Требования к усвоению материала
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………… 3 стр.
Тематика, основное содержание
семинарских занятий,
литература для подготовки к занятиям …………………………… 4 стр.
Требования к уровню освоения материала курса ………………… 10 стр.
Примерные вопросы к экзамену …………………………………… 10 стр.
Список основной литературы к курсу ……………………………… 11 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса дневного отделения направления 030300 и позволяет совместно с преподавателем освоить практический материал дисциплины «Психология памяти, внимания и воображения». Данная дисциплина является частью курса «Общая психология» - базовой профессионально специализированной дисциплины для студентов III курса направления 030300 - «Психология».
Учебно-методическое пособие содержит тематику, основное содержание семинарских занятий по дисциплине, практический материал и списки рекомендуемой литературы, а также требования к уровню освоения материала.
Изучение данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов внимания, памяти и воображения позволит студентам анализировать конкретные ситуации, проводить самостоятельные исследования, подготовиться к освоению навыков оказания психологической помощи, овладеть рядом практических профессиональных приемов, применяемых в конкретной работе.
Данный курс продолжает и дополняет освоение теоретического аппарата и практических навыков других специальных дисциплин: "Социальная психология", "Клиническая психология", "Психодиагностика", "Основы психологического консультирования", "Педагогическая психология" и т.д., а также углубляют и конкретизируют знания, полученные в курсе "Общая психология" (разделы, касающиеся сознания и личности) и др.
ЗАНЯТИЕ 1-2.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР (Организационно-деятельностная игра)
«Память: ее виды и коды»
Подготовительная работа перед занятием: студенты самостоятельно объединяются в микрогруппы по 2 человека, знакомится с одним из видов памяти (произвольной, образной, вербально-логической, семантической, кратковременной, оперативной, генетической, автобиографической, эйдетической, иконической, непроизвольной, двигательной, долговременной, метапамяти и др.) и готовит информацию о:
1) понятии вида памяти;
2) феноменологии памяти (особенности обрабатываемого материала, коды памяти)
3) механизмах памяти;
4) факторах, влияющих на эффективность запоминания и сохранения содержания памяти;
5) основных фактах, законах, закономерностях и т.п. данных, полученных экспериментальным путем;
6) методиках и методах исследования памяти в выбранном подходе экспериментальных исследованиях, касающихся выбранного вида памяти;
7) истории исследования памяти в психологической науке (подходы, теории, авторы) и современное состояние;
8) развитие данного вида памяти в онтогенезе.
На основе найденной информации необходимо разработать и представить материал форме «mind map». Весь представляемый в материал должен отвечать требованиям:
1) научности и достоверности транслируемой информации;
2) использование научного глоссария и корректности формулировок;
3) проблемный характер изложения (формулировка проблем, возникающих при исследованиях памяти);
4) соответствие содержания заявленной теме;
5) содержать графически представленную информацию, например, придумать для вида памяти символ, емко передающий его основную суть; таблицы, графики, схемы, рисунки и другую наглядную форму, позволяющую концептуально представить содержание;
6) оригинальная форма представления информации
Аудиторная работа: представление и обсуждение презентаций. Длительность представления презентации – 5-8 минут
Максимальная оценка задания – 6 баллов
ЗАНЯТИЕ 3.
«Что закрепляется в моей памяти и почему?»
Подготовительная работа перед занятием: группа предварительно самостоятельно делится на 8 подгрупп (по 2 человека) в соответствии с подходами и теориями исследования памяти: ассоцианизм (Г.Эббингауз и Г.Мюллер), коннекционизм (бихевиоризм: Э.Толмен, Д.Уотсен, Брайен; и подход Н.А. Бернштейна), структурная теория памяти в гештальт-психологии (К.Левин, Б.Зейгарник, Г.Биренбаум), классический психоанализ (З.Фрейд), структурная теория памяти в когнитивной психологии (Р.Аткинсон, Д.Норман), культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьев, П.Жане), деятельностный подход (П.И. Зинченко, А.А.Смирнов), информационный подход (Дж.Браун, Е.Тульвинг).
