Герловин И. JI. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. JL: Энергоатомиздат, 1990. 1 страница

Но самые катастрофические последствия вызывает обрыв каналов связи между подсистемами. Это неизбежно заканчивается гибелью системы в целом. Накануне этого мы сегодня находимся, поскольку связь между двумя подсистемами — человеческим сообществом и природой — стала хрупкой и предельно истонченной.

Именно поэтому неотъемлемым элементом моих занятий с доверившимися мне людьми является воспитание доброго отношения к другим, к природе во всем ее величии и многообразии.

В неразрывной связи с духовным находится психическое здоровье. Под ним я подразумеваю гармоничное сочетание сознательного и подсознательного. Мозг человека выполняет в организме двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность составляющих наш организм подсистем отдельных органов. За это отвечают те структуры центральной нервной системы, которые связаны с подсознанием. Они достаточно стабильны и являются своеобразными автоматическими регуляторами.

Но человеческий организм, даже если сам человек думает иначе, находится в полной зависимости от окружающей его среды и потому должен чутко реагировать на происходящие в ней изменения, оценивать, не несут ли эти изменения опасности самому его существованию. Функции сторожа, контролера и призвано выполнять наше сознание.

Единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма и унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде и одновременно определяет его восприимчивость к изменениям — приспособляемость. Естественно, это — очень упрощенная схема, не охватывающая всего многообразия функций человеческого мозга. Но я выделила именно эту его функцию как имеющую прямое отношение к теме нашего разговора.

Наконец, последний элемент триады — физическое здоровье. Это интегральный показатель, труднее всего поддающийся изучению. Прежде всего потому, что абсолютное здоровье сегодня — редкость. Наша деформированная цивилизация наносит сокрушительные удары по здоровью человека, когда он находится еще на эмбриональной стадии развития. Так что уже при рождении в генетическую память младенца заложены семена будущих болезней. Именно поэтому возвращение физического здоровья — и физически и психологически трудный процесс.

Здесь я наметила в общих чертах контуры своей системы и назвала цели, к достижению которых стремлюсь. Теперь о том, с помощью каких средств решаются эти и другие задачи.

В создании системы естественного оздоровления важную роль играют воззрения древних греков, римлян, египтян, в которых нашло отражение высокое понимание принципов физического здоровья, значимости единства организма и внешней среды.

Практическую основу системы составляют методики и приемы, многие из которых известны человечеству с древнейших времен. Есть в ней элементы древнеиндийской и древнекитайской народной медицины, различных систем восточных единоборств, дыхательных упражнений во всем их разнообразии и т. д.

Весь этот комплекс методик призван нормализовать такие процессы жизнедеятельности организма, как дыхание, терморегуляция, психическая деятельность и, конечно, питание как элемент наиболее интимной взаимосвязи внешней среды и внутренней сферы человеческого организма. Каждому из них посвящены отдельные разделы. В них вы найдете конкретные советы и рекомендации. Здесь же упоминаю об этих процессах с единственной целью — определить место и роль каждого в жизнедеятельности человеческого организма и системе его естественного оздоровления.

Среди жизненных потребностей человека дыхание — самая главная. С первым вздохом начинается жизнь, с последним она кончается. Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи — недели и месяцы, без движения — годы, то без дыхания — секунды, в лучшем случае — минуты. С ним напрямую связаны кровообращение, питание, терморегуляция в их природной взаимосвязи.

Важнейшую роль в сохранении здоровья играет отлаженность процесса питания. Здесь важно иметь в виду, что организм человека запрограммирован природой на определенные виды пищи, главным образом растительного происхождения. Это предопределено природными анатомо-физиологическими особенностями его организма. Поэтому нарушение постоянства видового питания является причиной многих и многих недугов. Однако в процессе своего исторического развития человек все дальше отходит от заложенной в него программы видового питания из-за расширения его за счет продуктов животного происхождения. Бесспорно, это, с одной стороны, расширило его возможность в борьбе за выживание, с другой — стало причиной многих отклонений его физического здоровья от нормального, поскольку усвоение мясной или рыбной пищи возможно только за счет адаптационных резервов организма.

