Статья А.Н.Леонтьева «О механизме чувственного отражения», хрестоматия Т3, к1, стр.249 – 257.
33. Общая характеристика развития интеллекта в концепции Ж.Пиаже. Сенсомоторный и понятийный интеллект.
Жан Пиаже является основателем женевской школы генетической психологии.
Он рассматривал интеллект как систему скооперированных операций, а его развитие, соответственно, как развитие этой системности.
Система (по Пиаже) – это отражение взаимосвязи.
Общие положения концепции Пиаже:
1) Непрерывность развития интеллекта. Стадиальность этого развития (наличие определенных стадий)
2) Единство каждой стадии определяется общим объяснительным механизмом её функционирования. Переход на новую стадию означает перестройку этих механизмов.
3) Порядок следования стадий одинаков для всех людей.
4) Скорость прохождения каждой стадии различна.
5) Стадии перекрывают друг друга, каждая следующая стадия начинает вызревать в предыдущей.
6) Цель интеллекта, его развития – это адаптация человека к среде.
Жан Пиаже выделяет следующие стадии развития интеллекта человека (возрастные рамки условные):
I. Стадия сенсомоторного интеллекта (~0 – 18 месяцев)
Сенсомоторный интеллект – это система скоординированных практических действий. Критериями этой стадии являются:
А) постоянство представления об объекте, наблюдаемом в различных условиях
Б) различные действия с этим объектом, скоординированные в единую моторную когнитивную схему.
Когнитивная схема – это представление об объекте, зависящее от способа действия с ним.
На данной стадии представлен феномен круговых реакций. Круговые реакции – это двигательные реакции, встречающиеся у рёбенка на 1ом году жизни; он может выполнять их бесконечно многое число раз, бесконечно долго (например, сосание пальца, дергание за веревочку, бросание какого-либо предмета и т.д.). Эти реакции состоят и перцептивной и моторной активности, из объединения которых развивается сенсомоторный интеллект.
Круговые реакции бывают:
1) Первичные. У ребёнка после рождения есть врожденные рефлексы (сосания, хватания и т.д.). Пока сам ребёнок не начнет взаимодействовать с внешним миром, он как бы не знает о его существовании, он абсолютно эгоцентричен (т.е. смотрит на все только со своей позиции). Постепенно он начинает освобождаться от такой «тотальной бессознательности», начинает отличать себя от внешнего мира. Для этого ему необходимо освоить свои врожденные рефлексы и перенести их на новые объекты. Это и составляет содержание первичных круговых реакций.
Первоначально этот перенос происходит только на собственное тело (например, ребенок начинает сосать палец, засовывает кулак в рот и т.д.). Затем происходит перенос на внешние объекты (ребёнок тянет все вокруг в рот). Таким образом происходит освоение свойств предметов.
Функцией этих круговых реакций является ассимиляция – отработка готовых, врожденных схем действия и постепенное расширение области их применения на новые объекты. На данной стадии у ребёнка нет постоянной схемы объекта, схемы действия с ним. Однако у него есть возможность изменять имеющиеся у него уже схемы дейсвия при встрече с новыми объектами, т.е. аккомодировать эти схемы при встрече с этими новыми объектами. Аккомодация возникает только при встрече с чем-то новым, в связи с необходимостью «привыкать» к свойствам этих объектов.
2) Вторичные круговые реакции. Основное их содержание – это воспроизведение движений с заданным результатом. Происходит координация зрения и движений, таким образом ребёнок может достигать желаемого результата действий.
Функцией данных круговых реакцией является пассивная аккомодация. Происходит учёт свойств объекта без их осознания. В данном случае причина и следствие слиты в одно целое, не дифференцируются.
Важным шагом в развитии вторичных круговых реакций является появление сенсомоторных понятий. Эти понятия дают возможность формировать когнитивные схемы объекта (представление об объекте и способе действия с ним), его моторные схемы. Например, ребёнок не знает, что такое мяч, но узнает, когда начинает действовать с ним.
