Повторение и непривязанность 14 страница
Вы здесь, и я говорю с вами, но я обращаюсь не к группе, так как связь с группой невозможна. Я обращаюсь отдельно к каждому индивидууму. Вы собрались группой, но воспринимаете меня не как группа; вы воспринимаете меня как отдельные личности. Группа фактически не существует. Существуют только индивидуумы. Труппа" — всего лишь слово. Она не имеет реальности-, она не имеет содержания. Она только обозначает коллектив.
Вы не можете проникнуться любовью к группе, к народу, к человечеству. И, тем не менее, есть люди, заявляющие, что они любят человечество. Они обманывают самих себя, поскольку нет человека, тождественного человечеству, есть только человеческие существа. Идите и ищите; вы никогда и нигде не найдете человечество.
В самом деле, это люди, заявляющие, что они любят человечество; это люди, которые не могут любить отдельных людей. Они не способны испытывать любовь к людям. Они заявляют, что любят человечество, народ, вселенную. Они могут даже любить Бога, но они не могут любить человека, поскольку любить человека нелегко. Это борьба. Вы должны стать другим. Любовь к человечеству не проблема — человечества нет; и вы одиноки. Правда, истина, любовь — все, что важно для человечества, принадлежит отдельной личности. Только отдельные личности могут быть реципиентами.
В присутствии десяти тысяч монахов Будда передал свою сущность Махакашьяпе, ибо группа была не способна принять ее. Группа не способна на это, поскольку сознание индивидуально, сознательность индивидуальна. Махакашьяпа вознесся к вершине, где он смог принять Будду. Другие индивидуумы тоже способны достичь вершины, но не группа.
По существу, религия остается индивидуалистичной, и она не может быть другой. Коммунизм и религия непрерывно спорят друг с другом. Коммунизм оперирует категориями групп, сообществ, коллективов, религия же пользуется такими понятиями, как индивидуальная личность, внутреннее я. Коммунизм считает, что общество можно изменить в целом, религия же полагает, что только индивидуумы могут изменять я. Общество невозможно изменить в целом, поскольку у общества нет души, и оно не трансформируется. Фактически, общества нет, есть только индивидуумы. Коммунизм говорит, что личностей нет, есть только общество. Коммунизм и религия абсолютно противоположны. И если коммунизм становится превалирующим общественным строем, индивидуальная свобода исчезает. И тогда общество начинает превалировать над личностью, подавлять личность. Личность может существовать как часть целого, как спица в колесе. Ей не позволено быть собой, иметь собственное я.
Однажды мне рассказали поучительную историю. Один мужчина сообщил в московское отделение милиции о том, что у него исчез попугай. Его направили к соответствующему служащему. Служащий, уютно пристроившись за столом, что-то писал. Он спросил:
— А ваш попугай говорящий? Он умеет говорить?
Мужчина испугался, он выглядел озадаченным и смущенным. Он сказал:
— Да, он говорит, но политические взгляды, которые он высказывает время от времени — это его собственны политические взгляды!
Попугай! Мужчина боялся, что попугай, передразнивая его, выдаст его личные политические взгляды.
Вы не имеете права на индивидуальность. Вы не можете иметь собственное мнение. Мнение — это забота государства, группового разума. В свою очередь, групповой разум есть возможный низший уровень разума. Индивидуумы могут достигать вершин, но ни одна из групп не уподобилась Будде или Иисусу.
Свой жизненный опыт Будда дарит Махакашьяпе, ибо он не может поступить иначе. Он не может отдать его группе. Этого не может быть; это невозможно. Контакт и общение возникает между двумя людьми благодаря личному, глубоко личному доверию. Группа безлична. И помните, что с группой может многое случиться — она может быть охвачена безумием, но никогда не познает мудрости буддизма. Группа может быть безумной, но она не может быть просветленной.
Группа может действовать на низшем уровне, и это принесет многие социальные бедствия. Так, все великие грехи совершаются группой, а не отдельными людьми. Один индивидуум может убить несколько человек, но один человек не может стать фашизмом, он не может уничтожить миллионы людей. Фашизм уничтожает миллионы, не испытывая никаких угрызений совести!
