Тенденция к продолжению деятельности
Внешне мотивированное поведение прекра- Внутренне мотивированное поведение может
щается, как только исчезает внешнее продолжаться достаточно долго при отсутст-
подкрепление [61] вии всяких видимых наград [36], [78]
Предпочтение сложности и объема задания
Испытуемые предпочитают более простые Предпочитают более трудные задания (опти-
задания [59]. мальной трудности) [16], [37], [38], [57], [68]
Они делают только то, что положено: для то
го, чтобы получить награду [46]
Степень алгоритмизации деятельности
Отрицательно сказывается на когнитивной гибкости;
облегчает выполнение деятельностей, требующих алгоритмического метода (умножение многозначных чисел, запоминание простых геометрических фигур, парное запоминание, узнавание слов в тахистоскопических экспериментах) [55].
Значительно ухудшает качество и скорость решения эвристических задач [45]
Положительно влияет на когнитивную гибкость;
облегчает выполнение деятельностей, требующих эвристического метода (все виды творческих задач, не имеющих заранее данного алгоритма: завершить электрическую цепь, продолжить закономерность чисел и т.п.) [5], [54]
Креативность
Подавляет креативность [2], [4]; способствует росту напряженности, уменьшает спонтанность [4]
Способствует креативности [2], [4], [44]
Эмоции
При взаимодействии с другими преобладают Способствует получению удовольствия от ра-
отрицательные эмоции [31] боты [45];
вызывает эмоции интереса и радостного воз-
буждения [65]
Школьное обучение
При внутренней мотивации происходит более успешное освоение школьной программы, более высокий уровень освоения теоретического материала;
более эффективное понятийное научение; наблюдается значимое улучшение мнемиче-ских процессов [34]. [62], [65], [66]
Самоуважение
Преобладание внутренней мотивации повышает самоуважение [64]
Чирков В.И.
щее влияние на его детерминацию. Но так ли одинаковы последствия этих двух типов мотивации для когнитивных процессов, эмоций, психического здоровья и других аспектов личности? Какой тип мотивации стоит культивировать, если мы хотим не только сиюминутного повышения интенсивности поведения или немедленного изменения его направления, а заинтересованы в долгосрочном и гармоничном развитии личности? Для поиска ответов на эти вопросы обратимся к результатам экспериментов. Для облегчения восприятия этого материала мы оформили его в виде таблицы (см. с. 121).
Как видно из таблицы, каждый вид мотивации имеет свои плюсы и минусы, оказывая различное влияние на психические процессы. Наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. Внешняя мотивация может иметь преимущество при решении частных задач. Приведенные данные ставят проблему изучения внутренней мотивации и всестороннего анализа факторов как способствующих, так и препятствующих ее проявлению.
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ
Введение в психологию конструкта «внутренняя мотивация» неизбежно приводило к постановке целого ряда вопросов о природе явления, обозначенного им, о соотношении с другими психическими процессами, о месте его в общепсихологической теории мотивации. Господствующими в это время были бихевиористские теории научения и мотивации и психоаналитическая теория детерминации. В экспериментальной психологии господствовал бихевиоризм с его всепоглощающей верой в роль и значение подкрепления как в процессах научения,
так и для организации мотивированной активности. Конструкт «внутренняя мотивация» заставлял поставить под сомнение практически считавшуюся универсальной роль наград, поощрений и наказаний для мотивации человека. Что произойдет с внутренне мотивированной деятельностью, если личность начнет получать подкрепления за ее выполнение? Таков основной вопрос, волновавший психологов, обратившихся к изучению этого нового феномена. Что повышает, а что снижает уровень внутренней мотивации? Каковы психологические причины динамики данного процесса при различных условиях?
Эти вопросы поставил перед собой американский психолог Э. Диси, когда в начале 70-х гг. обратился к изучению влияния подкреплений на внутренне мотивированное поведение [20], [21].