На данной стадии появляется интерес к обследованию, исследованию объекта в различных ситуациях, к экспериментированию с объектом.
3) Третичные круговые реакции. Их содержание составляет последовательные действия с объектом, экспериментирование, манипуляции, наблюдение объекта с разных точек зрения.
На данной стадии у ребёнка уже имеется много различных схем действия с объектами. Ребёнок активно изменяет схемы для действия с объектами в различных ситуациях. Это необходимо для координации схем в едином сложном действии.
Появляется активная аккомодация схем действий, что необходимо для полноценных координированных схем действия. Также появляется раздельное представление о причине и следствии, средствах и цели. Ребёнок начинает понимать, что разные способы действия могут привести к одной цели.
Также у ребёнка появляется способность идентифицировать объект, узнавать его. Появляется устойчивая когнитивная схема объекта и разумные действия с ним, что обеспечивает внутренне координированную систему действий с этим объектом, понимание различных предметных ситуаций.
Таким образом, сенсомоторный интеллект – это система скоординированных с помощью целостного образа предмета практических действий.
Стадия сенсомоторного интеллекта завершается с появлением речи. При этом переход от «действенного» интеллекта к понятийному происходит не сразу.
34. Развитие мышления в онтогенезе. Исследования наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления.
35. Восприятие, навык, интеллект. Развитие сенсомоторного интеллекта. Круговые реакции.
36. Феномены наглядно-интуитивного мышления: их описание и интерпретация.
37. Интеллект как система операций. Конкретные и формальные операции.
38. Язык и речь. Виды и функции речи.
Язык – это система знаков и правила оперирования ими.
Речь – это процесс использования языка.
Речь подразделяется на:
I. Аффективную. Есть и у животных, и у человека. Является сигнальной: с помощью сигналов непосредственно передает актуальное состояние. Выполняет функцию коммуникации (коммуницируется актуальное состояние, экспрессивно-коммуникативная функция). Необходима для обеспечения нормального контакта.
II. Знаковую. Это специфически человеческий вид речи. Она в свою очередь бывает:
1) Внутренняя. Связана с мышлением. Это речь про себя и для себя. Её возникновение связано с явлением эгоцентрической речи.
Согласно определению Жана Пиаже, эгоцентрическая речь – это такие высказывания детей дошкольного возраста, которые только внешне адресованы другому, но на самом деле они не требуют ответа и не нуждаются в понимании. Такая речь напрямую связана с эгоцентрическим мышлением. По мнению Ж.Пиаже, она не имеет функции, является просто сопровождением на стадии наглядно-интуитивного мышления и исчезает при переходе на стадию конкретных операций. На её место приходит социализированная речь.
Однако Л.С.Выготский придерживался другой точки зрения. Он считал, что эгоцентрическая речь – это особая переходная форма от внешней речи, которую ребёнок присваивает от других, и которая связывает его с другими, к речи внутренней. Для подтверждения этой гипотезы был проведен ряд экспериментов, в ходе которых выявилось, что коэффициент эгоцентрической речи снижался, когда ребенка помещали в шумную обстановку, в комнату с детьми-иностранцами или оставляли в помещении одного. Следовательно, эгоцентрическая речь зависит от других людей, рассчитана на них в каком-то плане, нуждается во внимании других людей.
Из этого Л.С.Выготский делает вывод, что эгоцентрическая речь связана с внешней речью и имеет социальное происхождение. Л.С. Выготский выделял следующие функции эгоцентрической речи:
- планирование
- регуляция
- контроль
- оценка результата деятельности.
Все перечисленные функции соотносятся с функциями внутренней речи, следовательно, эгоцентрическая речь является более ранней формой речи внутренней.
Внутренняя речь является максимально свернутой и сокращенной.
2) Внешняя. Она бывает:
А) письменная. Является максимально развернутой, т.к. понимание текста возможно только в контексте, следовательно человек, который выражает свои мысли письменно, должен стремиться изложить все максимально подробно, чтобы избежать возможного непонимания.
