Если оратор неинтересен, слушатели «выключают» его
ТОЛПА
Однако те, кого он принял за людей, хоть и малорослых, но степенных, были пингвины...
А.Франс
Варфоломеевская ночь, погромы в еврейских кварталах, "бессмысленный и беспощадный" русский бунт, штурм Останкино всего несколько лет назад... Охота на ведьм, массовые самоубийства последователей мистических сект, вопли юных битломанок на концертных площадках, сотни задавленных на футбольных стадионах... Остекленевшие глаза шагающих демонстрантов, коллективная истерия сталинских "винтиков", идиотские решения парламентов... Все это -Толпа.
Это уникальное явление порождается простым скоплением значительного числа людей, не имеющих жесткой организации и четко выраженных целей. Уникальность его заключается в том, что характерные черты этого образования ни в коей мере не являются ни суммой ни средним арифметическим индивидуальных черт, присущих людям, составляющим толпу. Их объединение вызывает нечто родственное химической реакции, когда соединение различных элементов порождает совершенно новое вещество, отличающееся собственными неповторимыми свойствами.
Важнейшим из них является отсутствие у толпы сознания, разума, сознательного поведения и способности к рефлексии и анализу. Толпа стоит вне логики и интеллекта, она абсолютно неспособна осознанно выполнить ряд последовательных разумных шагов. Действия толпы не бывают рациональными, а нередко могут и противоречить ее же интересам. Толпа никогда не бывает умнее среднего индивида. Составляющие ее люди благодаря численности и ощущению единения, "чувству локтя" приобретают уверенность в силе и могуществе, а коллективность и анонимность всех действий вызывают у них ощущение безнаказанности, что приводит к готовности на гораздо более рискованные действия, чем в другой ситуации. В толпе "выключаются" личные дистанции общения (в тесноте - не в обиде), образовавшийся единый организм воспринимает ЕДИНУЮ зону и защищает ее. Толпа освобождает от комплексов дураков и завистников, трусов и скромников. Каждый получает возможность решиться и совершить - то, что никогда бы не совершил в одиночку.
Один из основных законов существования толпы - эффективность и быстрота заражения.Уместна циничная аналогия со стадом баранов, одного из которых внезапно охватывает паника,например, от сильного укуса некоего насекомого. Паника эта чрезвычайно быстро передается всему стаду, Само слово "паника" происходит от имени греческого бога Пана - покровителя пастухов, гневом своим вызывавшего безумие стада, бросавшегося в пропасть или в пламя.
Сила заражения, единство толпы столь сильны, что сопротивляться им попавшему туда, сохраняя индивидуальность мыслей и поступков, крайне сложно. Крик "Пожар!" объединяет слушателей оперы гораздо эффективнее, чем сладкоголосое пение, ради которого они собрались.
Заражение представляет собой тенденцию человека невольно - на психофизиологическом уровне и без участия смыслового компонента информации - поддаваться психическому состоянию, настроению окружающих. В определенным образом эмоционально заряженной толпе действие этого механизма по принципу взаимной индукции многократно усиливается.
"Группы поддержки", начинавшие в нужных местах "бурю аплодисментов" во время памятных съездов партии, включали в действие этот механизм и достигали эффекта глубокого эмоционального единения и подъема собравшихся.
Неспособная анализировать, толпа чрезвычайно некритична и внушаема. При этом внушенные идеи и главенствующие эмоции она стремится немедленно реализовать в практических действиях. Толпа отменяет индивидуальную волю и заставляет жить коллективными животными инстинктами. Подавляющее большинство людей в других ситуациях никогда не поступили бы так, как способны поступить в толпе. Так, в начале августа 1789 года французская аристократия умудрилась добровольно отказаться от всех своих привилегий.
Толпа действует не рассуждая и не сомневаясь, всегда - чисто импульсивно и только под влиянием момента, никогда не подавляя своих рефлексов. Благородная или преступная, героическая или трусливая, она всегда охвачена сильнейшим чувством, безусловно подавляющим личный интерес и даже инстинкт самосохранения.
Импульсивность приводит к крайней переменчивости, к способности практически мгновенно переходить от героизма к панике, от эйфории к депрессии при сохранении в любом случае нетерпимости и безапелляционности. Толпа -мастер по превращению мух в слонов. Легкое подозрение сразу же воспринимается как очевидность, малейшее противоречие вызывает ярость, а антипатия на глазах перерастает в ненависть.