После второй мировой войны, пытаясь снять с себя ответственность за совершенные преступления, все военные преступники заверяли, что действовали по приказу сверху, что были обязаны подчиняться, являясь только частью группы. Историки отмечают поразительный факт: Гитлер w Муссолини были утонченными любителями искусства. Гитлер охотно слушал музыку; он любил музыку. Иногда он рисовал; он любил живопись. Невероятно, что столь утонченный ценитель живописи и музыки, Гитлер, не испытывая ни малейших угрызений совести, ни душевного Дискомфорта, уничтожал миллионы евреев. Он "не нес никакой ответственности". Он был только лидером группы.
Когда вас окружает толпа, вы начинаете совершать вместе с ней любые действия, доверившись ее воле, поскольку считаете себя частью толпы. Оказавшись в одиночестве, вы трижды взвешиваете, прежде чем что-то предпринять. Находясь в окружении толпы, вы освобождаетесь от ответственности, вы утрачиваете самостоятельное мышление, всю свою бдительность и проницательность. Слившись воедино с толпой, вы становитесь ее частицей. Толпы часто сходят с ума. В любой стране, в любой исторический период люди, объединенные толпой, сходили с ума и начинали совершать безумные действия. Однако никто никогда не слышал о просветленной толпе.
Высшего состояния сознания достигают наиболее сознательные личности, ощущающие более высокую ответственность, более высокую личную ответственность. Вы чувствуете себя более ответственным, вы чувствуете себя более сознательным, и это делает вас личностью.
Будда передает Махакашьяпе свой опыт молчания, свое безмолвие самбодхи, свое молчаливое просветление. Когда же и Махакашьяпа достиг своей вершины, своей высоты, две вершины могут, наконец, встретиться. И так будет всегда. Таким образом, если вы хотите достичь более высоких вершин, откажитесь от группового мышления, оперируйте категориями своей собственной индивидуальности. Группа может быть для вас полезной вначале, но, чем больше вы будете взрослеть, тем все меньше и меньше вам будет давать группа.
Когда группа уже ничего не сможет вам дать, вы останетесь один. Оказавшись в абсолютном одиночестве, вы познаете кристаллизацию своей души, своего Я.
Третий вопрос:
Тренировка есть способ сохранения на высоком уровне физической и духовной формы, и именно эта тренировка делает человека рабом общества. Но если это так, может ли тренировка Патанджали стать орудием освобождения?
Общество пытается сделать вас своим рабом, своим послушным членом, в связи с чем, возникает обоснованный вопрос: может ли непрерывное воздействие на разум сделать вас свободным? Этот вопрос возникает только потому, что вы путаете два типа воздействия.
Вы пришли ко мне, выбрав конкретную тропу, и, пустившись в обратный путь, вы пойдете той же дорогой. Вы можете спросить себя: "Сможет ли тропа, которая привела меня сюда, довести меня назад, та же самая тропа?" Тропа останется прежней, но направление вашего движения будет другим — совершенно противоположным. Пока вы двигались по направлению ко мне, ваше лицо было обращено в мою сторону, возвращаясь назад, вы повернетесь лицом в противоположном направлении — но тропа останется неподвижной.
Общество пытается сделать вас своим послушным членом, сделать вас рабом. Это только тропа. Чтобы обрести свободу, необходимо пройти по этой тропе, но в обратном направлении. Это верный способ освобождения.
Вспоминается мне одна мудрая притча. Однажды Будда, придя к своим монахам, собирался прочитать проповедь. Усевшись в своей излюбленной позе под деревом, он извлек из кармана носовой платок. Он сидел, созерцая носовой платок. Прихожане наблюдали за его действиями. Завязав на платке пять тугих узелков, он спросил:
— Что я должен сделать, чтобы развязать эти узелки? Что я должен теперь сделать?
Затем он задал вопрос, более многозначительный вопрос:
— Можно ли утверждать, что носовой платок, на котором не было узелков, идентичен платку с узелками, или это был другой платок?
Один монах, они бхикшу, сказал: — В некотором смысле это тот же самый платок, так как качество платка не изменилось. Даже с узелками это тот же самый, точно такой же платок. Его природа не изменилась. Но в определенном смысле он изменился, поскольку на нем появились узелки. Узелков не было, теперь узелки есть. На поверхности он изменился, но по существу остался прежним.
