Общее понятие о социальной психологии. Межличностное общение

35. Егидес А. П. Лабиринты общения, или Как ладить с людьми [Текст] : сборник статей/ Аркадий Егидес. – М. : АСТ Пресс, 2010. – 363 с. : ил. – (Домашний психолог).

В книге известного отечественного психолога, доктора психологических наук глубоко и всесторонне рассмотрены проблемы человеческих взаимоотношений: общение деловое и повседневное, общение в малых группах, конфликтогенное и синтонное поведение, особенности общения людей разных психотипов, психотехники общения, общение разных полов, общение в семье, взаимоотношения взрослых и детей и др.

Особое значение автор уделяет супружеским и, в частности, сексуальным взаимоотношениям. Книга написана живым публицистическим языком, ее материалы снабжены логико-графическими схемами и схематическими рисунками.

36. Леви В. Л. Искусство быть другим [Текст] : сборник статей / Владимир Леви. – М. : Торобоан, 2010. – 380 с. : ил., портр. – (Конкретная психология).

Издание представляет собой знаменитый бестселлер известного отечественного психолога, впервые вышедший в свет в 1980 году, переведѐнный на многие иностранные языки и выдержавший несколько изданий. Это обновлѐнный, дополненный и переработанный вариант. Основанная на богатом психотерапевтическом опыте автора, книга посвящена проблемам межличностного общения.

37. Юнг К. Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип [Текст] : сборник статей / Карл Густав Юнг ; пер с англ. и нем. Г. А. Бутозова, С. Л. Удовика, О. О. Чистякова. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 347 c. – (Психология).

В книгу вошли: один из основополагающих трудов Юнга «Синхрония : аказуальный объединяющий принцип», а также близкие ей по проблематике работы «Трансцендентальная функция», «Борьба с тенью», «Нераскрытая самость», «Обзор теории комплексов», «О перерождении» и «О синхронии».

Причинно-следственные связи, лежащие в основе научной концепции закона природы, и индивидуальные, беспричинные события, не укладывающиеся в эту концепцию; феномен уникальных событий с точки зрения эмпирического и научного опыта, а также с философской точки зрения; случайности как серии перекрестно-смысловых связей; полемика с теорией Шопенгауэра; синхронистичность смысловых совпадений с точки зрения сознательного и бессознательного; феномен магии с психологической и философской точки зрения – вот основные темы, поднимаемые в этих работах.

Завершают книгу примечания к вошедшим в нее трудам и библиография на английском языке.

38. Фишер Р. Переговоры без поражения. Гарвардский метод [Текст] : сборник статей / Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Патон; пер. с англ. Т. О. Новиковой. – М. : Эксмо, 2010. – 286 с. : ил., табл.– (Переговоры и презентации: лучшие методики).

Авторы убеждены, что провести такие переговоры можно, используя разработанный ими метод принципиальных переговоров, при котором учитываются истинные интересы обеих сторон, и нет места грязным уловкам. Значительное внимание уделяется психологическим приемам, используемым при проведении таких переговоров. Рассмотрены такие приемы, как учет особенностей образа мышления и восприятия противоположной стороны, развитие умения поставить себя на место другого, использование эмоционального настроя, методы психологической самозащиты и др.

39. Хеллингер Б. И в середине пути тебе станет легко. Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви, и стать счастливым [Текст] : сборник статей / Берт Хеллингер; пер. с нем. И. Д. Беляковой. – М. : Институт консультирования и системных решений, 2009. – 202 с. – (Системная терапия и консультирование).

В данной работе ученый размышляет о фундаментальных категориях, определяющих человеческие отношения – совести, индивидуальной и родовой, вине и невиновности, благодарности, прощении, примирении, любви. Книга состоит из тематических докладов и чередуемых с ними специально подобранных автором терапевтических историй, которые, по замыслам автора, должны способствовать «продолжению и углублению сказанного в тематических докладах».

Книга будет особенно полезна специалистам «помогающих профессий» – психологам, психотерапевтам и прочим.

40. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути [Текст] : сборник статей / Берт Хеллингер; пер. с нем. А. Соколовой. – М. : Институт консультирования и системных решений, 2009. – 306 с. – (Системная терапия и консультирование).

В данной книге представлен развернутый анализ и обобщение наиболее значимых идей и открытий ученого в области человеческих взаимоотношений, самым подробным образом описан его знаменитый метод семейных расстановок. Продемонстрированы подход к этому методу, само действие семейной расстановки, работа с движениями души. Издание можно считать учебником системно-феноменологической терапии по Хеллингеру.

41. Экман П. Психология лжи [Текст] : сборник статей / Пол Экман. – СПб. : Питер, 2010. – 285 с. : ил., портр. – (Мастера психологии).

Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь [Текст] : сборник статей / Пол Экман. – СПб. : Питер, 2010. – 302 с. : ил., табл. – (Сам себе психолог).

«Психология лжи» – основная работа Экмана, книга ставшая мировым бестселлером. В ней, опираясь на обширный бытовой, исторический и экспериментальный материал, анализируется феномен лжи с точки зрения современной психологической науки. Автор объясняет, какие особенности человеческого поведения, мимики, речи, выдают неискренность собеседника. В книге проведен обстоятельный, можно даже сказать, скрупулезный анализ проблемы выявления признаков лжи в ситуациях межличностногообщения. Экман, конечно, не считает, что всякий обман должен быть разоблачен, он обращается к таким обманам, которые желательно или даже необходимо своевременно распознавать.

42. Экман П. Узнай лжеца по выражению лица [Текст] : сборник статей / Пол Экман, Уоллис Фризен. – СПб. : Питер, 2009. – 268 с., портр. – (Сам себе психолог).