Каждая микрогруппа готовит 10 вопросов закрытого типа (с 3-4 вариантами ответов) по выбранной теме. Вопросы должны отражать информацию об основных положениях выбранного подхода к исследованию памяти, касающихся: 1) понимания сущности памяти; 2) явлений памяти; 3) механизмов памяти; 4)факторов, влияющих на эффективность запоминания и сохранения содержания памяти; 5) видов памяти; 6) основных фактов, явлений, законов, закономерностей и т.п. данных, полученных экспериментальным путем.
Вопросы оформляются в виде тестовых заданий на бланках в количестве равном количеству студентов группы. На бланках указывается тема и авторы, подготовившие вопросы.
Каждая из групп представляет свои материалы. Оценка заданий осуществляется по следующим критериям: 1) научность и достоверность материала; 2) корректность формулировок; 3) степень проблемности задания (отсутствие репродуктивных вопросов; 4) соответствие тематике.
По итогам тестирования выставляются баллы за выполнение заданий (за каждый правильный ответ на одно задание – 0,1б).).
ЗАНЯТИЕ 4.
СЕМИНАР «Проблема вНИМАНИЯ в психологической историографии»
Подготовительная работа перед занятием: каждый студент индивидуально готовит отрывок из какого-либо художественного текста, в котором, как студенту кажется, особенно отчетливо можно выявить признаки внимания. На примере выбранного отрывка дать анализ феноменологии внимания, указав его вид и свойства.
Аудиторная работа состоит из двух "серий" – литературной и рефлексивной. В каждой серии студент комментирует (зачитывает) свои материалы. Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.
Максимальная оценка задания – 3 балла (1 балл – за подбор текста; 2 балла – его интерпретация)
ЗАНЯТИЕ 5.
КОЛЛОКВИУМ «МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ И НЕВНИМАНИЯ»
Подготовительная работа перед занятием: каждый студент готовит ответы на все вопросы коллоквиума
Вопросы к коллоквиуму
1) Почему существует проблема определения статуса внимания в психологии?
2) Согласны ли Вы с тем, что внимание нельзя отнести к самостоятельным познавательным процессам? Обоснуйте свое мнение.
3)Какие характеристики внимания являются ключевыми для его определения? Что составляет вариативность измерения?
4) Как переживается внимание каждым конкретным человеком? Каково отличие субъективных переживаний от объективного проживания сосредоточенности?
5) Почему возникает эффект восприятия двойственных изображений?
6) Что такое «сдвиг внимания» и «волна внимания»?
7) Приведите примеры возникновения состояния абсорбции.
8) Какой бывает рассеянность?
9) Можно ли быть одновременно и внимательным, и рассеянным?
10) Какими характеристиками должен обладать объект, чтобы привлечь внимание человека? Приведите примеры.
11) Способен ли человек совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания? Какие психологические причины стоят за этой способностью?
12) Как можно снизить эффект интерференции при одновременном выполнении несколько действий?
13) Какие критерии используются в психологии для классификации видов внимания?
14) В чем причины многообразия проявлений внимания?
15) Какова основная идея психологии сознания в отношении внимания?
16) Каков механизм произвольного внимания, по мнению Т.Рибо?
17) На основании какого критерия Т.Рибо дифференцирует «норму» и «болезненное состояние» внимания? Можно ли рассматривать «болезненные состояния внимания» как патологию внимания? В чем, по мнению автора, заключается «ненормальность» состояния внимания?
18) Что такое «инстинкт внимания»? С каким видом внимания его можно соотнести?
19) Каков механизм возникновения и функционирования волевого чувственного внимания согласно Н.Н.Ланге?
20) Что является физиологической основой внимания?
21) Почему в библиотеке с полностью звукоизолированными местами для читателей сосредоточенная работа невозможна?
22) Какой вид внимания может быть описан с помощью термина гештальтпсихологии «эго-объектная сила»?
23) Какие характеристики внимания отражены в селективной метафоре?
24) Как в когнитивной психологии решалась проблема локуса селекции?
