Квалификационная характеристика
Управленческое консультирование - это разновидность экспертной помощи в области управления. Здесь предполагается наличие специалиста — носителя особой квалификации (знаний, умений, навыков) именно в совершенствовании управления. Эти улучшения касаются всех аспектов управления: структуры, процессов, методов, стиля. Но экспертный характер такой помощи означает и то, что она предлагается, как правило, по заказу заинтересованного руководителя (реже - по инициативе консультанта) и не имеет для самого руководителя обязательной силы.
Другая особенность - в работе с заказчиком (клиентом). Консультант исходит прежде всего из местных, "домашних" проблем каждой конкретной организации, начиная всякий раз свою работу у заказчика с диагностики, т. е. выявления актуальных (наиболее острых) проблем всей организации. А проблемы не могут быть полностью одинаковыми у разных объектов уже в силу несовпадения личных качеств руководителей, персонала, экономических и прочих условий.
Это очень важно иметь в виду. Ведь исследовательские и проектные организации обычно предлагают типовые решения. Отторжение их на местах нередко связано с тем, что каждая организация в чем-то существенно особенная и нуждается в адаптации подобных рекомендаций к своей конкретности. Так вот, консультант по управлению привязывает типовые решения к специфике своего заказчика, чем значительно облегчает для него освоение новшества. Поэтому для консультанта особое значение имеет категория "ситуация", а также связанные с ней параметры оценки.
И еще одна ценная особенность управленческого консультирования. Консультант компонует свой рабочий багаж отнюдь не только из сферы науки (функциональной или прикладной). Быть может, в еще большей мере он собирает свои знания, повышает свою квалификацию посредством многочисленных находок, усовершенствований, идей, обнаруженных у своих заказчиков, а также у своих коллег, обмениваясь с ними методиками. Разумеется, все это предварительно подвергается осмыслению в широком контексте тенденций и задач современного управления и опять-таки - особенностей конкретных объектов. Но, таким образом, консультант выступает профессиональным распространителем передового опыта.
Далее. Пожалуй, один из самых замечательных "следов", которые консультант оставляет после себя в организации, - повышение управленческой квалификации ее руководителей и специалистов.Работая с ними над поиском, принятием и осуществлением решений, консультант (иногда даже невольно) вносит в сознание управленческого персонала новое знание, расшатывает стереотипы их мышления, вводит профессиональный тренинг. Иначе говоря, управленческое консультирование по самой своей сути прямо связано с обучением работников управления, практически соединено с ним. Подобное развивающее влияние консультанта может и специально планироваться.
ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ. Квалификация консультанта по управлению складывается из следующих составляющих:
- знания, т. е. информированность и свободная ориентация в системе про
фессиональных истин, фактов, норм;
- искусство, т. е. комплекс неформализуемых приемов, реакций, а также
профессиональная интуиция, с высокой степенью индивидуализации;
- ремесло, т. е. владение техникой осуществления конкретных консульта
ционных действий и операций (ср.: стоматолог, скульптор и т. д.): систем
ный подход и анализ, новейшие тенденции в практике управления.
Знанияконсультантов-"дженералистов" должны охватывать теорию орга
низации и управления, процесса. Что же касается "консультирования проек- .
та", т. е. консультантов-"специалистов", то здесь нередко нужны и специаль
ные, узкодисциплинарные знания (экономические, социологические, право
вые и пр.).
Важное значение имеют знания технологий и методов подготовки и осуществления консультационных процессов: проведения организационной диагностики, выработки решений проблем клиентной организации, реализации этих решений.
Искусствоконсультанта по управлению имеет столь большое значение, потому что управленческое консультирование жестко не программируется, требует гораздо большей мобилизации в работе сугубо личностных ресурсов специалистов в сравнении с теми, кто занимается правовыми, экономическими и иными нормативными консультациями. К этим личностным ресурсам относятся, конечно, и такие универсальные человеческие качества, которые необходимы на любой работе (обязательность, моральные нормы, активность и т. д.). Но в работе консультанта по управлению особая необходимость в коммуникабельности, способности к лидерству, убеждению, терпимости в отношениях с клиентурой.
Именно эти качества по мере наполнения опыта формируют умения, которыми должен обладать консультант по управлению:
- умение установить доверительность в консультант-клиентных отношениях;
- гибкая реактивность, т. е. умение ориентироваться в организациях разно
го типа и состояния, в разнообразных ситуациях и условиях, не теряя ли
нии консультационного процесса;
- умение преодолевать агрессию и избегать стресса во взаимодействии с ра
ботниками организаций в напряженных точках консультационного про
цесса;
- умение интуитивно восполнять ограниченность времени, консультацион
ных методов и технологий, информации.
Ремеслоконсультанта состоит во владении им техникой профессиональной работы, т. е. эмпирическими процедурами, которые отличаются достаточной степенью формализации или глубокой структуризацией. Это относится к наиболее повторяющимся и разработанным процедурам, которые при желании могут передаваться от одного специалиста к другому, а иногда и - к клиенту. Так, на стадии оргдиагностики таковыми являются, например, процедуры обработки распорядительной документации, на этапе выработке решений - способы построения сценария и т. д.
Грани между перечисленными составляющими квалификации консультанта по управлению подвижны и преходящи, но общие различия сохраняются.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА. Формы организации труда консультанта по управлению при всем их разнообразии сводятся в основном к следующим трем:
- лицо свободной профессии (независимый консультант с образованием и
без образования юридического лица);
- сотрудник консультационной организации (частной или государственной);
- внутренний консультант, т. е. сотрудник производственной, общественной
организации с экспертными функциями по управлению.
В нашей стране в настоящее время наиболее развивающейся и перспективной формой организации труда специалистов этого профиля становится вторая из перечисленных выше.