших, но все-таки детей стоит помнить об этом оружии и не слишком рассчитывать на сочувствие.

Это же свойство помогает в возрасте Крысы совершить мощный рывок в спортивной карьере. Именно в возрасте Крысы молодой организм, особенно мужской, может выдержать максимальные физические нагрузки. Каждый, кто упустит возраст Крысы для совершенствования своей физической оболочки, рискует навсегда остаться хилым заморышем. То же относится и к девушкам: именно в возрасте Крысы фигура должна достичь совершенства.

Пир во время чумы

Так случилось, что из четырех типов темперамента самым оптимистичным считается тип холерика. Судорожная возбужденность, постоянная активность, жажда жизни. Так живут люди в последний день перед всемирным потопом или извержением вулкана. Самим холерикам и окружающим людям кажется, что вся эта активность идет от избытка сил. На самом деле этот сверхактивный темперамент, посещающий человека в третьем (Коза), шестом (Крыса) и девятом (Змея) возрастах, отличается самым низким запасом энергии. Вот почему возраст Крысы при всем его веселье так густо усеян депрессиями, психическими срывами и даже самоубийствами. Пропасть всегда где-то рядом. Ну, а внешняя причина, способная столкнуть в эту пропасть, может быть любой – несчастная любовь, проваленный экзамен, оскорбление «салаги» «дедом» в армии и так далее.

Как быть? Как убедить человека не влюбляться столь смертельно, не жить столь активно? Да и стоит ли лишать себя, может быть, самых ярких впечатлений жизни? Единственное, что можно посоветовать, – это наслаждаться яркостью своих ощущений при падении, но никогда не отчаиваться, оказавшись на дне, и помнить, что самой смертельной депрессии приходит конец и из самых безвыходных ситуаций можно выбраться, а впереди как награда маячит сверхоптимистический возраст Кабана (24–31). Ну, а родители, не потерявшие контакта со своими выросшими детьми, должны знать, что возраст не так уж безоблачен, знать и быть готовыми к роли спасителей, доноров, утешителей и так далее.

Фатальный знак

Именно в шестом возрасте впервые в жизни человека проявляется таинственность судьбы, когда все, что происходит с человеком, не связано логически с его предыдущей жизнью, с его свободой воли. Впервые в жизнь человека вторгается фатум, рок, судьба, если угодно, Бог.

Конечно, все мы и всегда ходим под Богом, но до этого возраста львиная доля ответственности за человека перекладывается на родителей. Теперь настал момент, когда даже самый заботливый родитель не в силах сделать ребенка счастливым и лишь слепая (а может, зрячая?) судьба распоряжается им.

Именно судьба в этом возрасте сталкивает молодых людей для большой любви, та же судьба может разлучить влюбленных. Фатальное значение для последующей жизни имеет, как правило, поступление в тот или иной, институт. Фатальное значение имеет сам факт поступления или непоступления в этом возрасте в институт. В большинстве случаев те, кто отложил высшее образование до более позднего возраста, на всю жизнь остаются с теми, кто высшее образование не получил вообще.

Пугаться фатальности не стоит, просто необходимо знать, что именно в этом возрасте невозможно человеку учесть все варианты своей судьбы. Именно в этом возрасте человек и его близкие вынуждены выпустить нить судьбы из своих рук и уповать, как говорится, на Небеса.

Заповеди юности

1. Взломаны запоры, разрушены стены, наступает долгожданная свобода. Отныне можно все, отныне все дозволено. Полная свобода с паспортом и аттестатом в кармане. Казалось бы, это грандиозная революция в жизни человека. Однако происходит перемена как-то подозрительно спокойно, без истерик и надрыва. Никаких громких лозунгов, никаких широких деклараций. А все дело в том, что пришла революция любви и мира.

2. Впрочем, отсутствие революционных лозунгов не означает отсутствие перемен. Внешние перемены особенно разительны. Юноши, получив гормональное освобождение, в мгновение ока становятся усатыми богатырями, наращивают мышечную массу, обретают удивительную мягкую пластику взамен подростковой неловкой угловатости. У девушек трансформации еще более грандиозны. Взамен гадких утят из пещер гормональной перестройки выплывают удивительные красавицы, грациозные, элегантные, манящие.

3. Внешние перемены, как это обычно и бывает, очень тесно связаны с переменами внутренними. Все естество, всю плоть и весь разум заливает великая нежность, великая жажда общения и любви. Казалось бы, ничего нового, разве не был весь предыдущий возраст заполнен желанием любви, дружбы? Да! Но в прошлом возрасте все это было несбыточной мечтой, любовь была картинкой, наблюдаемой со стороны. Отныне любовь горит внутри, понимание того, что надо делать, приходит не из учебников и разговоров с приятелями, умение любви идет прямо из сердца. И откуда что берется? Воистину, в этом есть волшебство. Человек, еще недавно понимавший любовь грубо и примитивно, в одночасье становится магом любви самой высшей квалификации.