Будда считает:
— Такова сущность человеческого разума. Он связан узелками на поверхности, но глубоко внутри он не связан ничем. Становясь Буддой, просветленным, вы не обретаете иное сознание. Качество остается прежним. Разница состоит в том, что теперь вы платок, завязанный узелками; ваше сознание связали с помощью нескольких узелков.
И второе, о чем спросил Будда:
— Что я должен сделать, чтобы развязать узелки? Один из монахов сказал:
— Если мы не будет знать, как ты завязал их, мы не сможем их развязать, так как для этого необходимо применить противоположный процесс. Прежде всего, нужно знать способ, каким они были завязаны, а затем в обратном порядке воспроизвести его, чтобы развязать.
Затем Будда говорит:
— Во-вторых, важно понять, как вы попали в это рабство. Необходимо понять, какие условия вас ограничили, и, чтобы снять ограничения, повторить процесс в обратном порядке.
Если привязанность — фактор ограничения, значит, отказ от привязанности — это фактор, снимающий ограничения. Если надежды приносят вам несчастье, значит, отречение от надежд станет отречением от несчастья. Если гнев создает ад в вашей душе, то сострадание сотворит рай. Приход несчастья подразумевает обратный процесс — приход счастья. Для того чтобы снять ограничения, вы должны понять феномен связанного узелками человеческого сознания, каков он есть. И когда вы поймете сложный комплекс узлов и развяжете их, устранив все ограничения, весь процесс йоги утратит смысл. Это не возврат в исходное состояние, помните это. Это устранение ограничивающих условий; это устранение отрицательности. Но если это будет возвратом в исходное состояние, тогда вы опять станете рабом — рабом нового типа в новом заключении. Помните эту разницу: это устранение ограничивающих условий, а не возврат в исходное состояние.
С другой стороны, это порождает множество проблем. Кришнамурти, по-прежнему, убежден в том, что все ваши действия непременно возвращают вас в исходное состояние. Следовательно, можно ничего не делать. Любое действие возвращает к исходному состоянию. Возможно, вы станете лучше, как раб, но вы останетесь рабом. Следуя совету Кришнамурти, многие прекратили действовать. Но они не стали свободными. Они не свободны. Они ограничены условиями. Они не возвращаются в исходное состояние. Следуя за Кришнамурти, они остановились, не возвращаясь в исходное состояние. Но они не пытаются снять ограничения. Они остаются рабами.
Я не выступаю за возврат в прошлое, как и Патанджали. Я не выступаю за устранение ограничений, и Патанджали также не выступает за снятие ограничений. Поймите сущность разума. Поймите сущность болезни, поразившей его, диагностируйте болезнь, затем действуйте в обратном порядке.
Приведу один актуальный пример. Вы ощущаете гнев. Гнев — ограничивающее вас условие; вы познали состояние гнева. Психологи говорят, что гнев — это познание; оно запрограммировано. Общество учит вас тому виду познания. Некоторые общества, существующие в наши дни, не знают гнева, члены этих обществ никогда не спадают в гнев. Еще существуют общества, небольшие родовые кланы, никогда не знавшие ни борьбы, ни войн.
На Филиппинах живет небольшое племя аборигенов. На протяжении трех тысяч лет оно не знало ни войн, ни убийств, ни самоубийств. Что было причиной этого? Аборигены, как известно — самые миролюбивые люди, самые счастливые из всех. С самого начала они не знали гнева, поскольку в обществе для него не было причин. Если вы житель этого племени и вам приснилось во сне, что вы совершили убийство, вы обязаны явиться с повинной и молить общество о прощении — даже во сне. Если в приступе сильного гнева вы бросились на кого-то с кулаками, на следующий день вы обязаны объявить всей деревне, что совершили ошибку. В присутствии всех жителей деревни ученые мужи решать участь провинившегося и одарят мудрым советом всякого, признающего свою вину, даже неразумного малого ребенка.
Я охотно читаю анализы сновидений. Ученые мужи, написавшие их, нередко глубоко проникают в таинство снов. Например, маленькому ребенку снится сон. Он видит во сне соседского мальчишку, который чем-то очень опечален. Утром он рассказывает сон своему отцу:
— Мне приснился соседский мальчишка, я никогда не видел его таким грустным. Отец мысленно взвешивает его слова, закрывает глаза, медитирует и затем говорит:
— Если тебе приснилось, что мальчик грустит, это значит, что его грусть каким-то образом связана с тобой. Никому, кроме тебя, не приснилось, что он чем-то опечален, и таким образом, сознательно или бессознательно ты совершил действие, которое вызвало его грусть. Или, если ты не совершил его, ты сделаешь это в будущем. Таким образом, сон — это предсказание будущего. Тебя избаловали подарками, закормили сладостями. Так отдай же часть своих сладостей и подарков мальчику и попроси у него прощения за то, что ты был так счастлив в прошлом, и за то, что тебя ожидает в будущем.