Он предлагал умертвить всех больных, полагая, что после этого эпидемия прекратится. У него нашлось немало последователей, да, впрочем, в те темные дни самое безумное, самое бесчеловечное предложение, сулящее избавление, нашло бы сторонников. Он и его друзья рыскали по всему городу, врывались в дома и истребляли больных. В больницах они совершали массовые истребления. В исступлении убивали и тех, кого только можно было заподозрить, что он не совсем здоров. К идейным убийцам присоединились безумные и грабители. Весь город стал ареной битв.
В. Брюсов
Такая характеристика толпы могла бы привести к восприятию ее как стихийного бедствия, от которого нет спасения, кроме бегства. Могла бы, если бы не еще одно ее свойство, дающее возможность управления ею: неспособная на сознательные действия, не имеющая разума, толпа всегда нуждается в руководстве. Больше - она стремится к подчинению и рабству.
Толпе необходим лидер. Без него она дезориентирована. Любой ковбой знает, что может остановить и повернуть табун диких лошадей, только убив вожака. Любой полицейский для того, чтобы справиться с разбушевавшимися демонстрантами, прежде всего сосредоточит свои усилия на выявлении и нейтрализации лидеров.
Оратор, ставящий перед собой цель овладеть чувствами и симпатиями толпы, должен усвоить некоторые обязательные правила: никогда не рассуждать, только утверждать, преувеличивать и повторять, причем делать все это максимально коротко и доступно. Читать тексты подобных речей невозможно, настолько бездарными с литературной и интеллектуальной точек зрения они кажутся. Но это и не требуется - они предназначены для произнесения перед толпой. Наполеон говорил, что из всех фигур риторики знает и ценит единственную - повторение. Послушайте записи публичных выступлений Сталина - на протяжении двух минут он иногда до пяти раз повторял одну и ту же простую мысль, причем каждый раз усиливая ее. В результате то, что еще несколько минут назад могло быть воспринято слушателями как нечто неочевидное, начинало казаться безусловным фактом.
Выступающий перед толпой оратор должен играть на сильных чувствах своей аудитории - именно ими она живет. Слава, честь, патриотизм - вот то, что может подвигнуть толпу на величайшее бескорыстие и преданность. Толпу можно сделать созидательной, а умелой игрой на скрытой агрессивности и алчности -разрушительной, деструктивной. Так полководцы давали идущим на штурм три дня на разграбление города.
Сильнейший стимул для действий толпы - понятный конкретно-чувственный образ врага, виновного во всех бедах. Если врага не существует, для управления толпой его выдумывают. Бухаринцы, троцкисты, зиновьевцы, агенты мирового капитала и иностранных разведок - сколько их было выдумано отечественными менеджерами толпы. Приняв идею и имея ясный образ врага, толпа способна впасть в род почти религиозного фанатизма и пойти за идею на смерть.
Легче всего толпа воспринимает яркие образы, причем совершенно необязательно логически связанные между собой и даже вообще в действительности существующие. Иногда оратору достаточно заявить, что пять минут назад в ста метрах отсюда он видел, например, как двое (далее следует образ врага) избивали ребенка (женщину, старика), чтобы побудить толпу к действиям.
Большинство людей в толпе действительно не в состоянии составить ясное собственное мнение по многим вопросам. Опытный оратор, знающий, что играют роль не факты, а их презентация, с успехом подсовывает толпе определенное мнение, выдавая его за ее собственное. "Каждый из вас знает, что...", "Вы пришлисюда, чтобы..." - согласитесь, знакомое начало многих выступлений на митингах.
Управление толпой неразрывно связано с популизмом,суть которого состоит в претензии на знание кратчайшего выхода из кризисной ситуации "для всех" и "от имени всего народа". Популистский лидер разыгрывает такие карты как "доступность" и "простота", "знание проблем", "верность народу" и "служение общему благу". Популистские программы, как правило, строятся по принципу айсберга: в центре их внимания лишь хорошо видимые и понятные проблемы, лежащие на поверхности и имеющие довольно простое радикальное решение. Все более глубокие и сложные для понимания проблемы обычно не затрагиваются вовсе. Естественно при таком подходе, что популизм может "работать" как деструктивная, но отнюдь не как созидательная сила.
"Бич времени - безумные ведут слепых", - писал Шекспир. Многое говорилось, например, о безумстве Гитлера. Э.Фромм доказал, что Гитлер вполне владел собой и умело манипулировал массами. Он сознательно входил в нужную роль и играл ее, используя интонации, мимику, жесты, обладая несомненным даром крайне упрощенного, а потому доступного толкования сложных явлений. Более того, он скрупулезно планировал время своих публичных выступлений, как правило стараясь выбирать для них вечерние часы, так как справедливо считал, что к концу дня в силу естественной усталости сопротивляемость снижается и люди легче поддаются воздействию.