Первые серии ставших впоследствии классическими экспериментов имели целью выявление роли денежных вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Испытуемые должны были решать головоломки Сома (манипулирование трехмерными фигурами из сцепленных друг с другом кубиков). Предварительные опыты показали, что данный вид задач вызывает у студентов, которые выступали в качестве испытуемых, высокую внутреннюю мотивацию. Эксперимент состоял из трех серий по одному часу каждая. В каждой серии испытуемые должны были решить четыре задачи за ограниченное время. Если они их не решали, то экспериментатор показывал им правильное решение, так что эффект незаконченного действия практически отсутствовал. Отличие экспериментальной группы от контрольной заключалось в том, что испытуемые из первой из них получали 1 $за каждое правильное решение головоломок во второй серии. Внутрен-
Самодетерминация и внутренняя мотивация
няя мотивация испытуемых замерялась в первой и третьей сериях (начальный уровень и последствия экспериментального воздействия соответственно) с помощью техники свободного выбора. Суть ее заключается в скрытом наблюдении за испытуемыми в период, когда они могут не заниматься решением головоломок в ситуации отсутствия внешних факторов, принуждающих к данному виду деятельности, и при наличии возможности отвлечься на другую относительно интересную деятельность. Таким образом, в период свободного выбора испытуемые могли продолжать решать головоломки, могли заняться другой деятельностью, а могли ничего не делать. Показателем величины внутренней мотивации служило время, потраченное испытуемым на решение головоломок в период свободного выбора. Практически это выглядело следующим образом. В каждой из трех серий и в контрольной, и в экспериментальной группах экспериментатор покидал на 8 мин лабораторию, где происходило исследование. Он сообщал испытуемому, что ему надо ввести данные в компьютер. Он также говорил испытуемому, что тот может делать что угодно, но не покидать лабораторию. На соседнем с испытуемым столе оставались лежать различные журналы и другие иллюстрированные издания. На самом деле экспериментатор переходил в соседнюю с лабораторией комнату и с помощью зеркала с односторонней проводимостью вел скрытое наблюдение за испытуемым. В этом и других экспериментах дополнительно использовались шкалы самооценки для измерения интереса к деятельности, радости и удовольствия при ее выполнении. Сравнивалось время, проведенное испытуемыми за решением головоломок в период свободного выбора в первой и третьей
сериях в экспериментальной и контрольной группах. Результаты эксперимента показали значимое уменьшение уровня внутренней мотивации в третьей серии в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Был сделан вывод о том, что при выполнении интересного задания за деньги происходит снижение внутренней мотивации и интереса к этому виду деятельности.
Аналогичные эксперименты были проведены Э. Диси с использованием других видов деятельностей: решение головоломок по поиску замаскированных фигур. Компьютерные игры, решение анаграмм, художественная деятельность. Результат всегда получался один и тот же: при выполнении внутренне интересной деятельности у испытуемых, которые получали денежные вознаграждения за ее выполнение, уменьшался уровень внутренней мотивации по сравнению с испытуемыми, которые вознаграждений не получали.
К этому же выводу исследователь пришел и после проведения полевого эксперимента. Сравнивалось поведение сотрудников университетской многотиражной газеты, функция которых заключалась в написании заголовков. О проводимом эксперименте они не знали. Первоначально у всех было замерено время, которое они затрачивали на выполнение своих обязанностей в течение четырех недель. Оно служило показателем исходного уровня внутренней мотивации и вовлеченности в работу. Затем в течение следующих трех недель одной группе работников стали платить по 50 центов за каждый написанный заголовок. Им сообщалось, что у редакции в бюджете остались неизрасходованные деньги, которые надо истратить до конца года. В другой группе денежное вознаграждение не применялось. В течение последующих пяти
Чирков В.И.
недель снова замерялось время, затрачиваемое на написание заголовков сотрудниками, входящими в экспериментальную и контрольную группы. Результаты этого эксперимента полностью повторяли итоги лабораторных исследований. После получения платы за свою работу в последующие недели члены экспериментальной группы значимо снижали время, затрагиваемое на написание заголовков, по сравнению с контрольной группой.
Для окончательного подтверждения полученной закономерности Э. Диси обратился к результатам исследований других ученых. М. Липер, Д. Грин и Р. Нисбетт [47], [48] провели сходный эксперимент с дошкольниками. Ожидание приза (он заменял деньги) значимо снижало внутренний интерес к рисованию. В эксперименте Б. Колдера и Б. Стоу [10] при решении интересных головоломок одна группа испытуемых получала деньги, а другая — нет. В оплачиваемой группе было обнаружено, статистически значимое уменьшение эмоционально положительной оценки осуществляемой деятельности, что полностью соответствовало выводам Э. Диси, хотя и деятельность, и зависимые переменные были другими. Р. Причард, К. Кемпбелл и Д. Кемпбелл [60] просили испытуемых решать шахматные задачи. В одной группе игроки получали денежное вознаграждение за выигрыш, а в другой — нет. Через неделю в обеих группах замерялся уровень внутренней мотивации при решении аналогичных задач методом свободного выбора. Игроки, получавшие деньги за правильные решения, впоследствии значительно снизили уровень внутренней мотивации. К. Пиндер [58] обнаружил снижение удовлетворенности и ориентации на деятельность у подростков, получавших денежный приз за выполнение
заданий на механическую сборку. М. Йошимура [82] денежно поощрял японских студентов за решение головоломок и обнаружил снижение и внутренней мотивации, и чувства радости от работы. Р. Андерсон, С. Ма-нуджян и Дж. Резник [5] после использования небольшого денежного вознаграждения в качестве поощрения четырех- и пятилетних детей за изобразительную деятельность обнаружили снижение внутренней мотивации к этому виду творчества. Д. Иден [30], применяя опросный метод, получил отрицательную корреляцию между денежными премиями и внутренней мотивацией у израильских рабочих.