Огромный ущерб здоровью человека наносят получившие широкое распространение представления о пище как единственном источнике восполнения энергетических затрат человека. Начало этим представлениям было положено в конце прошлого века, когда Конгресс Всемирной организации здравоохранения утвердил предложение немецких ученых определять необходимое человеку количество пищи по ее калорийности. Так были заложены основы калорийной теории питания. Причем за основу был принят расчет среднестатистической калорийности суточного рациона питания жителей Германии. Для своего времени это было прогрессивным шагом, так как давало возможность хоть как-то регулировать рацион питания. Но с тех пор прошло 130 лет (!), а официальная наука не предложила по существу ничего нового. Разве что Институт питания АМН СССР в свое время немного снизил норму потребления калорий. Однако сама калорийная теория сбалансированного питания продолжает править бал, изо дня в день, из года в год калеча людей, сокращая их жизни.

Про себя я называю ее теорией «паровозной топки». Сущность теории довольно проста. В ее основе лежит представление, будто энергозатраты человеческого организма восполняются исключительно за счет потребления энергии питательных веществ. Эта энергия возникает в процессе горения при разрыве химических взаимосвязей веществ.

Человек «загружает» необходимое количество питательных веществ в «топку» своего организма, где они сгорают, а высвободившаяся энергия компенсирует все энергетические затраты.

Разработана и методика подсчета количества энергии, выделяемой различными продуктами питания. Оно определяется путем их сжигания и суммирования количества получаемого при этом тепла. Основываясь на этой теории, медики рекомендуют съедать в день 80—100 г белка, 80—100 г жиров, 400—500 г углеводов. В переводе на продукты это примерно 0,5 кг мяса, 80—100 г жира, 1,5—2 кг овощей, круп, сахара, мучных изделий. Правда, в наши дни такие рекомендации ученых воспринимаются как ненаучная фантастика. И все же когда думаешь о людях, которые пытаются следовать подобным рекомендациям, так и хочется остановить их. Сама я вот уже 40 лет обхожусь количеством пищи в несколько раз меньшим: 11 г белка, 5—10 г жиров, 100—200 г углеводов. И чувствую себя великолепно.

По возрасту мне впору «чулочки вязать», а я постоянно в движении. Только за последние годы четырежды пешком пересекла жаркие пески Центральных Каракумов и Кызылкумов, с группой единомышленников совершила пешее путешествие из Нальчика в Пицунду, преодолев четыре горных перевала.

Следующим элементом системы естественного оздоровления является движение — жизненно необходимая функция всех живых организмов. Под этим

словом я пониманию не только возможность изменения живым организмом своего положения в пространстве (назовем это внешним движением), но и процессы, протекающие внутри организма (внутреннее движение). Оба они связаны между собой неразрывно и подчинены одной цели — обеспечить организму оптимальные условия существования.

Особенностью моей системы движения является то, что в качестве неотъемлемого элемента она включает в себя динамическую аутогенную тренировку или, говоря другими словами, воспитание способности сознательно контролировать и регулировать поступление энергии в ткани в процессе движения.

Наиболее естественным интенсивным движением для человека является бег. Во время бега включен буквально весь организм. Если кому-то бег не по душе, то можно заниматься ходьбой. Разумеется, ходьба и бег не исключают, а, напротив, предполагают, что человек будет сочетать их с другими методиками и комплексами физических упражнений, которых известно в настоящее время достаточно много.

И наконец, еще об одном из основных элементов системы — нормализации природной терморегуляции. Каждый биологический вид, в том числе и человек, имеет свои специфические, предписанные только ему границы температурного диапазона существования. Изнеживающее воздействие современной цивилизации сузило для человека эти границы, что никак нельзя признать нормальным.

Человек не должен испытывать особых неприятностей ни при жаре, ни при холоде. Но особенно важно, чтобы он не боялся холода. Холод должен стать его союзником, поскольку он мобилизует защитные силы организма, гармонизирует его деятель- ность, стимулирует процесс саморегуляции. В этом и заключается смысл закаливания, органично входящего в систему естественного оздоровления.