4. Победа любви в этом возрасте неизбежна, никакие преграды не в состоянии удержать юношей и девушек от встречи. Ни казармы, ни вахтеры, ни тем более папа с мамой или жилищный кризис не остановят этот великий бал весны. Причем любовь в этом возрасте абсолютно равнозначна свободе. Новые стены и новые запоры любовь создаст в других возрастах. А пока она совершенно свободна. В ней нет ревности, нет жажды уединения, любовь витает сразу над всеми, заражая и заряжая все вокруг. Коллективное безумие, коллективное блаженство... Та самая любовь, которая мертва без зрителей, ибо в ней нет еще глубины и самодостаточности.

5. Любовь в этом возрасте обнимает весь мир. Девушки и юноши, дедушки и бабушки, любые люди, а также звери, деревья и камни – все является объектом любви. Однако есть одно очень важное условие – любовь такая штука, которая требует взаимности. Взаимная любовь расцветает пышным цветом, многократно усиливаясь, любовь без взаимности умирает. Вот и представьте, что будет с влюбленным во весь белый свет юношей, попавшим в обстановку доброжелательности и доверия (например, университет). Он расцветет, возликует, его таланты раскроются. И совсем другое дело, если открытый миру юный человек встретит насмешку, недоверие и унижение (та же пресловутая армейская дедовщина). Он сникнет, замкнется, может, даже озлобится.

6. Выбор между высшим образованием и службой в армии – это генеральная альтернатива возраста. Все структурные составляющие возрастного знака однозначно против армии и столь же однозначно за высшее образование. Впрочем, если бы в армию брали, кроме юношей, еще и девушек, не запирали бы служивых под замок, разрешая путешествовать (а хоть бы и на танках), а также создали атмосферу фронтового братства, то вроде бы и ничего. Но остается один довод, который никак не превозмочь. В этом фатальном возрасте на лбу прорисовывается пожизненное клеймо. Служившие в этом возрасте в армии так и останутся на всю жизнь с печатью казармы. Хотим ли мы жить в таком обществе, вот в чем вопрос.

7. Тем, кто выбрал путь продолжения образования, – огромный привет, ибо возрастной знак впервые позволяет воспринимать информацию без всяких фильтров и ограничений, можно сказать, валом. Возрастное устройство мозга таково, что объем памяти становится, по сути, безграничным. Что с таким объемом делать в армии? Там информация по капельке сочится, другое дело институт, десятки дисциплин, гигантские объемы знаний. Очень точное попадание жизни на возрастные особенности. Другой вопрос: что дальше с этими знаниями происходит. Разумеется, они не смогут пригодиться все, их слишком много. Однако при большой, можно сказать, огромной массе полученных знаний происходит некая волшебная трансформация, рождающая специфический тип мышления. Например, выпускники химфака получают химический тип мышления, и, кем бы они ни стали в будущем: журналистами, политиками или коммерсантами – тип мышления так и останется специфически химическим.

8. Что касается возрастных предпочтений, то шестая возрастная программа почти не чувствительна к различиям между гуманитарными и естественными науками, практически всеядна. В определенном смысле предпочтение даже имеют рыхлые, незрелые науки, в которых много эмпирических данных и мало жестко структурированной теории. Хороши все гуманитарные дисциплины, хороши технические дисциплины, где много подробностей, связанных с технологией. Очень хороши дисциплины с большим объемом лабораторных работ. Тут, пожалуй, главное отличие высшего образования от среднего. Долой абстракции и максимум того, что можно пощупать. В этом полнейшее сходство шестого и второго возрастов.

9. Возвращаясь к координате возраста на шкале всей жизни, стоит отметить, что шестой возраст при всей своей романтической окраске и невероятном прогрессе уводит человека с магистральной траектории. Так, девушки могут отложить на потом реализацию идеи поиска мужа и построения семьи, заменив ее идеей всеобщей любви и братства. Юноша может на время забыть о своем фундаментальном стремлении быть лучше всех, быть главнее всех, победить всех, растворившись в идее все того же мирового братства. Апофеозом такого отхода от главной магистрали становится создание специфической молодежной контркультуры.

10. Молодежная контркультура кардинально отличается от подростковой псевдокультуры, ибо вторая создается хитрыми взрослыми для пассивного потребления подростками, а первая – самим юношеством, в пику прогнившему взрослому миру. Подростковая псевдокультура сделана с привлечением денег ради получения сверхприбыли. Молодежная контркультура, как правило, направлена против мира чистогана. Там банальность и пошлость, тут оригинальность и свежесть идей. Там убогий дух казармы, тут сказочное очарование юности. И все же влиться в общий поток культуры это странное течение не может, сколь грандиозным (как рок – музыка) оно бы ни было. Кое-какого компромисса между взрослым миром и миром юности разве что в КВН удалось достичь. Но согласитесь, как только юноши взрослеют, что-то главное уходит.

Наши рекомендации