Великим мастером подобных трюков был доктор Геббельс. Конечно, он, как и другие его "коллеги", относился к толпе вполне цинично, понимая, что с ней бессмысленно общаться с позиций разума. Тот, кто не усваивает этого урока, терпит поражение и сегодня. "Агрессивно-послушное большинство" нашего славного парламента перестроечной поры не переносило академика Сахарова с его поистине безграничной интеллигентностью. Толпа улюлюкавших сановных холопов, с животной ненавистью травившая человека, осуществила тогда, на мой взгляд, самую яркую постановку романа П.Буля "Планета обезьян".
В этом же содержится разгадка того парадокса, что ранняя (интеллектуальная) реклама блока Явлинского не работала, тогда как памятная абсолютно лобовая рекламная атака МММ с откровенно тупым Леней Голубковым, игравшим на вечном желании людей быть значительными ("Я не халявщик, я партнер!"), превратила большую часть страны в толпу и, говорят, вычистила у населения каждый четвертый наличный рубль.
Загадка харизмы,то, что Гюстав Лебон называл обаянием - ключ к гипнотическому успеху вождей. В их руках - могущество слов, способность Устанавливать диктатуру при помощи призывов к свободе и равенству.
Кроме того, в руках опытных лидеров есть и другие рычаги управления толпой. Многого можно достичь, сознательно регулируя ее чисто физическую плотность. Это "эффект веника"- только связанные вместе соломинки обретают силу. Интересно, что такие пучки являлись и символом фашистской партии и обрамлением герба СССР. Собирая митинг на маленькой площади, организаторы имеют больше шансов на успех. То же количество людей, разрозненных по большой площади, теряют ощущение единства, защищенности и анонимности -законы толпы начинают работать слабее. Рассеять толпу - лишить ее силы. Именно этого добиваются брандспойты разгоняющих.
Действенным инструментом регуляции настроений толпы является управление слухами(нужная информация в нужное время обладает эффектом спички в сухом стоге сена) и прямыми провокациями, когда несколько человек, начавших драку (или, наоборот, овации и скандирование лозунгов) в считанные мгновения заражают огромную массу людей. Слухи, искажения и преувеличения воспринимаются в толпе как действительные факты, не требующие дополнительных доказательств.
В условиях очевидно кризисного состояния информационных процессов в нынешней России и отсутствия у населения ощущения информационной безопасности, доверия к официальным ее источникам, слухи (понимаемые как информация, передаваемая из уст в уста без доказательства достоверности) становятся особенно мощным средством неформальной общественной коммуникации. Понимание этого факта все больше доходит до сознания политиков, их команд и работающих в области социальных коммуникаций специалистов. В России с опозданием на пятьдесят лет по сравнению с США (работы Г.Олпорта и др.) появляются первые серьезные технологии управления слухами.
Традиционно разделяют такие разновидности толпы как случайная (уличная) и организованная (политическая партия), разнородная (демонстрация) и однородная (религиозная секта). Серж Московичи выделяет еще одну разновидность, сложившуюся в результате социальной эволюции - речь идет о трансформации толпы в публику.Развитие средств массовой коммуникации делает не необходимым скопление людей в одном месте для того, чтобы передать им определенную информацию. Общественные места все более пустеют, с наступлением вечера все больше людей остается в своих квартирах и домах, прикованные к экранам телевизоров. Все труднее становится оторвать их от них, чтобы заставить принять участие в массовом мероприятии.
Телевидение, радио и газеты проникают в каждый дом, на новом уровне объединяя людей, превращая публику в разновидность толпы нового типа, В октябре 1938 года радиоинсценировка "Борьбы миров" по Уэллсу вызвала в Соединенных Штатах массовую панику, охватившую более миллиона человек, тот же эффект она произвела спустя полтора десятилетия в Латинской Америке.
Создание толп и управление ими - одна из основных задач государств гистемоцентристской модели. Отрицающие индивидуальный интерес, личность как таковую, признающие не человека, но только "массы", они нуждаются в подобных образованиях постоянно, и уже на стадии воспитания детей значительно 0£легчают себе эту задачу, формируя нерассуждающих исполнителей, неспособных к самостоятельному мышлению - готовых к тотальной мобилизации людей толпы.