ПЛЕННИКИ ИНЕРЦИИ

На моих лекциях многие слушатели делают записи в блокнотах, ставят на сцену магнитофоны, чтобы не пропустить ни одного слова. Я понимаю их: люди хотят быть здоровыми, жить так, как назначила человеку природа. Но заканчивается встреча, слушатели расходятся по домам, и здесь-то их решимость жить по-новому начинает понемногу ослабевать, причем происходит это незаметно для них самих — сегодня одна уступка привычному, завтра другая. В конце концов собственная инерция и окружающая обстановка берут верх — и прощай благие намерения. Нужны достаточный уровень знаний и духовности, элементарная воля, чтобы суметь противостоять инерции традиционного и, добавлю, порочного, образа жизни, который несравнимо опаснее алкоголизма, курения и других форм наркомании. Алкоголик и наркоман хотя бы сознают, что они больны, что их пристрастия противоестественны .

А теперь задумайтесь, чувствует ли себя больным или неполноценным нормальный, практически здоровый человек, который утром плотно завтракает, целует жену и детей, трясется в автобусе по пути на работу, в положенное время обедает в заводской столовой или в ближайшей закусочной, вечером возвращается домой, ужинает, читает газету, смотрит те

левизор и, наконец, ложится спать. О нем заботятся конструкторы, дизайнеры, создающие конструкцию самого мягкого, самого удобного кресла или дивана. Крестьяне откармливают коров и бычков, прочую живность, чтобы не оскудел стол нашего «нормального» человека. Талантливые журналисты, «киношники» и прочая творческая братия думают над тем, как развлечь нашего дорогого землянина.

Человек едет в командировку или отпуск. За окнами вагона проплывают огромные, километровой длины заводские корпуса, ажурные мачты линий электропередачи, необозримые поля, коробки животноводческих комплексов, бетонные полукружья плотин. Сердце человека невольно сжимается от восторга перед мощью человеческого разума и мастерством рук, потому что все это действительно по-своему прекрасно, талантливо, разумно.

И вдруг приходит какая-то Шаталова или другой оригинал и начинает убеждать, что человечество все делает не так: неправильно питается, дышит, двигается. Даже думает и то неправильно. Кого-то еще осеняет мысль, что система земледелия, используемая сегодня, никуда не годится, так как уничтожает плодородие почв. Где-то на другом краю земли другой чудак уверяет, что нынешние способы получения энергии, самые современные технологии убивают природу. И все они в один голос доказывают, что такая милая, обжитая, удобная цивилизация на самом депе уродлива, расточительна, губительна для человека, поскольку подменяет естественные потребности навязанными, чуждыми, искусственными и неуклонно ведет к самоуничтожению человечества. «Неужели они всерьез считают, — может подумать читатель, — что все люди

шагают не в ногу и только они в ногу». Кто бы и что бы ни думал, лично я убеждена, что рано или поздно перестраиваться придется всем. Не оказалось бы только слишком поздно. Я — не физик и не агроном, не лирик и не инженер. Я — врач, поэтому буду оперировать фактами и наблюдениями, накопленными в процессе изучения человеческого организма.

Ошибается тот, кто полагает, будто наши жизненные потребности в их сегодняшнем, деформированном виде — это нечто извечно данное, органически присущее человеку. Нагляднее всего ошибочность такого предположения проявляется в области питания.

Я уже высказывала свое мнение о калорийной теории питания, которая наносит здоровью людей ущерб намного больший, чем все эпидемии мира, вместе взятые. Причем это касается не только нашей страны, где пока еще ощущаются дефицит и низкое качество продуктов питания, но и куда более благополучных, развитых стран Запада. Не являются исключением и процветающие страны Востока: Япония, Южная Корея и др., хотя здесь, казалось бы, еще сильны традиции древней культуры, воспринимавшей человека в его целостности с природой.