И мальчик идет, отдает свои фрукты, сладости, подарки и просит прощения, так как чувствует, что во сне он каким-то странным образом несет ответственность за его грусть. Таким способом детей воспитывают с первых дней жизни. И если племя без споров и раздоров, без войн, убийств и самоубийств прожило три тысячи лет, в этом нет ничего удивительного. Оно мыслит в других категориях, у него другой тип мышления.
Психологи говорят, что ненависть и гнев противоестественны. Любовь естественна, ненависть и гнев искусственны, они навязаны вам обществом, они создают препятствия для вашей любви. Какой смысл постоянно обвинять общество, которое навязывает вам ограничения; вы делали это неоднократно. Какой смысл возлагать на него ответственность — то вам уже не поможет. Вы уже сделали это. Сейчас — именно сейчас — вы можете устранить ограничения, навязанные обществом. Вскройте суть ваших проблем. Попытайтесь проникнуть в эту суть, сделав ее объектом своего анализа, и вы осознаете ее.
Существуют общества, которые не знают конкуренции. Например, в Индии, где еще живы туземные племена, нет никакой конкуренции. Естественно, мы не считаем эти племена развитым обществом, поскольку прогресс общества возможен только благодаря конкуренции. Они не знают никакой конкуренции. Они не конкурентоспособны, и поэтому не знают ни гнева, ни зависти, ни ненависти, ни жестокости. Они не надеются на многое, они счастливы и благодарны за все, что дает им жизнь
Вы никогда не будете благодарны за то, что дает вам жизнь. Вы будете всегда разочарованы, поскольку вы всегда требуете большего. Вашим надеждам и желаниям никогда не будет конца. Если вы чувствуете себя несчастным, проанализируйте суть своего несчастья. Каковы факторы, создающие благоприятные условия для несчастья? Вы поймете это без труда. Если вы можете почувствовать себя несчастным, если вы способны почувствовать себя несчастным, вам будет нетрудно понять это. Если вы способны создать несчастье, вы сможете понять его.
Позиция Патанджали такова: познав суть несчастья, вы обнаруживаете, что человек несет ответственность сам. Он совершает определенные действия, создавая свое несчастье. Эти действия стали привычными, и он продолжает выполнять их. Они стали повторяющимися, механическими, действиями робота. Обретая сознательность, вы выпадаете из этого повторяющегося цикла. Вы можете сказать: "Я прекращаю действовать" Но механизм будет продолжать работать без вас.
Предположим, кто-то обидел вас. Застыв в неподвижности, вы погружаетесь в глубокое молчание. Механизм останавливается; начинает действовать прежняя модель. Вами овладевает гнев, вас обволакивает дым, и вам кажется, что вы на пороге безумия. Не двигайтесь и внимательно взгляните на механизм. Колеса внутри колес, вращавшиеся во внутреннем механизме, неподвижно встали оттого, что вы прекратили свои движения.
Или, если вам кажется, что вы не сможете сохранить свою неподвижность, закрывшись в своей комнате, положите перед собой подушку и как следует избейте ее. Пусть подушка вызовет бурю гнева в вашей душе! И пока вы будете избивать подушку, вымещая на ней свой гнев и свое безумие, продолжайте наблюдать за тем, что вы делаете, что происходит, каким образом постоянно воспроизводится модель.
Если вы можете стоять спокойно. Это лучше всего. Если вы чувствуете, что вам трудно устоять на месте, лучше всего уединиться в своей комнате и выместить на подушке ваш гнев. Подушка сделает ваше безумие зримым, она сделает его очевидным. А поскольку со стороны подушки ответной реакции не последует, вы можете спокойно наблюдать. Не существует никакой опасности, нет и проблемы безопасности. Вы можете наблюдать. Постепенное рождение гнева и постепенный спад гнева.
