Спираль развития. Cозидающая суть разрушения
Вскроем еще один, более глубокий пласт рассматриваемой темы.
На данный момент почти все успели ощутить в себе некую пульсацию позитивно-негативных настроений и обескураживающее непостоянство результатов проводимой работы. Очень часто возникшая будто ниоткуда «враждебная и разрушительная сила» стремится «сбросить» вас, причем не просто на прежние кукольные позиции, но иногда даже – в гораздо более деструктивные и болезненные состояния.
Что происходит при этом? Откуда возникает эта «отдача»? Конечно, можно просто отмахнуться: дескать, это всего лишь «проверки», «испытания» на устойчивость нашего нового состояния, организованные Хозяином. Но все же попробуем более объективно исследовать причины подобных срывов.
И неожиданно выясняется, что такие рецидивы вовсе не являются чем-то случайным, – оказывается, это работает общий механизм, определяющий этапность любого духовного продвижения.
Вот, например, что об этом говорил Сатпрем: «Ищущий начал свое путешествие с положительного переживания… Он ощутил новую вибрацию внутри себя, которая прояснила жизнь, сделала ее ярче… Он даже пережил некое внезапное крушение собственной ограниченности и вышел на новый уровень.
…Затем, после этого обнадеживающего начала, все начинает покрываться какой-то пеленой, как будто все, что испытал ищущий, ему приснилось или он позволил унести себя какому-то ребяческому энтузиазму, – нечто внутри него мстит за себя, вызывая приступы скептицизма, отвращения и протеста».
Об этом же у Шри Ауробиндо: «У человека… всегда есть… как бы связанное с ним существо, которое можно иногда рассматривать как его часть и которое является… противоположностью того, чем он выражен в духовной работе… Сила его сопротивления сразу же становится ощутима, как только человек начинает свое движение к постижению. Его задача состоит в том, чтобы мешать, создавать препятствия и неблагоприятные условия».
И снова Сатпрем: «Когда мы начинаем осознавать свою цель, перед нами открывается и особая трудность, которая является противоположностью нашей цели и противоречит ей. Странная ситуация: как будто мы несем в себе тень нашего света – особую тень, трудность или проблему, которая предстает перед нами вновь и вновь…являясь нам под различными масками … Она возвращается после каждой выигранной битвы с возрастающей силой… Чем ясней становится цель, тем гуще – тень…»
Что же это за таинственное и зловредное существо, живущее в нас и отбрасывающее «непотребную» тень на все наши начинания? Если мы присмотримся к нему пристальнее, то нас ждет интересное открытие.
Да ведь это уже знакомый нам «неандерталец»! – живущий в подсознании каждого из нас, наша древняя, животная и не очень разумная основа, дающая нам, тем не менее, жизненные силы и неусыпно «бдящая» о нашей безопасности в качестве программы выживания .
Вы ведь помните ее незамысловатые принципы? Все новое – опасно . Вот, оказывается, откуда исходит сопротивление нашему продвижению. А поскольку именно в ведомстве подсознания находится механизм «творения», то оно в равной степени может создавать препятствия как внутреннего характера (болезни, страхи), так и внешнего (обстоятельства).
Это наш Дикарь , наш внутренний Зверь , то самое темное начало , что испокон веков пугало всех, кто прочно привязал себя к идеалам исключительно светлого и духовного, это то, что всегда предлагалось убить в себе и вырвать с корнем… Но одновременно – наша законная часть, наш жизненный потенциал, наши земные корни…
Шри Ауробиндо: «Человеческое знание отбрасывает тень, которая скрывает половину сферы истины от ее собственного солнечного света… Но отрицание лжи разумом, ищущим высшей истины, – одна из главных причин, почему разум не может достичь устойчивой и совершенной истины».
Сатпрем: «Если мы удалим все несовершенное, то, возможно, мы и придем к какой-то истине, но истина эта будет пуста. …И мы получаем свой первый урок: за каждым шагом вверх необходимо следует шаг вниз.
Вместо того чтобы принимать эти крутые срывы и затяжные отклонения, депрессии обреченно, как некую фатальную неизбежность, ищущий делает их основой своей работы.
…Восходя шаг за шагом и каждый раз соглашаясь сделать соответствующий шаг вниз, ничего не отсекая от себя… он начинает видеть, как все постепенно проясняется перед его глазами… И он понимает, что его враг был самым старательным помощником, который очень заботился о том, чтобы надежно обеспечить эффективность его реализации.
…До тех пор, пока наши психологические состояния являются лишь противоположностями друг друга, а наше добро – обратной стороной зла (или, может быть, лицевой стороной зла?) , жизнь никогда не будет преображена.
…Процесс духовного становления – это не прямая линия, восходящая все выше и выше к какой-то бесконечно удаленной точке, но спираль, которая медленно и методически присоединяет одну за другой все части нашего существа, двигаясь по пути все большего его раскрытия и опираясь на все более расширяющееся основание».
Шри Ауробиндо: «С каждой покоренной нами вершины мы должны спуститься для того, чтобы привнести вниз, в низшее смертное движение ее силу и озарение».
Мы можем проиллюстрировать сказанное следующей схемой (рис. 1).
Рис. 1
Здесь спираль является как бы траекторией идеального пути, при котором планомерно осваивается все пространство человеческого существования, при котором постигается истинный Хозяин, объединяющий в себе любые противоположности человеческого существа.
Все нижеизложенное позволит вам глубже осознать смысл, заключенный в предлагаемой схеме.
В 1977 году лауреатом Нобелевской премии в области неорганической химии стал Илья Пригожин. Его работа была связана с исследованием «условий возникновения негативной энтропии (связного порядка) в стохастических процессах » и на первый взгляд к нынешнему разговору никакого отношения не имеет.
Но это только на первый взгляд.
Основная идея теории Пригожина в том, что любая достаточно сложная система (например, человек) постоянно пребывает в неком неустойчивом и напряженном состоянии равновесия между хаосом и порядком.
Чем сложнее система, тем выше ее неустойчивость и нестабильность. И выясняется, что именно эта особенность и определяет принципиальную возможность как нашей эволюции, так и вообще любого развития. То есть чем выше неустойчивость системы, тем выше вероятность возникновения в ней высокоорганизованных изменений.
Иными словами – многие кажущиеся нам симптомы развала в действительности являются предвестниками прорыва.
«То, что я не могу сделать сейчас , – писал Ауробиндо, – указание на то, что я буду делать потом. Ощущение невозможности есть начало всякой возможности .