Теперь я хочу перейти от критики калорийной теории к такому понятию, как видовое питание. Читатель, несомненно, запомнил этот термин встречавшийся на предыдущих страницах. Там я не стала подробно объяснять его смысл и сделала это совершенно сознательно, поскольку речь тогда шла в основном о количестве необходимой человеку пищи. Здесь же я приглашаю читателя поразмышлять о структуре питания, запрограммированного природой для человека.

В свое время В.И. Вернадский высказал предположение (с моей точки зрения его следует считать законом) о том, что химический состав клеток каждого вида живого организма присущ только ему, этому виду. Причем стабильность химического состава определяется постоянством видового питания. Думаю, смысл этого станет понятнее, если приведу конкретный пример.

Вспомним всем известного яка, живущего в суровых условиях высокогорья. Чем он питается? Травой и только травой. Между тем это могучее животное, у которого жирность молока достигает 12%. Для сравнения скажу, что у человека она составляет всего 2%.

Як ниже 3000 м над уровнем моря не спускается, на таких высотах трава растет между камнями реденькими кустиками, да к тому же зимой еще завалена снегом глубиной по пояс. Я сама недавно была в горах и видела все это собственными глазами. Якам приходится буквально добывать сухие травинки, разрывая копытами сугробы. Ни о какой калорийности питания тут говорить не приходится. Между тем нас уверяют, что только калории, полученные из продуктов питания, восполняют энергозатраты организма.

Пример этот убеждает в том, что любому организму необходимо и полезно только то питание, которое назначено ему природой. Представьте, что бы случилось, начни мы кормить яка мясом или салом? Если бы он не погиб при этом, то перестал бы быть самим собой, так как химический состав клеток его организма постепенно бы изменился.

Не является исключением и человек. Хотя в процессе борьбы за выживание он начал употреблять в пищу мясо животных, оно не стало для него видовым

продуктом питания. Опросите, почему? Посмотрите на себя в зеркало: есть ли у вас острые клыки и когти, как у хищников, которые питаются исключительно мясом? Более того, как врач скажу вам, что и желудок у вас не круглый, и кишечник намного длиннее, чем у хищников, и сколько бы веков мы ни питались мясом, мы вновь и вновь рождаемся с теми же анатомо-физиологическими особенностями, что и в начале своего эволюционного развития. В нашем организме существенно меняются лишь строение и функции головного мозга. К концу XX века мы стали значительно более разумными, нежели наши первобытные предки доисторического периода.

Итак, почему человек продолжает есть мясо? Причин здесь несколько. Первая и главная заключается в его психологическом настрое, закрепившемся в результате многовековой привычки, передаваемой из поколения в поколение. При этом ее не приходится культивировать искусственно. Достаточно того, что с младенческих лет человек начинает питаться «как все». Огромная доля вины лежит и на апологетах калорийной теории питания, которые всеми доступными им способами пропагандируют ложный тезис о том, что чем больше калорий содержится в возможно меньшем объеме продуктов питания, а это в первую очередь относится к мясу, тем они ценнее и полезнее.

Подобного рода научные откровения не только освещают пагубную для здоровья человека привычку, но и ведут к колоссальным, ничем не оправданным потерям наиболее ценных продуктов питания. Достаточно вспомнить хотя бы, сколько зерна расходуется на производство мяса (животноводческими

комплексами, свинофермами и птицефермами), тогда как имеющиеся у нас материальные ресурсы можно было бы направлять на увеличение производства важных для здоровья человека овощей, фруктов, орехов, бобовых и полноценных крупяных и зерновых культур и, наконец, целительного меда.

Существует и другая причина того, что человечество продолжает цепляться за свои заблуждения. Это недопустимо низкий уровень знаний о собственном организме, о его способности к саморегуляции и самовосстановлению. Причем этот уровень характерен как для несведущих людей, так и для специа- листов-мед иков.