Итак, независимо от характера активности, возраста, профессии и страны проживания испытуемых факт отрицательного влияния денежных наград на внутреннюю мотивацию при выполнении интересной и привлекательной деятельности стабильно имел место. Речь шла об устойчивой психологической закономерности, которая требовала объяснения и интерпретации.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ЛОКУСЕ ЛИЧНОСТНОЙ
КАУЗАЛЬНОСТИ
Для объяснения обнаруженной закономерности Э. Диси обратился к идеям Ф. Хайдера [40] и Р. де Чармса [18] о локусе каузальности2. Впервые
это понятие ввел Ф. Хайдер и исполь-
______
2 Следует отличать конструкты «внешний/ внутренний локус контроля», введенный Дж. Рот-тером [63] и «внешний/внутренний локус каузальности (причинности)». Локус контроля отражает точку приложения сил, контролирующих результаты поведения. Результаты могут находиться под контролем или поведения (внутренний локус контроля), или окружающих сил (внешний локус контроля). Локус каузальности отражает точку приложения сил, детерминирующих само поведение.
Самодетерминация и внутренняя мотивация
зовал его для анализа причин поведения индивида при межличностном взаимодействии. Р. де Чармс расширил его применение на область мотивации. «Первичной мотивационной предрасположенностью человека является стремление эффективно взаимодействовать с окружением. Человек стремится к тому, «чтобы быть первопричиной, источником своего собственного поведения; он стремится к личностной каузальности» [18; 269]. Далее, анализируя психологическую природу внутренней и внешней мотивации, Р. де Чармс использует конструкт «локус каузальности». «Как только личность начинает воспринимать себя как первопричину своего собственного поведения... можно говорить о внутренней мотивации ее активности. И соответственно когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой... то ее активность является внешне мотивированной» [18; 328]. Таким образом, при внутренней мотивации личность имеет внутренний локус каузальности (личностную причинность) или, другими словами, имеет представление о том, что причины, обусловливающие поведение, находятся внутри ее, и она предпринимает его по своей воле. При внешней мотивации личность характеризуется внешним локусом каузальности. Она считает, что причины, детерминирующие ее поведение, находятся вне ее самой и являются внешними по отношению к ее Я Отталкиваясь от этих идей и опираясь на работы Р. Вудвортса и Р. Уайта, Э. Диси высказал гипотезу о существовании двух фундаментальных мотивационных тенденций: потребностей к самодетерминации и компетентности. Согласно этой гипотезе, человек имеет врожденную тенденцию к выполнению таких видов ак-
тивности, которые дают ему ощущение наличия личностной каузальности и мастерства. Когда он вовлекается в такие виды деятельностей, то можно говорить о внутренне мотивированном поведении. Применение денежных вознаграждений приводит к тому, что человек начинает считать, что не он сам, а эти вознаграждения являются причинами его поведения. Происходит экстернализация локуса причинности, фрустрация потребностей в самодетерминации и компетентности и, как следствие, уменьшение внутренней мотивации.
Но если деньги уменьшают внутреннюю мотивацию из-за изменения локуса причинности, то, следовательно, и любые другие внешние стимулы, которые таким же образом изменяют локус каузальности, должны подавлять внутренний интерес к деятельности. Этот вывод, логично следовавший из приведенных выше рас- суждений, и был сделан Э. Диси. В соответствии с ним были проведены собственные эксперименты, а также собраны данные о результатах аналогичных исследований других авторов, где изучалось влияние на внутреннюю мотивацию таких факторов, как избегание наказания [25], призы и награды [47], сроки окончания деятельности [1], навязывание целей [57], соревновательная ситуация [3], [27] и некоторые другие [28]. Все эти внешние факторы уменьшали внутреннюю мотивацию в соответствии с предположением Э. Диси, так как изменяли локус причинности с внутреннего на внешний. Таким образом, гипотеза об отрицательном влиянии на внутреннюю мотивацию экстернализации локуса каузальности получала подтверждение.
