Учение Платона о душе и психосоматическая медицина
Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Пифагор воспринял многое из идей склонного к самоанализу Востока. Для него психика имела реальное существование. И даже Платон не смог полностью освободить душу от налета восточного мистицизма. Тем не менее, он был больше греком-язычником, нежели восточным мистиком, и в его произведениях преобладает рационализм. Мир Платона построен из сущностей-идей, но его психология почти полностью умозрительная, спекулятивная.
Ни один философ, который размышлял о человеческой душе, не мог обойти вечный вопрос о взаимоотношениях души и тела. Значение телесного могло сводиться к минимуму, но не могло быть и речи об отрицании его существования.
Размышления Платона о теле и его отношениях с миром разума, желаний и чувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научных взглядов. Он понял, что жизнь является динамическим равновесием. Тело постоянно созидает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являет собой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобие дыхательного ритма. По Платону, состояние тела отражает состояние души. Жизненным источником тела является душа. Местоположение рассудка — рациональной души — постоянно и расположено Богом в голове, месте, наиболее близком к небу. Иррациональная душа пребывает в туловище. Ее верхние составляющие — смелость, честолюбие и энергия — располагаются в сердце; нижние — желания, наклонности и аппетит — находятся под диафрагмой. Все тело в целом управляется рациональной душой. Души внутри тела сообщаются между собой посредством внутренних органов. Основная идея заключалась в том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы изначально хаотичны и неуправляемы и они получают свою организацию и управление от высших функций разума. Здесь невозможно не вспомнить фрейдовскую концепцию хаотического "ид", которое постепенно становится все более и более организованным под влиянием "эго".
В диалоге "Государство" Платон предвосхитил теорию сновидений Фрейда. Во сне душа отвлекается от внешних и внутренних влияний, но желания, которые обычно не определились в состоянии бодрствования, выражаются во сне. Важнейшее различие между фрейдовской и платоновской теориями сновидений состоит в том, что платоновская теория была гениальным интуитивным постулатом, в то время как Фрейд изобрел специальную методику, с помощью которой могут быть реконструированы подавленные подсознательные переживания, выраженные в сновидениях, с тем чтобы перенести их в сферу сознательного.
Самый значительный вклад Платона в медицину состоит в том, что он рассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма, как отражение его внутреннего состояния. Конфликт между дезорганизованными нижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разума является основой платоновской психологии*.
Рационализм Платона дал новое направление в изучении психологических, этических и социальных феноменов — направление столь же революционное, как и тот рациональный метод изучения окружающего мира, который обосновали философы школы элеатов. Эта школа вытеснила мистическое демонологическое объяснение явлений природы, Платон проделал то же самое применительно к психологии. Хотя эти теории и не вошли непосредственно в наши современные знания о мире и о себе, они много сделали для подготовки интеллектуальной почвы для методических последовательных исследований.
Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа
* Сам Фрейд, видимо, находился под влиянием работ Платона, более того, его главные ориентации на то, что эмоции, побуждения, идеи и воспоминания составляют свойства реальности и заслуживают глубокого изучения, так как они ответственны за наше поведение и внутренние телесные процессы, были подготовлены взглядами Платона.