25) Какие явления внимания иллюстрирует феномен «вечеринки с коктейлем»?
26) Что такое «предвнимание»? Как оно влияет на продуктивность обработки информации?
27) Объясните механизм функционирования внимания при одновременном слушании и переводе с иностранного языка.
28) Что такое «объективация»? В каких условиях возникает процесс объективации?
29) В чем различие между «низшими» и «высшими» формами внимания?
30) Почему «вначале развития внимания стоит указательный палец»?
31) Как вы понимаете фразу П.Я.Гальперина о том, что «не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль»?
32) Что такое «послепроизвольное» внимание?
Аудиторная работа проходит в форме «вопрос – ответ». За каждый правильный ответ студент получает 1 балл, за дополнение – 0,5 баллов.
После занятия студенты, набравшие менее 5 баллов сдают письменные ответы на проверку.
Список литературы для подготовки к коллоквиуму
1) Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.
2) Гальперин П.Я., Кабыльниицкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, -- 102 с.
3) Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н.Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В.Запорожца и др. М., 1983.
4) Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972
5) Хрестоматия по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2001, 2005. Статьи:
- Ланге Н.Н. Исторический очерк теорий внимания. Биологическое определение и разновидности внимания. Первичный эффект волевого внимания. Колебания внимания. Роль движения в процессе волевого внимания. // Хрестоматия по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С.373 -420;
- Найссер У. Внимание и проблема емкости. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С. 650 – 671;
- Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С.467-506;
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С. 534-542;
- Келер В., Адамс П. Восприятие и внимание. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С. 436 – 453.
6) Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996
ЗАНЯТИЕ 6.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ»
Аудиторная работа: в микрогруппах (по 2 человека) студенты составляют кроссворд по теме «Развитие внимания в онтогенезе», стараясь максимально отразить феноменологию и основные закономерности генезиса внимания человека от возникновения функции в структуре психики до ее распада. Задания могут быть представлены в форме проблемных вопросов, цитат, описания ситуаций, ребусов, загадок, пословиц и поговорок, отрывков из художественной литературы, репродукций картин и т.п. Общее количество заданий – не менее 20. Кроссворд оформляется на формате А4 в двух экземплярах и должен содержать: 1) пустой бланк кроссворда для ответов; 2) формулировки заданий; 3) ответы на задания, которые оформляются на отдельном листе.
Каждая из групп представляет свои материалы. По итогам решения заданий кроссворда выставляются баллы за выполнение заданий (за каждый правильный ответ на одно задание – 0,2б). При оценке составления задний кроссворда учитываются следующие критерии: 1) научность и достоверность использованного материала; 2) корректность формулировок; 3) степень проблемности задания (отсутствие репродуктивных вопросов); 4) эстетичность оформления.
Максимальная оценка задания – 6 баллов
ЗАНЯТИЕ 7.
СЕМИНАР «БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ИСТОЧНИК ВООБРАЖЕНИЯ»
Подготовительная работа к занятию: каждый студент на примере одного авторского художественного произведения (изобразительного, литературного, музыкального, кинопроизведения и т.п.) САМОСТОЯТЕЛЬНО выполняет анализ элементов бессознательного с позиции одной из теорий: классического психоанализа З.Фрейда или аналитической психологии К.Юнга.
Аудиторная работа: каждый студент комментирует (зачитывает) свои материалы. Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку. Все материалы возвращаются студентам.
Максимальная оценка задания – 3 балла (1 балл подбор текста; 2 балла – анализ и интерпретация)
Список литературы для подготовки к занятию
1) Выготский Л.С. Искусство и психоанализ. // Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1986
2) Бессознательное. Новочеркасск, 1994
3) Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. СПб, 1994
4) Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997
5) Франц фон М. Толкование волшебных сказок. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_pror/01.php
6) Фрейд З. Художник и фантазирование. СПб.,2006
7) Фрейд З. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве. М., 1990
8) Фрейд З. Достоевский и отцеубийство. М., 1990
9) Юнг К.Г.Архетип и символ. М., 1991
10) Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. М., 2004
ЗАНЯТИЕ 8.