Наблюдайте первое и второе, попытайтесь уловить ритм. И когда ваш гнев иссякнет, вам больше не захочется избивать подушку. И когда вы начнете смеяться или почувствуете, как вы смешны, закройте глаза, сядьте на пол и медитируйте, Думая о том, что произошло. Вас все еще мучает гнев на человека, оскорбившего вас, или вы выместили его на подушке? Вы непременно ощутите спокойствие, обнимающее вас. Вы перестанете гневаться на человека, оскорбившего вас. Скорее всего, вы почувствуете к нему сострадание.
Один юный американец покинул Америку в связи с тем, что его преследовала Навязчивая идея убить своего отца. Его отец, по-видимому, был очень опасным типом; возможно, он издевался над мальчиком и притеснял его. Во сне мальчику снилось убийство, в грезах наяву он мечтал об убийстве своего отца. Он покинул родной дом, зная, что его отец не последует за ним. В противном случае в любой день он мог совершить убийство. Мальчик страдал от психического расстройства; его безумие могло проявиться в любой момент. Когда он навестил меня, я сказал ему:
— Не подавляй в себе это.
И я дал ему таблетку, сказав;
— Это твой отец. Делай все, что тебе захочется.
Прежде всего, он начал дико хохотать, он смеялся как безумный. И он сказал:
— Это смешно. Я сказал ему:
— Пусть это выглядит смешно. Если навязчивая идея засела в сознании, пусть она выйдет на поверхность.
В течение пятнадцати дней он непрерывно бил и рвал в клочки подушку. На шестнадцатый день он явился с ножом. Я ничего не сказал ему. Но я спросил его:
— К чему этот нож? Он сказал:
— А теперь не останавливай меня. Позволь мне убить. Подушка перестала быть для меня подушкой. Она фактически стала моим отцом.
В этот день он убил своего отца. Весь день он кричал и плакал; слезы ручьем лились из его глаз. К вечеру он успокоился, расслабился и затем сказал:
— Теперь я ощущаю большую любовь к моему отцу, большое сострадание. Позволь мне теперь вернуться домой.
Сейчас он дома. Его отношение к отцу стало другим. Что же произошло? Просто мальчик освободился от механической, навязчивой идеи.
Если вы можете стоять спокойно, когда на вас воздействует старая модель, безраздельно завладевшая вашим сознанием, это хорошо. Если вы не можете стоять спокойно, исход событий, возможно, будет трагичен. И вы будете по-прежнему один, рядом с вами не будет никого. Каждый раз, приводя в действие свою модель, делайте это вместе с другими, и тогда возникнут новые реакции, и тогда возникнет замкнутый круг.
Самое важное — это пристально наблюдать за моделью, независимо от вашего состояния — вы можете стоять, сохраняя молчание, или открыто выплескивать свою ненависть и свой гнев, — пристально наблюдать, как она раскручивается медленно и неотвратимо. И если вы способны понять ее механизм, значит, вы сможете разобрать его на части.
Все шаги йоги — это уничтожение старого. Все старое отрицательно. Не нужно создавать ничего нового. Нужно лишь уничтожить все ложное, ибо истинное неистребимо. Не нужно делать ничего положительного, достаточно сделать что-то отрицательное. Положительное всегда скрыто. Это река, чье бурное течение прячется в сумрачной тени мощной скалы. Вы не творите этот поток. Он уже существует; он бьется волной о скалу; он жаждет освобождения, он устремлен к свободе. Его путь прегражден скалой. Она должна быть уничтожена. Она будет уничтожена, и мощное течение реки неудержимо устремится на свободу.
Счастье, радость, блаженство — поток волшебных чувств, обозначаемых этими чудесными словами, глубоко проник в ваше сердце. И только несколько скал встали препятствием и на его пути. Эти скалы — ограничения, обусловленные обществом. Устраните их. И если скала внушает вам чувство привязанности, попытайтесь обрести в себе непривязанность. Если скала вызывает ваш гнев, попытайтесь ощутить душой не гнев. Если от скалы исходит жадность. Попытайтесь обрести в душе не жадность. Попытайтесь обрести противоположное чувство. Не подавляйте в себе жадность. Но сделайте наоборот: пусть в ваших поступках не будет жадности. Не подавляйте в себе гнев: и пусть в ваших поступках не будет гнева.