Если бы наше невежество распространялось только на сферу питания человека, то и этого было бы достаточно, чтобы его здоровье стало весьма неустойчивым, легко уязвимым. Беда в том, что немногим большими знаниями мы располагаем и в отношении других сфер жизнедеятельности организма. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: существует ли на свете такая машина или система, которая способна работать в равновесном состоянии? Например, двигатель внутреннего сгорания, не оснащенный системой охлаждения? Любой автомобилист скажет вам, что такое невозможно, двигатель сразу же «захлебнется». А человеческий организм — тоже машина, совершеннейшая биологическая машина с автоматическим регулированием процессов жизнедеятельности. Ее работу обеспечивает также и разность температур, которая существует в нашем организме. У нормального здорового человека температура кожи составляет 24°С, внутри тела — 36,7СС. Нарушение разницы температур ведет к заболеванию, если организм не за

кален. Закаливание призвано расширить возможности нашего организма для компенсации резких изменений в естественном перепаде температур.

Помимо всего прочего, мы еще и не обучены двигаться, правильно двигаться. Сейчас принято во всех бедах винить адинамию, или, как ее часто называют, гиподинамию. С недостатком движения, физических нагрузок связывают многие болезни, отклонения от физической нормы. Но скажите на милость, разве спортсмены мало двигаются? Да они только этим и занимаются и, тем не менее, болеют. А военные разве не болеют? А крестьяне, которые день-день- ской в движении, да еще на чистом воздухе, на земле? Они не болеют? Болеют не меньше, чем все остальные. Значит, дело не просто в движении, а в правильном движении. Кто-то, возможно, усмехнется: уж не собирается ли доктор Шаталова учить молотобойца в кузнице или механизатора в кабине трактора правильным движениям? На первый взгляд, действительно смешно. Но смешно может быть только тем, кто представления не имеет о возможностях и, главное, потребностях нашего организма. Культура движения вообще выпала из поля зрения нашей практической медицины. Если же кто-то и занимается этой проблемой, то только с точки зрения экономичности движений, их производственной целесообразности или эффективности, например роста результатов, показываемых спортсменом, т. е. опять-таки во главу угла ставится не сам человек.

Главное в движении — это умение раскрепостить мышцы, довериться им, дать возможность свободно сократиться и расслабиться в естественном ритме. Тогда работать будут только те из них, которые абсо

лютно необходимы в данный момент при данном характере движения. Остальные же получат возможность отдохнуть. Но этому надо учиться, причем учиться всем и каждому. Система естественного оздоровления включает в себя упражнения, цель которых — научить человека искусству движения на фоне расслабленности.

В первой, вводной главе я не ставила своей целью дать читателю сколько-нибудь систематические знания о процессах, характеризующих жизнедеятельность человеческого организма, и методах их оптимизации. Этому посвящены отдельные разделы книги. Мне хотелось лишь обратить ваше внимание на искусственный характер нашей цивилизации, ее оторванность от природы, что в конечном счете и является причиной всех нынешних и грядущих бед человечества, показать все несовершенство наших представлений о своем организме.

Сегодня мы находимся на критическом этапе развития. Вопрос стоит так: или человечество найдет в себе силы изменить направление развития созданной им цивилизации в сторону сближения с природой, переориентировать науку на изучение ее законов, обеспечивающих жизнеспособность и развитие системы «природа—человек», или погибнет. Иного не дано. С подобными предостережениями выступают сегодня лучшие умы человечества. Прислушаемся к их голосу и начнем с себя, с перестройки своей психологии, своего образа мышления, своих привычек. Скажем себе и всем: «Добро тебе, Человек! В твоих руках твоя собственная жизнь и жизнь твоих детей, внуков, правнуков, всех тех, кто придет за тобой. Сумей разумно распорядиться ею!»