Б) устная:
- монологическая: в ней контекст может быть дополнен непосредственно общением (жесты, примеры и т.д.)
- диалогическая: в ней контекст, как правило, понятен собеседникам. Диалог по своему строению максимально близок к внутренней речи, т.к. она представляет своего рода «диалог с собой».
Выделяют следующие функции речи:
1) Семантическая (обозначающая) – обозначение своих мыслей и чувств для сообщения их другому человеку.
2) Функция общения (комммуникативная) – включает в себя функционирование речи как средства выражения и воздействия.
3) Эмоциональная – принадлежит к генетически первичным функциям. Существенное значение в понимании речи играет истолкование выразительных моментов, не только её смыслового значения. Чрезвычайно важен эмоционально-выразительный компонент.
У животных звук, используемый как выразительное средство, не имеет обозначающей функции. Животное только заражает других своим эмоциональным возбуждением, а не сообщает о нем. Речью звук становится только тогда, когда он перестает просто сопровождать аффективное состояние субъекта и начинает его обозначать.
Первоначально звук (крик) у животных выполняет функцию сигнала для другого, но человеком он осознается в своем значении. Субъект замечает то воздействие, которое он оказывает на других.
4) Функция воздействия – одна из первичных и основных. Заключается в воздействии на поведение, мысли, чувства, сознание других людей. Является человечески специфичной функцией.
Функции речи включены в единство, опосредуют и определяют друг друга.
Особую проблему представляет понимание речи конкретного человека, т.к. всякая реальная конкретная речь/высказываени является определенным специфическим действием/деятельностью, исходит из конкретных мотивов и преследует определенные цели. Также важно понимать, что существует определенный личностный контекст, который определяет смысл речи конкретного человека. При этом личностный смысл речи может как сходиться, так и расходиться с предметным содержанием, на котором он строится.
39. Значение слова как единица речевого мышления. Генетические корни мышления и речи.
40. Проблема эгоцентрической речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Значение и смысл слова.
Речь подразделяется на:
I. Аффективную. Есть и у животных, и у человека. Является сигнальной: с помощью сигналов непосредственно передает актуальное состояние. Выполняет функцию коммуникации (коммуницируется актуальное состояние, экспрессивно-коммуникативная функция). Необходима для обеспечения нормального контакта.
II. Знаковую. Это специфически человеческий вид речи. Она в свою очередь бывает:
1) Внешняя
2) Внутренняя. Связана с мышлением. Это речь про себя и для себя. Её возникновение связано с явлением эгоцентрической речи.
Согласно определению Жана Пиаже, эгоцентрическая речь – это такие высказывания детей дошкольного возраста, которые только внешне адресованы другому, но на самом деле они не требуют ответа и не нуждаются в понимании. Такая речь напрямую связана с эгоцентрическим мышлением. По мнению Ж.Пиаже, она не имеет функции, является просто сопровождением на стадии наглядно-интуитивного мышления и исчезает при переходе на стадию конкретных операций. На её место приходит социализированная речь.
Однако Л.С.Выготский придерживался другой точки зрения. Он считал, что эгоцентрическая речь – это особая переходная форма от внешней речи, которую ребёнок присваивает от других, и которая связывает его с другими, к речи внутренней. Для подтверждения этой гипотезы был проведен ряд экспериментов, в ходе которых выявилось, что коэффициент эгоцентрической речи снижался, когда ребенка помещали в шумную обстановку, в комнату с детьми-иностранцами или оставляли в помещении одного. Следовательно, эгоцентрическая речь зависит от других людей, рассчитана на них в каком-то плане, нуждается во внимании других людей.
Из этого Л.С.Выготский делает вывод, что эгоцентрическая речь связана с внешней речью и имеет социальное происхождение. Л.С. Выготский выделял следующие функции эгоцентрической речи:
- планирование
- регуляция
- контроль
- оценка результата деятельности.
Все перечисленные функции соотносятся с функциями внутренней речи, следовательно, эгоцентрическая речь является более ранней формой речи внутренней.
Внутренняя речь является максимально свернутой и сокращенной.