В Японии бытует хороший обычай для тех, у кого случаются приступы гнева. Человек, испытывающий сильный гнев, должен немедленно подавить его не гневом. И тогда энергия, питавшая гнев, начинает преображаться в не гнев. Энергия нейтральна. Если какой-нибудь человек внушает вам гнев и вам хочется наотмашь ударить его по лицу, подарите этому человеку цветок и понаблюдайте за дальнейшим ходом событий.
Вам хотелось ударить его по лицу; вам хотелось причинить ему боль — это был гнев. Вложив цветок в его руку, понаблюдайте за своим внутренним состоянием — вы совершили нечто, движимые не гневом. И энергия, приводившая в движение вашу руку, будет вновь двигать вашей рукой. И энергия, питавшая ваше желание ударить его, будет по-прежнему двигать вашей рукой, укладывающей цветок в его руку. Но изменилось качество. Вы совершили некое действие. Энергия же всегда нейтральна. Если вы не делаете ровным счетом ничего, значит, вы подавляете свое желание, а всякое подавление противоестественно. Сделайте что-нибудь, но что-то противоположное. Это не ограничит вас ничем, а лишь устранит старые ограничения. Когда старое исчезнет, когда исчезнут узелки, отпадет необходимость в последующих действиях. Отдайтесь естественному течению событий.
Последний вопрос:
Вы сказали, что тяга к духовности может преследовать человека двадцать, в иных случаях тридцать лет, а подчас и всю его жизнь, и вы считаете это естественным. Но сознание западного человека, ориентированное преимущественно на результат, нетерпимо и слишком практично. Оно ориентировано на немедленный результат. Религиозные учения приходят на Запад и уходят, не оставив следа, как любые другие преходящие увлечения. Тогда считаете ли вы возможным внедрить йогу в западное сознание?
Мне не интересен ни западный, ни восточный тип сознания. По сути дела, это Два типа сознания. Мне интересно сознание как таковое. Дихотомия Восток-Запад утратила свою былую значимость в наши дни. На Западе есть люди с восточным типом мышления, на Востоке — люди с западным типом, и это непростая проблема. Сегодня Восток торопится жить столь же неудержимо, как и Запад. Восток, каким он был прежде, бесследно исчез.
По этому поводу уместно вспомнить одну даосскую притчу. Три даоса медитировали, уединившись в пещере. Прошел год. В позе безмолвного созерцания они по-прежнему медитировали, восседая на прежних местах. В один прекрасный день поблизости проезжал всадник. Взглянув на него, один из отшельников сказал:
— Лошадь, на которой он проехал милю, была белого цвета.
Двое других промолчали.
Прошел еще год. И второй отшельник произнес: — Лошадь была черной, а не белой.
Миновал еще один год. Третий отшельник сказал:
— Если вы собираетесь дискутировать, я покину вас. Если вы намерены пререкаться, я удаляюсь. Я оставляю вас! Вы нарушили мое молчание!
Имеет ли принципиальное значение белый или черный цвет лошади? Три года! Так протекало время на Востоке. Времени не было. Восток не придавал значения времени вообще. Восток жил в вечности, казалось, не замечая течения времени. Весь мир казался статичным.
Однако этот Восток больше не существует. Запад развратил всех и вся; Восток исчез. Благодаря западному образованию все стали мыслить по-западному. И только небольшая кучка людей, затерявшихся в океане на островке, остались восточными людьми, однако и они предпочитают жить то на Востоке, то на Западе, не ограничивая себя географическими рамками Востока. И все же мир в целом, весь земной шар, сегодня ориентируется на Запад.
Йога говорит — примите безоговорочно эту, безусловно, правильную мысль: чем выше степень вашего нетерпения, тем более продолжительного времени потребует ваше духовное преображение. Чем отчаяннее ваша спешка, тем замедленнее действия. Спешка вносит в ваши действия беспорядок, и в результате они замедляются.
Чем меньше вы будете спешить, тем скорее достигнете результата. В минуту бесконечного спокойствия вы начнете внутренне преобразиться. Но если вы настроены ждать бесконечно, вы едва ли доживете до этой минуты, знаменующей начало вашей духовной трансформации. Как правило, последняя, обусловлена не временем, а качеством вашего сознания.