Коллоквиум «ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ»
Подготовительная работа к занятию: каждый студент готовит ответы на все вопросы коллоквиума
Вопросы к коллоквиуму
1) Чем образы воображения отличаются от образов памяти и восприятия?
2) Что такое «пассивное воображение»?
3) Может ли быть воображение воспроизводящим?
4) Благодаря чему воображение способно совершить «отлет от действительности»?
5) Возможно ли создание искусственного воображения по аналогии с искусственным интеллектом?
6) Какова роль воображения в познании действительности?
7) В чем различие между творческим мышлением и воображением?
8) Можно ли преодолеть разрыв между двумя типами активности: интеллектуальной, направленной на усвоение, приобретение, применение опыта и творческой, направленной на создание нового?
9) В чем суть закона развития воображения по Т. Рибо?
10) Как, по мнению Э. В. Ильенкова, «видит» вещь человек с развитым воображением?
11) Что значит, согласно Э. В. Ильенкову, «свобода воображения»?
12) Что значит «схватывать целое раньше частей»?
13) Продолжите фразу Т. Рибо «Образы сочетаются взаимно потому, что …»
14) Как эмоциональная сфера связана с воображением?
15) Прав ли был А.Франц, когда говорил, что «нет воображаемых несчастий. Все несчастья реальны, если переживаешь их; горе воображаемое - это истинное горе»? Обоснуйте свое мнение.
16) Является ли детство периодом, где творчество является «универсальным и единственным способом существования человека»?
17) Согласны ли вы с утверждением В.Т.Кудрявцева о том, что детство – это «порождаемый всемирной историей источник саморазвития родовой культуры, ее «генератор», а не просто «аккумулятор»?
18) В чем, по мнению В.Т.Кудрявцева, проявляется суть воображения?
19) Что такое инверсионное действие?
20) Какие факты лежат в основе обыденного представления о богатстве воображения ребенка?
21) Какое явление Т.Рибо рассматривал как "творческий инстинкт"?
22) Почему воображение не является врожденной способностью психики?
23) Способны ли социальные «табу» блокировать развитие воображения?
24) С каким возрастом соотносится генезис воображения?
25) Что по мнению З.Фрейда появляется раньше: воображение или реалистическое восприятие?
26) Что развивается раньше: реалистическая мысль или воображение? Как отвечали на этот вопрос Ж.Пиаже и Л. С. Выготский?
27) Всегда ли «реалистическое мышление» противостоит воображению?
28) Какие «узловые моменты» в развитии воображения обуславливают появление феномена лжи?
29) В каком возрасте у человека впервые появляется воображение?
30) Какой период является сензитивным для развития воображения?
31) Почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека?
32) Сочинение сказок дошкольниками – это проявление литературного творчества?
33) Каков механизм возникновения индивидуальных символов в психике человека?
34) Почему «задержанные в речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии воображения»?
35) В экспериментальной ситуации предлагают ребенку назвать знакомый ему предмет по-другому и использовать его в соответствии с «новым» значением. Почему у 3-4-х летних детей это вызывает большие затруднения, в 5 летнем возрасте переименования вызывают у детей интерес и желание играть?
36) Какие «узловые моменты в развитии речи», по мнению Л.С. Выготского совпадают с «узловыми моментами в развитии воображения»?
Аудиторная работа проходит в форме «вопрос – ответ». За каждый правильный ответ студент получает 1 балл, за дополнение – 0,5 баллов.
Список литературы для подготовки к коллоквиуму
1) Вунд В. Фантазия как основа искусства. Пер. Зандера Л.А., Издание т-ва М.О. Вольфа. 1914
2) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: СОЮЗ, 1997, 96с.;
3) Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996 (или Брушлинский А.В. Воображение и познание // Вопросы философии, 1967. - № 1;
4) Ильенков Э.В. О воображении // Нар.образов. 1968. -- № 3. – С.3-42;
5) Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики.// Вопросы психологии. – 1990. - № 3;
6) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. - С.3–53
7) Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. - С. 132-140
8) Фрейд З. Художник и фантазирование. СПб., 2006
ЗАНЯТИЕ 9. ИТОГОВОЕ
Занятие проводится в форме тестирования по основным понятиям дисциплины.