Но у этого предположения была и другая сторона. Если внутренняя мотивация находится в зависимости от
Чирков В.И.
воспринимаемого локуса каузальности, то, следовательно, факторы, которые будут приводить к интернали-зации локуса причинности, должны положительно влиять на уровень внутренней мотивации. Одним из таких факторов является наличие выбора и свобода его осуществления. Это предположение было проверено в эксперименте [83]. Испытуемым экспериментальной группы предлагалось выбрать три головоломки из шести, с которыми они хотели бы работать. Им также разрешили самостоятельно распределить 30 мин, выделенных на решение, между этими тремя головоломками. Испытуемые контрольной группы были лишены возможности выбора. Они работали с теми головоломками и столько времени, как это было в экспериментальной группе. В итоге испытуемые экспериментальной группы показали значимо более высокий уровень внутренней мотивации в период свободного выбора, чем испытуемые контрольной группы. В исследовании на детях [72] был получен аналогичный результат. Группе детей предлагалось выбрать из трех игр одну, в которую они бы хотели играть. Затем экспериментатор им говорил, что раз уж они сидят против игры номер три, то почему бы им ее и не выбрать. Дети выбирали игру номер три. Исследование показало, что даже такая иллюзия выбора значимо повышала внутреннюю мотивацию детей по сравнению с теми, у которых не было этой иллюзии. В другом исследовании [69] было обнаружено, что предоставление реальной свободы выбора повышало внутреннюю мотивацию пятилетних детей. Таким образом, результаты этих трех исследований показали, что те условия окружения, которые наделяют человека свободой выбора, позволяют ему чувст-
вовать себя самодетерминированным, приводят к интернализации локуса каузальности и, как следствие, повышают уровень внутренней мотивации.
Важной потребностью, согласно гипотезе Э. Диси, является стремление к компетентности и мастерству. Эта потребность и потребность в самодетерминации в реальной жизни настолько тесно переплетены, что мы часто их не разделяем. Но в научном исследовании они должны быть рассмотрены раздельно. Э. Диси считает, что чем сильнее деятельность позволяет человеку чувствовать себя компетентным и эффективным, тем выше у него будет внутренняя мотивация к данному виду деятельности. Следовательно, те условия и факторы, которые повышают чувство компетентности, должны повышать и внутреннюю мотивацию.
Одним из таких факторов в первую очередь является характер самой деятельности: она должна быть оптимального уровня сложности. Если деятельность слишком простая, то она не вызовет внутренней мотивации, так как насколько бы компетентным человек себя ни чувствовал, такая деятельность не позволит ему реализовать свое мастерство и не предоставит возможности почувствовать себя эффективным. Было также высказано предположение, что для того, чтобы оказать влияние на внутреннюю мотивацию, чувство компетентности должно существовать в контексте самодетерминации. З. Шапиро [68] обнаружил, что в условиях свободного выбора головоломок для работы студенты предпочитают сложные задания, тогда как в условиях внешних подкреплений они выбирают более простые, с тем чтобы повысить вероятность получения награды. Ф. Дэн-нер и Е. Лонки [16] также отмечают,
Самодетерминация и внутренняя мотивация
что при наличии выбора дети предпочитают достаточно сложные виды активностей, которые требуют демонстрации своих способностей. С. Хар-тер [37] [38] сообщает, что детям доставляет большее удовольствие работа со средней трудности анаграммами, чем с очень легкими или очень трудными. Д. Мак-Маллин и Дж. Сте-фен [56] обнаружили, что если при работе с головоломками с каждой пробой немного повышать их трудность, то испытуемые будут демонстрировать рост внутренней мотивации, в отличие от испытуемых, у которых трудность головоломок оставалась постоянной.
Другими характеристиками задания, вызывающими внутренний интерес, являются новизна, перцептивная или когнитивная сложность и непредсказуемость [8], [61]. Как и в случае с трудностью, такие задания требуют от человека проявления больших способностей для их успешного выполнения, чем простые, знакомые и привычные.