Глава вторая ВЫБОР ПУТИ

ДОМ НА ПЕСКЕ

Как, несомненно, заметил читатель, значительное место в первой главе отведено проблеме питания. Почему? Первая причина состоит в том, что состав потребляемой человеком пищи в значительной мере определяет химический состав клеток его организма. А это, в свою очередь, прямо влияет на все другие процессы, например газообмен, терморегуляцию или мышление. Вторая причина, по которой я уделяю большое внимание питанию, состоит в том, что ни одна другая сфера жизнедеятельности человека не связана с таким количеством псевдонаучных представлений, граничащих с суевериями, и не в последнюю очередь потому, что целостной, стройной науки о питании до сих пор человечество еще не создало, хотя серьезные шаги в этом направлении сделаны. Достаточно вспомнить труды И.П. Павлова по физиологии пищеварения, приближающиеся к ним по значимости работы современного советского ученого академика А.М. Уголева, в области гигиены питания — работы Шелтона.

Властвующая ныне калорийная теория питания не дает ответа практически ни на один вопрос, связан

ный с очевидным фактом: раз человек ежедневно расходует энергию и на работу, и на функционирование самого организма, необходимо компенсировать его энергозатраты. Но как? «Калорийщики» считают, что только за счет энергии, высвобождающейся в результате разрыва химических связей питательных веществ.

Но сказав «а», они должны были бы сказать и «б»: если считать, что энергозатраты человека восполняются только за счет энергоемкости продуктов питания, то необходимо ответить на вопрос: а сколько же энергии расходует организм в процессе жизни и деятельности? Давно забыты камеры теплосъема, примитивно определяющие этот расход. На смену им пришли всевозможные практически взятые с потолка коэффициенты. Неполноценность всех этих расчетов — прямой результат ошибочного взгляда на человеческий организм как на печку, в которую постоянно надо подбрасывать топливо. У истоков же этой точки зрения стоит наука биология, которая вот уже 200 лет отказывается признать существование носящей ее имя энергии — биологической. И это несмотря на все факты, все те «но», которые подрывают устои калорийной теории и заставляют искать новые подходы к процессу питания. Какие же «но» я имею в виду?

Первое «но». Как вы думаете, сколько тепла выделит помещенный в термоизоляционную камеру шахматист, которого попросили сыграть партию вслепую. Совершенно верно: столько же, сколько находящийся в покое человек. Но я сама шахматистка и знаю, что каждая такая партия может обойтись человеку до двух, а то и трех килограммов потерянной

2 Выбор пути

массы. Спрашивается, куда они улетучились? Да никуда, просто были преобразованы в умственную энергию, а та, как известно, обладает более тонкими и неуловимыми особенностями, чем тепловая. Будь это не калорийная, а любая другая теория, можно было бы посетовать на несовершенство наших знаний, наметить программу дальнейших исследований и спокойно, методично осуществлять ее. Но, подчеркиваю, речь идет не просто об устаревшей ошибочной, а еще и об официально признанной теории. Это уже повлекло и влечет за собой многие негативные последствия. Здесь я называю пока только два, о других речь пойдет ниже.

Поскольку умственная энергия измерению имеющимися приборами не поддается, на нее и смотрят как на нечто эфемерное, полумистическое и особой цены не имеющее.

Второе «но», подрывающее основы теории «кало- рийщиков», касается методов определения энергоемкости продуктов. Скажите, какое яблоко вы предпочтете: только что сорванное с ветки или пролежавшее зиму? Думаю, лишь очень большие оригиналы выберут второе. Между тем, если сжечь по 100 г того и другого, количество выделенного тепла будет абсолютно одинаковым: 36—46 ккал в зависимости от сорта. Могут возразить, что я забываю про витамины, но современные методы хранения позволяют свести их потери до минимума. Так что дело не в калориях и витаминах, а в той особой неуловимой для современных приборов биологической энергии, которой обладает все живое и которую наш организм способен усваивать. Но признать это — значило бы подписать смертный приговор калорийной теории питания.

В первой главе я называла некоторые цифры, повторю их. Медики-«калорийщики» рекомендуют потреблять в день в среднем 80—100 г белка, 80—100 г жиров, 400—500 г углеводов. Если бы какой-то гражданин решил перейти исключительно на растительную пищу, но руководствовался при этом названными нормами, ему пришлось бы съедать примерно 20 кг овощей, фруктов, зелени в сутки. Если учесть, что наш желудок вмещает около 300—400 г пищи, то вегетарианцу пришлось бы жевать не переставая весь день напролет.

