Методическое обеспечение теоретического курса.
Лекция 1. Введение. Теоретико-методологическое основы курса «Психология». Психологическая теория и практика (2часа)
План
1. Введение в учебную дисциплину
2. Теоретико-методологическая основа психологии.
3. Междисциплинарные связи психологии
4. Базовые категории курса: «психология», «психика», «личность».
Основные понятия
Методология, факторы развития науки, принципы науки, проблемы, понятийный аппарат, подходы, методы. Междисциплинарные связи; Категории «психология», «психика», «личность».
Лекция 2. История развития психологии (2 часа)
План
1. История формирования психологической науки от Античности до современности.
2. История развития проблематики психологической науки от Античности до Современности.
3. История развития психологической практики от Античности до современности.
Основные понятия
Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Ассоцианизм, экспериментальная психология, описательная психологии, глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология,. Генетическая психология, гуманистическая психология, когнитивная психология, отечественная психология.
Биогенетические и социогенетические теории развития.
Лекция 3. Психика как система: процессы, свойства, состояния (2 часа)
План
1. Общая характеристика психики.
2. Развитие психики в филогенезе.
3. Познавательные психические процессы.
4. Эмоциональные состояния. Чувства.
5. Волевые процессы
6. Темперамент и характер
7. Задатки и способности.
Основные понятия
Процессы, свойства, состояния психики, познавательные процессы, ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, речь, эмоции, чувства, воля, потребности, мотивы, темперамент, характер, задатки, способности.
Лекция 4. Развитие психики в онтогенезе. Периодизация психического развития (2 часа)
План
1. Проблема периодизации психического развития в ведущих психологических концепциях
2. Подходы к пониманию периодизации развития: Возрастные и функциональные концепции
3. Закономерности, условия, движущие силы развития.
4. Социальная ситуация развития психики.
5. Критические и латентные этапы развития.
Основные понятия
Развитие, функциональная периодизация, функциональная и возрастная периодизации, закономерности, условия, движущие силы развития; критические и латентные этапы развития; ведущий вид деятельности, новообразования развития. Перинатальное развитие. Новорожденность и младенчество. Раннее и дошкольное детство. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Юность. Зрелость. Пожилой и старческий возраст. Социальная ситуация. Новообразования возраста.
Лекция 5. Детерминация психики (2 часа)
План
1. Проблема детерминации психики в психологической науке от Античности до современности.
2. Психогенетика: история и современное состояние.
3. Наследственные и средовые факторы психики.
Основные понятия
Детерминация, психогенетика, наследственность, среда, социальная среда, активность.
Лекция 6. Человек в психологии: индивид, личность, индивидуальность, субъект (2 часа)
План
1. Индивидный уровень психики.
2. Личность. Человек в системе социальных отношений
3. Индивидуальность. Уникальность психики
4. Человек как субъект деятельности
Основные понятия
Индивид, личность, индивидуальность, субъект.
Лекция 7. Проблема общественных и межличностных отношений в психологии (2 часа)
План
1. Проблема отношений в психологии.
2. Межличностные отношения. Сфера реализации.
3. Общественные отношения. Сфера реализации.
4. Формирование межличностных и общественных отношений: социализация, инкультурация.
Основные понятия
Общественные отношения, межличностные отношения, общение, группа, социум, семья, социализация, инкультурация.
Лекция 8. Проблема общения и деятельности в психологии (2 часа)
План
1. Проблема общения в психологии.
2. Общение со сверстникам и взрослыми
3. Проблема деятельности в психологии. Структура деятелньости
4. Межличностные отношения. Сфера реализации.
5. Общественные отношения. Сфера реализации.
6. Формирование межличностных и общественных отношений: социализация, инкультурация.
Основные понятия
Общественные отношения, межличностные отношения, общение, группа, социум, семья, социализация, инкультурация.
Лекция 9. Диагностика психического развития. Методы изучения психического развития (2 часа)
План
1. Исследование в психологическом исследовании и психологической практике.
2. Номотетический и идиографический подход.
3. Классификация методов психологии.
4. Методики психологического исследования.
Основные понятия
Методы, методики исследования. Идиографический подход. Стандартизированные, нестандартизированные, проективные методики. Качественные методы исследования.