Тема 7. СПОСОБНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ

Основные вопросы

1. Понятие о способностях. Виды, уровни.

2. Задатки и развитие способностей.

3. Понятие о темпераменте.

4. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

Основные понятия и термины

Способности; талант; гениальность; одаренность; задатки; сангвиник; флегматик; холерик; меланхолик.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Какие способности выделяют у людей? Критерии наличия способностей.

2) Как проявляются психологические свойства темперамента в познавательных процессах?

3) Как соотносятся темперамент и деятельность?

4) Как взаимосвязаны свойства нервной системы человека и развитие способностей?

5) Назовите факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей.

Темы рефератов и докладов

1) Задатки как природные предпосылки к развитию способностей.

2) Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

3) Темперамент как основа для формирования эмоциональности, впечатлительности и импульсивности.

4) Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей темперамента.

5) Особенности высших человеческих способностей.

6) Задатки и развитие способностей.

Методические рекомендации

При изучении материала необходимо подчеркнуть, что способности – это отражение сложной взаимосвязи исторических, социальных и индивидуальных условий развития человека.

Необходимо остановиться на анализе понятия «способности», раскрываемого как индивидуально-психологические особенности личности, являющимися условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности. Разбирая сущность и особенности развития способностей, нужно учесть, что они формируются и проявляются в деятельности, в процессе которой обнаруживаются различия в сенсорной сфере, памяти, воображении, мотивации, установке, характере людей.

Важно отметить, что способности тесно связаны со знаниями, навыками и умениями, однако они не сводятся ни к какому-либо одному из этих элементов. При анализе способностей отмечают более общие качества (или одаренность) в отличие от специальных. Одаренность раскрывает возможности успешного выполнения нескольких видов деятельности, в то время как специальные способности обуславливают успешное овладение какой-либо одной деятельностью.

Материальной основой способностей являются задатки. Это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы. Задатки обнаруживаются как устойчивые различия в зрении, обонянии, слухе, кинестезии.

Высокий уровень развития способностей проявляется в талантливости. Талантливого человека характеризуют успешность, оригинальность и самостоятельность выполнения сложной деятельности. Гениальность – высший уровень творческих проявлений личности.

При изучении данного вопроса необходимо уметь дифференцировать понятия: талант, гениальность, одаренность и задатки.

Выявление и развитие способностей возможно в различном возрасте.

Важным моментом в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Древнейшее описание темперамента принадлежит Гиппократу, который определил 4 типа темперамента.

Понятие «темперамент» означает совокупность врожденных особенностей человека, которые обуславливают динамические характеристики психических процессов. Свойства темперамента зависят от свойств нервной системы. Существует 4 основных типа темперамента: 1) сангвинический; 2) флегматический; 3) холерический; 4) меланхолический.

При рассмотрении различных видов темперамента, необходимо учесть, что нет лучшего или худшего темперамента – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому знать, что главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, что невозможно вследствие его врожденности, а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных сторон.

Литература

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. – 560 с.

2. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.

4. Секреты хороших манер и поведения / Сост. О.Н. Улищенко. – Харьков: СП «Инарт», 1995. – 399 с.

5. Филатова Е. Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. – 283 с.

6. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. – М.: РПА, 1997. – 281 с.

Наши рекомендации