Изложенные факты и рассуждения позволили Э. Диси сформулировать первые два положения его теории. Внешние факторы, связанные с инициацией или регуляцией поведения, будут влиять на внутреннюю мотивацию личности настолько, насколько они изменяют локус каузальности поведения. Те факторы, которые способствуют экстернализации локуса каузальности, будут подавлять внутреннюю мотивацию, тогда как те, которые способствуют его интерна-лизации, будут ее повышать [28; 62]. Внешние факторы будут влиять на внутреннюю мотивацию личности при выполнении деятельности оптимальной трудности в той степени, в которой они будут влиять на чувство компетентности, при условии, что эта
/
деятельность самодетерминирована. Те факторы, которые способствуют повышению чувства компетентности, положительно влияют на внутреннюю мотивацию, тогда как те, которые снижают его, оказывают на внутреннюю мотивацию отрицательное влияние [28; 63].
ВЛИЯНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Особое внимание было уделено анализу влияния на внутреннюю мотивацию информации об успешности деятельности человека: положительной и отрицательной обратной связи. Э. Диси [20] приводит результаты экспериментов, где испытуемые при наличии положительной обратной связи при решении головоломок проявляли более высокую внутреннюю мотивацию в период свободного выбора, чем испытуемые без обратной связи. Аналогичные выводы были получены и другими исследователями, как на взрослых [9], так и на детях [5], [29], [54].
Воздействие информации о неуспешном выполнении деятельности изучалось в двух сериях экспериментов, проведенных Э. Диси, У. Кассио и Дж. Круселл [26]. В первой серии существовала отрицательная обратная связь даже при успешном решении головоломок через вербальное сообщение экспериментатора. Во второй серии обратная связь имела место через неудачи в решении очень трудных головоломок. В обоих случаях испытуемые, которые получали отрицательную обратную связь, были менее внутренне мотивированы, чем испытуемые, не имевшие обратной связи. Условия во второй серии более значимо уменьшали внутреннюю мотивацию, чем условия в первой. Канадские психологи Р. Валлеранд и
Чирков В.И.
Г. Рейд [76] изучали влияние обоих видов обратной связи (положительной и отрицательной) на внутреннюю мотивацию спортсменов — студентов университета. Они сообщают о позитивном влиянии положительной и негативном влиянии отрицательной обратной связи на внутреннюю мотивацию. Было обнаружено, что при сообщении информации об успехах чувство компетентности возрастало, а при сообщении о неудачах — падало, что еще раз подтверждало опосредствующую роль чувства компетентности во влиянии внешних факторов на внутреннюю мотивацию.
Незначительное количество исследований на эту тему не позволяет однозначно ответить на вопрос о том, любая ли отрицательная обратная связь негативно сказывается на внутренней мотивации. В соответствии с выдвинутыми ранее положениями можно предположить, что любая информация о некомпетентности будет снижать внутреннюю мотивацию. Однако не всякая отрицательная информация об успешности выполнения деятельности уменьшает чувство компетентности. При выполнении деятельности среднего уровня трудности неудачи неизбежны, значит, неизбежна и отрицательная обратная связь, однако люди остаются внутренне мотивированными, особенно если они выбрали ее по собственному почину. Следовательно, определенное количество отрицательной информации об успешности при внутреннем локусе каузальности не уменьшает внутреннюю мотивацию, так как помогает человеку видеть свои слабости и, как результат, совершенствовать свое мастерство. Можно предположить, что оптимальной будет ситуация, когда неудачи не являются фатально неизбежными, а чередуются с успехами
в выполняемой деятельности. Другим важным условием, влияющим на характер воздействия обоих видов обратной связи на внутреннюю мотивацию, является социальный контекст, в котором информация об успешности применяется.
Особого внимания заслуживают факты, когда отрицательная обратная связь постоянна, т.е. когда человек при выполнении деятельности постоянно терпит неудачи. Это свидетельствует прежде всего о том, что его поведение неэффективно, что между действиями, которые человек предпринимает, и их результатами нет никакой связи, что силы, влияющие на результаты его активности, находятся вне его компетентности. Такая ситуация, как показывают эксперименты, приводит к состоянию амоти-вации, когда отсутствует любой вид мотивации. Человек перестает испытывать интенцию, намерение к выполнению деятельности. Такое состояние известно в психологии как выученная беспомощность, впервые описанная М. Селигманом [67].
Подведем итоги анализу влияния успехов и неудач и информации о них на внутреннюю мотивацию. При самодетерминированной деятельности положительная обратная связь, а также чередующаяся с ней информация о неудачах подкрепляют внутреннюю мотивацию, тогда как полное отсутствие обратной связи и особенно стабильные неудачи лишают человека не только внутренней, но и вообще всякой мотивации.