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА
Общие требования к освоению материала курса «Общая психология» на экзамене обусловлены целями и задачами преподавания курса.
1. Студент должен продемонстрировать на зачете наличие представлений об основных категориях психологии памяти, внимания, воображения, владеть психологической терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы научной психологии.
2. Студент должен показать место психологии памяти, внимания, воображения в системе научного психологического знания, ее связь с естественными и гуманитарными дисциплинами.
3. Студент должен в основном виде изложить системные основы психологии памяти, внимания, воображения.
4. Студент должен обозначить предмет, проблемное поле и принципы изучения памяти, внимания, воображения.
Студент допускается к экзамену при условии полного выполнения учебного плана.
Освоение содержания дисциплины оценивается по 100-балльной системе со следующими диапазонами традиционных оценок: «неудолетворительно» - до 40 баллов, «удовлетворительно» свыше 40 до 60 баллов включительно, «хорошо» свыше 600 до 80 баллов включительно, «отлично» свыше 80 до 100 баллов включительно.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
1. Понятие о памяти.
2. Процессы памяти.
3. Классификация видов памяти.
4. Принципы организации памяти
5. Ассоцианизм и проблемы памяти.
6. Бихевиоральное направление исследования памяти.
7. Проблема забывания намерений в школе К. Левина
8. Отечественные исследования по памяти.
9. Память и деятельность
10. Теории памяти в когнитивной психологии.
11. Непроизвольное и произвольное запоминание.
12. Сохранение и забывание: закономерности и механизмы.
13. Воспроизведение и его виды.
14. Развитие памяти в онтогенезе.
15. Психофизиология памяти и научения.
16. Hейродинамические механизмы памяти.
17. Нарушения памяти.
18. Понятие "внимания", его значение и функции.
19. Функции внимания.
20. Внимание и сознание
21. Моторная теория внимания.
22. Внимание как результат эмоций.
23. Понятие внимания в гештальт-психологии.
24. Теории внимания в когнитивной психологии.
25. Теории внимания в отечественной психологии.
26. Экспериментальное исследование внимания
27. Виды внимания.
28. Факторы, влияющие на непроизвольное и произвольное внимание.
29. Свойства внимания.
30. Психодиагностика свойств внимания.
31. Физиологические основы внимания.
32. Внимание и деятельность.
33. Развитие внимания в онтогенезе.
34. Нарушения внимания.
35. Понятие о воображении.
36. Воображение и эмоции
37. Воображение и фантазия. Фантазия и ложь.
38. Виды воображения
39. Способы преобразования действительности в воображении.
40. Физиологические механизмы воображения.
41. Функции воображения
42. Гипотеза случайных находок и гипотеза рекомбинации
43. Бессознательное как источник воображения
44. Теория поля и инсайт в гештальтпсихологии
45. Воображения и мышление в теориях Ж.Пиаже, Л. С. Выготского и А. В. Брушлинского
46. Развитие воображения в онтогенезе
47. Патологические изменения воображения.
48. Создание “теорий” решения изобретательских задач и развитие творческих способностей.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., МГУ, 1985.
2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. С. 159-164.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. -- 96с.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – С. 208 – 375, С. 418 -- 470.
6. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций. Лекции по психологии. // Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – С. 582 – 595, С. 636 --653.
7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. – 96 с.
8. Гальперин П.Я., Кабыльниицкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, -- 102 с.
9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961 (или 1996).
10. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., Питер, 2002. – 320 с.
11. Исследования памяти/ Под ред. Н.Н.Корж. - М.: Наука, 1989.
12. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. - М.: Мир, 1979.
13. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. - М.: Изд-во МГУ, 1989.—182 с.
14. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.
15. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2001, 2005.
16. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М., 1998.
17. Смирнов А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
18. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.