Книга блестяще демонстрирует достижения Экмана как крупнейшего исследователя человеческой мимики. В ней отражены результаты многолетних исследований, проводившихся автором и его сотрудниками на сотнях людей в разных странах мира. В семидесятых годах прошлого века Экман совместно с психологом Фризеном разработал специальную «систему для измерения выражений лица», которая в настоящее время используется многими учеными в мире. Исследования показали, что люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать выражения человеческих лиц. Для желающих научится читать человеческие лица, как открытую книгу, эта работа даст возможность постепенно шаг за шагом освоить все тонкости этого мастерства. Издание снабжено прекрасным иллюстративным материалом и очень четкими доступными пояснениями, материалы книги научат быстро и безошибочно распознавать выражения эмоций на лице, как подлинных, так и наигранных.

2.2. Лекции

Возрастная и педагогическая психология

43. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст] : курс лекций с практическими рекомендациями для родителей и специалистов / Э. Джин Айрес; пер. с англ. Ю. Даре. – М. : Теревинф, 2010. – 268 с. : ил.

В издании представлен ее классический труд, впервые публикуемый на русском языке. В нем изложены основные принципы психотерапии, основанной на сенсорной интеграции (сенсорно-интегративной терапии или эрготерапии). Книга позволяет расширить представление читателей о проблемах школьной неуспеваемости, о причинах неуклюжести, необщительности некоторых детей, об их страхах, неуверенности в себе и т.п. Значительное внимание автор уделяет методам преодоления такого рода проблем. Этому посвящена отдельная большая глава «Как можно помочь». В конце книги имеется словарь терминов и предметный указатель, а также приложение «Ответы на вопросы родителей». Она может быть успешно использована специалистами – нейропсихологами, детскими психологами, студентами. Автор дает широкий обзор процессов сенсорной интеграции, которые протекают в центральной нервной системе, и показывает, как ее нарушения могут влиять на такие важные моменты психической жизни ребенка, как игра, эмоции, социальное взаимодействие, обучение, регуляция поведения, освоение двигательных навыков и др.

44. Баркан А. Как правильно воспитывать ребенка. Что делать родителям [Текст] : курс лекций / Алла Баркан. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 286 с. : ил.

В данной книге, написанной, как и все другие работы этого автора, необычайно живо и увлекательно, рассмотрены проблемы воспитания не идеальных детей. Ее материалы разбиты на несколько глав, каждая из которых посвящена какой-либо проблеме, затрудняющей развитие ребенка. Например, – упрямству, застенчивости, боязливости, депрессии, вредным привычкам, заиканию, гиперактивности, агрессивности, обидчивости, лжи и пр.

45. Баркан А. О чем говорит детский рисунок [Текст] : курс лекций / Алла Баркан. – М. : АСТ : Астрель, 2010. – 94 с., цв. ил.: ил.

В книге показано, какие полезные, важные и, зачастую, неожиданные сведения о детях можно почерпнуть, если знать, как правильно интерпретировать особенности их рисунков. Рассматривая, как дети рисуют семью, автор объясняет, какими деталями маленький художник сообщает о своих эмоциональных привязанностях, о конфликте в семье, о ревности к братьям или сестрам, о собственной отверженности и пр. В книге приведены модификации рисуночной методики «Моя семья – семья, которую хочу», пиктографический тест для экспресс-диагностики особенностей адаптации первоклассника к школе, пиктографический тест для экспресс-диагностики особенностей адаптации детей к дошкольному учреждению.

Электронные ресурсы

46. Познай себя и окружающих [Электронный ресурс]. - Электронные данные. – Москва : Издательство Аврора, 2010 - Режим доступа: http://www.follow.ru, свободный. Заглавие с экрана. – Язык русский.

На сайте представлено большое количество статей по различным направлениям психологии: общая, возрастная, психология семейных отношений, психотерапия, психология общения, психология в бизнесе, психология экстремальных ситуаций.

47. Психотерапия и консультирование [Электронный ресурс]. - Электронные данные. – Москва : Аспект-Пресс, 2011. - Режим доступа: http://www.psyonline.ru,свободный. – Заглавие с экрана. – Язык русский.

Здесь можно найти много интересной (в том числе и справочной) информации о различных психологических и психотерапевтеских проблемах (бессонница, депрессия, тревожные расстройства, социальные фобии, страхи будущей мамы) и способах избавления от них.

Статьи

48. Брушлинский А. В. Психологический журнал / А. В. Брушлинский // Проблемы психологии субъекта. – 1980. - № 6. – С. 41-50.

В предлагаемой работе с позиций принципа субъекта предпринята попытка обобщить некоторые из исследований, выполненных за последние годы в Институте психологии РАН. В основу книги положены статьи автора, опубликованные в "Психологическом журнале" РАН, начиная с 1987 г. Использованы также курсы лекций, регулярно читаемые автором с 1982 г. на факультете психологии МГУ и в Московском Государственном Педагогическом университете.

49. Бехтерев В. М.Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии / В. М. Бехтерев // Невропатология и психотерапия. – 2006. - № 2. – С. 53-60.

Дается обоснование объективных методов изучения психических явлений, излагается стратегия комплексных исследований психических феноменов. Книга снабжена комментариями и примечаниями, именным указателем.
Для широкого круга читателей, интересующихся историей развития психологической науки в нашей стране.

50. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд // Сновидения, теории неврозов. – 2012. - № 8. – С. 12-20

Фрейд с увлечением излагает свой подход к бессознательному, сновидениям, теории неврозов и некоторым техническим вопросам в том виде, как он был сформулирован к моменту прочтения лекций в Вене в 1916-1917 гг.

Наши рекомендации