Тема 4. Психология личности.

Тема 1. Психология как наука. Общие проблемы психологии.

1.Объект и предмет психологии. Житейское и научное психологическое знание.

2.Структура психологии. Общие принципы научно-психологического познания (детерминизма, развития, системности). Естественно-научная и гуманитарная стратегии в психологии.

3.Этапы развития психологии как науки (психология как наука о душе; психология как наука о сознании; психология как наука о поведении; психология как наука о психике; психология как наука о человеке).

4. Развитие представлений о предмете психологии.

5.Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Литература

1. Атлас по психологии: Информационно- методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Пед. общество России, 2010.

2. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2015.

4. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсики, А. Ауэрбаха. – СПб., 2006.

5. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2009.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2014.

7. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии.- М.: Академия, 2005.

8. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- СПб.: Питер, 2012.

Тема 2. Основные психологические категории: психика, сознание, деятельность.

1.Зарождение и эволюция психики и поведения животных. Стадии развития психики и поведения животных.

2. Происхождение и развитие сознания человека. Культурно-историческая концепция развития человека Л. С. Выготского.

3.Проблема деятельности в психологии. Общая психологическая характеристика деятельности.

4.Основные характеристики деятельности: потребности (виды потребностей), мотивы (виды мотивов), цели деятельности, предмет деятельности.

5.Структура человеческой деятельности (действия, операция; средства, внешний и внутренний компоненты).

6.Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2015.

2. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсики, А. Ауэрбаха. – СПб., 2006.

3. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2009.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2014.

5. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения.- М., 2007.

6. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности.- М.: ПЭР СЭ, 2014.

Тема 3. Психология познавательных процессов.

1.Сенсорно-перцептивные процессы. Ощущение и восприятие.

2. Психология памяти и внимания. Понятие о внимании. Свойства внимания. Общая характеристика памяти.

3.Мышление и речь. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности.

4. Основные виды мышления.

5. Мышление и речь, их взаимосвязь.

6. Воображение. Характеристика воображения. Понятие о воображении. Функции воображения. Виды воображения

Литература

1. Атлас по психологии: Информационно- методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Пед. общество России, 2010.

2. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2015.

4. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсики, А. Ауэрбаха. – СПб., 2006.

5. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2009.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2014.

7. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии.- М.: Академия, 2005.

Тема 4. Психология личности.

1.Личность. Исследование личности в психологии.

2.Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Подход к понятию «личность» в основных психологических школах.

3.Структура личности. Самосознание. Самоактуализация. Сознание и самосознание, их развитие и структура.

4.Понятия «сознание», «самосознание». Функции самосознания.

5. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика.

6.Самоактуализация личности. Проблема жизненного пути личности.

Литература

1. Атлас по психологии: Информационно- методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Пед. общество России, 2010.

2. Волкова Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности // Психологический журнал. – 2011. - №4, т.32. – с. 83-95.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч., т.2. - М., 2012.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: ПИТЕР, 2009.

5. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2009.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2014.

Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности.

1.Индивидуальные особенности человека. Понятие о темпераменте Характеристика типов темперамента (

2.Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3.Понятие о характере. Характер как система устойчивых черт личности. Связь темперамента и характера.

4.Способности. Характеристика способностей.

5.Мотивация. Направленность личности и мотивация деятельности. Понятие «направленность».

Литература

1. Атлас по психологии: Информационно- методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Пед. общество России, 2010.

2. Волкова Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности // Психологический журнал. – 2011. - №4, т.32. – с. 83-95.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч., т.2. - М., 2012.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: ПИТЕР, 2009.

5. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2015.

6. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсики, А. Ауэрбаха. – СПб., 2006.

7. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2009.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2014.

Наши рекомендации