Анализ влияния обратной связи на внутреннюю мотивацию приводит к постановке очень важного вопроса. Если положительная обратная связь повышает внутреннюю мотивацию, то почему награды, денежная оплата, призы и премии, которые также мож-
Самодетерминация и внутренняя мотивация
но рассматривать как особую форму обратной связи, внутреннюю мотивацию снижают? Ответ на него может быть дан следующий.
Любой фактор окружающей среды, связанный с инициацией и регуляцией поведения человека, имеет два аспекта: контролирующий и информирующий. Действие внешнего стимула (поощрения, наказания, обратной связи и т.п.), которое воспринимается субъектом как стремление принудить его к началу, продолжению, усилению, изменению направления или прекращению поведения, называется контролированием. Применение внешних воздействий, которое воспринимается субъектом не как принуждение к определенному поведению, а оценивается как стремление проинформировать его об условиях и последствиях поведения, о ходе его исполнения, уровне успешности и степени компетентности и мастерства, называется информированием.
Эти два аспекта не являются объективно данными атрибутами того или иного стимула, фактора или явления. Человек приписывает им или контролирующее, или информирующее значение. Контролирующие факторы уменьшают внутреннюю мотивацию, так как приводят к экстер-нализации локуса причинности. Информирующие факторы оказывают положительное влияние на внутреннюю мотивацию, так как усиливают внутреннюю каузальность и чувство компетентности и не несут в себе принуждения к изменению деятельности. Один и тот же фактор, в зависимости от функционального значения, которым его наделяет человек, может выполнять или контролирующую, или информирующую функцию и оказывать соответствующее влияние на его мотивацию. В этом и заключается третье положение теории когнитивной оценки.
ВЫВОДЫ
1. Главным признаком мотивированного поведения человека является наличие намерения — интенции к выполнению деятельности. В зависимости от наличия или отсутствия интенции и от восприятия ее источника личность может находиться в одном из трех основных мотивационных состояний: состоянии внутренней мотивированности, внешней мотивированности или состоянии амотивации.
Состояние внутренней мотивации определяется потребностями в самодетерминации и компетентности, являющимися одними из ведущих психологических потребностей Я человека. В этом состоянии человек ощущает, что он является истинной причиной осуществляемого преднамеренного поведения (имеет внутренний локус причинности), и воспринимает себя как эффективного агента при взаимодействии с окружением (чувство компетентности).
Состояние внешней мотивации детерминировано силами внешними по отношению к Я и направленными на инициацию и/или регуляцию поведения человека. В этом состоянии человек воспринимает причины своего преднамеренного поведения как внешние, навязанные извне, а себя как пешку, которой манипулируют. В этом состоянии человек может воспринимать себя компетентным и эффективным, но это чувство не будет приводить к внутренней мотивации.
Состояние амотивации характеризуется отсутствием интенции — намерения к осуществлению поведения — и сопровождается чувством некомпетентности и неэффективности при взаимодействии с окружением.
2. Любой стимул (событие, сообщение, коммуникация), с которым человек сталкивается при выполнении де-
Чирков В.И.
ятельности, может иметь для него контролирующее или информирующее значение. Контролирующими являются такие стимулы, которые воспринимаются как принуждение думать, чувствовать или вести себя строго определенным образом. Информирующими являются такие стимулы, которые не воспринимаются как контролирующие, а воспринимаются как предоставляющие свободу выбора и снабжающие человека информацией, необходимой для эффективного взаимодействия с окружением.
Если человек находится в состоянии амотивации, то он может быть выведен из него или применением контролирующих подкреплений (тогда он перейдет в состояние внешней мотивации), или оптимизацией трудности выполняемой деятельности и упорядочиванием обратной связи (тогда при условии свободы выбора он может перейти в состояние внутренней мотивации).
Если человек находится в состоянии внешней мотивации при выполнении неинтересной или непривлекательной деятельности, то применение контролирующих стимулов сказывается положительно на поддержании и регуляции имеющегося мотивационного состояния.
Если человек находится в состоянии внутренней мотивации, то контролирующие стимулы снижают ее уровень, лишая человека чувства самодетерминации и компетентности. Информирующие воздействия не снижают ее уровень, а также могут способствовать его возрастанию.
Внутренняя мотивация будет максимальной при выполнении новой, перцептивно и/или когнитивно сложной деятельности оптимальной трудности. Необходимыми условиями также являются наличие свободы вы-
бора деятельности, обеспеченность оптимальной обратной связью и уверенность человека в своей компетентности.