Между тем весь опыт миллионов людей, отказавшихся от потребления животных белков, т. е. мяса и рыбы, свидетельствует о том, что ничего подобного не происходит, что вегетарианцы едят ничуть не больше «нормальных» людей, не мыслящих свою жизнь без мяса. А это означает только одно: человек, потребляющий исключительно растительную пищу, получает килокалорий намного меньше рекомендуемого «калорийщиками» количества, что свидетельствует о неполноценности отстаиваемой ими теории.

Чтобы спасти выстроенное на песке и пошатнувшееся ее здание, сторонники этой теории используют все доступные им средства. Бывший директор Института питания АМН СССР, ныне покойный академик А.А. Покровский, например, особое внимание уделял взаимосвязи характера питания и уровня умственных способностей человека. Опыты проводились им на крысах. Одним он включал в рацион питания мясо, других держал исключительно на растительной пище. И те и другие должны были найти выход из лабиринта. Меньше времени на это затрачивали крысы, получавшие мясо. На этом основании ис-

2*

следователь сделал вывод о том, что и человек, питающийся мясом, умнее своего собрата-вегетари- анца, а стало быть, и калорийная теория в своей основе верна. Такое толкование изначально неверно, поскольку игнорирует различия в умственных способностях крысы и человека и различие их видовых свойств в питании.

Питание каждого вида живого имеет свои видовые особенности, которые отнюдь не отражаются на умственных способностях животных. Можно ли, например, считать хищника более умным, чем обезьяну? Или утверждать, что лев умнее слона, а лошадь глупее тигра? И как, наконец, расценивать тот факт, что многие выдающиеся представители рода человеческого, например, Пифагор и Ньютон, Л.Н. Толстой и Р. Роллан, И.Е. Репин были убежденными вегетарианцами?

О многом заставляет задуматься и пример американцев, людей, как известно, рационально мыслящих, которые в последние десятилетия взяли курс на вегетарианское питание, чтобы избавиться от массовых хронических болезней. Еще 15 лет назад 30% жителей США отказались от потребления мяса.

Здесь же попутно замечу, что Всемирная организация здравоохранения снизила рекомендованные нормы потребления белка до 29—37 г в сутки. И только мы продолжаем придерживаться прежних норм, поставляя в и без того переполненные больницы все новых и новых почечных больных, страдающих нарушением белкового обмена.

Самое же трагическое заключается в том, что наш человек лишен пока возможности сделать для себя свободный выбор: следовать ли ему рекомендациям ученых — апологетов калорийной теории или перейти

на здоровый образ жизни, назначенный ему природой. Он на всю жизнь обречен оставаться в заколдованном круге предписанных ему норм питания, скудного выбора полугнилых овощей и фруктов, пожухлой зелени.

А теперь вернемся к другим «заслугам» калорийной теории. Мы остановились на том, что перед ее сторонниками встала дилемма, как «втиснуть» рекомендуемые килокалории в приемлемое с точки зрения здравого смысла количество продуктов. Выход был найден в их концентрации. Выход, спасительный для теоретиков и пагубный для нас с вами. Ход их мысли в общем-то понятен. Если сахар, содержащийся в 100 г свеклы, даст нам всего 40 ккал, то не лучше ли выделить его в чистом концентрированном виде и получить уже около 600 ккал из 100 г сахара. То же самое и с мясом: переработанное в жирную ветчину оно дает 700 ккал на 100 г продукта. Вы можете перебрать так все продукты питания, выходящие с предприятий пищевой промышленности, и убедитесь, что эти предприятия, предназначены исключительно для уничтожения полноценных, необходимых человеку продуктов и превращения их в высококалорийные, но лишенные жизни, ограниченной годности органические вещества. В этой связи уместно напомнить, что многие ученые с мировым именем считают именно концентрацию продуктов и оптимизацию рациона причиной многих хронических заболеваний, одолевающих человечество.

Наши рекомендации