Библиотерапия при конкретных нозологических единицах, синдромах, состояниях.
Как и любой вид психотерапии, библиотерапия имеет свои особенности при разных нарушениях. В качестве примера таких особенностей остановимся на лечении неврастении, психосоматических нарушений, психозов, помощи в жизненных трудностях.
Неврастения (астенический, ипохондрический, субдепрессивный синдромы) обычно требует библиотерапии в тех случаях, когда она отличается затяжным, рецидивирующим течением, если она осложняется ипохондричностью, аффективными расстройствами, жизненными трудностями или особенностями личности: чувствительность, эмоциональная лабильность, мнительность, тревожность.
Объясняя пациенту его болезнь, истинное значение симптомов, роль личности и жизненных трудностей в возникновении и течении болезни, библиотерапия снимает излишнее напряжение, страхи, ипохондрию, создает у пациента сильную мотивацию придерживаться определенных рекомендаций врача.
Психосоматические заболевания лечатся подобно неврозам. Больший акцент в самом начале заболевания делается на разъяснение симптоматики, снижение ипохондричности больного, напряженности, обучение более оптимальному поведению. Тут особенно полезными оказываются соответствующие главы из книг К.И. Платонова, руководства по психотерапии (под ред. В.Е. Рожнова).
Лечение психозов, особенно специфическое, безусловно является одной из наиболее трудных областей деятельности. Начинается оно обычно по окончании острого периода заболевания, когда сам пациент начинает задумываться над тем, что с ним произошло, и задавать вопросы.
Специальная медицинская, научная, психологическая литература помогает пациенту лучше разобраться в значении симптомов болезни, более критично к ним отнестись, стимулирует психотерапевтические процессы. Специальная художественная литература помогает осознавать границы своей личности, укреплять их, сохранять соответствующую дистанцию между внутренней жизнью и внешним миром.
Особенностями библиотерапии при психозах является то, что врачу чаще приходится самому выбирать литературу больному и дозировать ее, учитывая потребности больного, неправильное понимание после недавнего обострения, возможность ятрогений.
Основные направления интерпретации видны из следующих наиболее часто задаваемых нами больным вопросов: Какое общее впечатление от книги (текста)?.. Что обрадовало?.. Что насторожило?.. Чему можно научиться в этой книге для преодоления своих искажений восприятий?.. Чувств?.. Мышления?.. Если они выражены незначительно?.. Если резко выражены?.. Какую помощь в это время желательно получить со стороны?.. В чем могут быть полезны лекарства? Почему? Как лучше их дозировать самому, с помощью родственников, врача?.. Какую пользу можно извлечь из временного искажения душевной деятельности?.. Какую пользу получили герои этого произведения, выйдя из границы обыденной, нормальной жизни?.. Как надо жить, чтобы искажения появлялись все реже?.. Насколько болезнь зависит от внешних факторов, и насколько от Вашего характера?.. О чем бы Вы хотели еще почитать?..
Жизненные трудности нередко должны быть основным объектом воздействия психотерапевта, так как именно они вызывают перенапряжения, обострения, декомпенсации, патологические реакции. Примерами таких трудностей могут быть: чрезмерная занятость, отсутствие достаточного числа друзей и знакомых, способных оказывать поддержку, неумение общаться, чрезмерные требования к себе и окружающим и т. д.
Чаще всего эти трудности имеют достаточно ярко выраженный личностный характер, и мы начинаем БТ с ознакомления больного со слабыми и сильными сторонами его личности по П. Ганнушкину или А. Лазурскому. Учим опираться в основном на свои сильные стороны личности.
Позднее для обучения технике преодоления трудностей подключаем педагогическую литературу, драматургию (К. Станиславский, Ж. Ануй), афористическую, помогающую, например, найти нужное, слово, нужную мысль, уклониться от неприятной темы.
Окончание курса библиотерапии, как и во всех областях психотерапии, достаточно ответственный этап, тем более, что нередко
он подытоживает всю проведенную ранее психотерапию. Нередко при различных видах психотерапии мы встречаемся с выраженными субъективными и объективными ухудшениями, вызванными у пациентов страхом остаться без поддержки, неспособностью больных достаточно быстро переориентироваться и т. д. В библиотерапии, по нашему мнению, возможен наиболее оптимальный вариант окончания терапии "без окончания": переход от чтения для лечения к чтению для развития. Мы им рекомендуем продолжение чтения "для закрепления результатов лечения", "для психической гимнастики", "для психической закалки", "психического развития" и т. д. Акцент мы обычно делаем на художественную, публицистическую и философскую литературу. Нередко подчеркнуто рекомендуем самостоятельный выбор книг, исходя из того, что на пациента произвело особое впечатление в процессе библиотерапии. Иногда помогаем ему в выборе, знакомя с нашим большим списком, делая рекомендации или не давая их.
Источник:
Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319.