Бесконечное терпение. Если вы не стремитесь достичь результата, вы обретаете глубину. Спешка делает вас поверхностным. Вы спешите так упрямо, что можете утратить свою глубину. В данное мгновение вам важно не это конкретное мгновение, а то, что должно произойти в следующее. Вас интересует результат. В своем движении вы опережаете самого себя; ваше движение безумно. Возможно, вы много путешествуете, возможно, вам приходится много ездить, но ваши путешествия никуда не ведут, поскольку цель, к которой вы стремитесь, уже близка. Вам нужно лишь проникнуть в нее, вместо того чтобы путешествовать неизвестно куда. И этому будет способствовать ваше бесконечное спокойствие.
Мне хочется рассказать одну дзенскую притчу. Дзенский монах, пробирающийся через чащу леса, обнаружив преследующего его тигра, решил спастись бегством. Но он бежал по правилам бега дзен, в неторопливом, замедленном темпе. Он не спешил, в его беге не было безумия. Его бег был сбалансирован и гармоничен. Его бег был радостен. Монах думал: "Если тиф получает удовольствие от бега, почему и мне не порадоваться ему?
Пока тигр продолжал преследовать его, он приближался к обрыву. И чтобы избежать встречи с тифом, он, цепко ухватившись за ветку, повис над пропастью. Внизу, глубоко в долине, он увидел рассвирепевшего от голода льва. Тем временем тиф с вершины ближайшего холма готовился напасть на свою несчастную жертву сверху. Таким образом, монах, отчаянно цепляющийся за жизнь, повис между тигром и львом. Смертельная опасность исходила и снизу, и сверху. Его смех был неестественным, когда он внезапно обнаружил на своей спасительной ветке двух юрких мышек — белую и черную, готовых вот-вот перегрызть ее. Его смех звучит неестественно громко. Он сказал: "Такова жизнь. И днем, и ночью белые и черные мыши непрерывно подтачивают ее. Куда ни пойдешь — смерть везде поджидает тебя. Такова жизнь!"
Говорят, что он достигает сатори — первого проблеска просветления. Такова жизнь! Можно ни о чем не беспокоиться, ибо таков естественный ход вещей. Смерть везде поджидает тебя — куда бы ты ни устремился, день и ночь сокращают твою жизнь — если ты не стремишься никуда. Его смех звучит неестественно громко.
Теперь он может спокойно оглядеться, поскольку все определено. Когда смерть несомненна, можно не беспокоиться ни о чем. Только в неопределенности заключена тревога. Когда все определенно, тревога исчезает; определенность становится неизбежностью, судьбой. Несколько мгновений он осматривается в поисках источников наслаждения. На кончике ветки он обнаруживает несколько спелых ягод земляники. Сорвав несколько ягод, он съедает их. Это самые вкусные ягоды всей его жизни. Говорят, что, наслаждаясь ими, он просветляется.
Он стал буддой, ибо смерть приблизилась к нему настолько, что он перестал куда-либо спешить. Он может насладиться земляникой. Она сладкая! У нее сладкий вкус! И он благодарит Бога. Говорят, в это мгновение все исчезает — тиф, лев, ветка и он сам. Ибо сам он становится космосом.
Это покой, абсолютный покой! Где бы вы ни находились, наслаждайтесь этим мгновением, не спрашивая себя о будущем. Не думайте о будущем, думайте только о настоящем мгновении, о настоящем моменте, и вы почувствуете удовлетворение. И тогда необходимость перемещения в пространстве отпадет. Где бы вы ни находились, именно с этого мгновения вы растворяетесь в океане; вы обретаете единство с космосом.
Но разум заинтересован не в данном мгновении и не в данном месте. Разум стремится к какому-нибудь результату когда-нибудь в будущем. Вот почему такой разум — и это довольно актуальный вопрос — было бы правильнее назвать современным разумом, а не Западным разумом. Современный разум непрерывно думает о будущем, о результате, а не о том, что происходит здесь и сегодня.
Можно ли приобщить тот разум к йоге? Этот разум можно приобщить к йоге, поскольку ориентация на будущее бесперспективна. Ориентация на будущее заставляет современный разум непрерывно страдать. Мы сотворили ад, но мы сотворили слишком большой ад. Современный человек или исчезнет с этой планеты земля, или духовно трансформируется. Или все человечество погибнет, поскольку этот ад больше не может существовать; или всем нам придется пройти через медитацию.