Отечественная юридическая психология в XX столетии
В открытом В.М. Бехтеревым в начале XX столетия Психоневрологическом институте (1908) начала свою деятельность специальная криминологическая секция. В печати появляются работы, где пропагандируется комплексный подход к изучению преступного человека, в том числе с учетом генеалогической наследственности, влияния воспитания, среды жизни и особенностей генезиса самой психики.
В первые 15 лет советской власти в силу социального заказа и создания условий для прикладных исследований возникли благоприятные обстоятельства для развития практически всех направлений юридической психологии.
В 1925 г.в Москве создается Государственный институт по изучению преступности и преступника, где разрабатывались разноплановые средства исследования личности правонарушителей и воздействия на них. Среди наиболее значительных монографических работ того периода следует отметить труды К. Сотонина «Очерки криминальной психологии» (1925), С.В. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы» (1926), М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927), Ю.Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928), А.Р. Лурия «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1928), А.Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза» (1929).
На состоявшемся в 1930 г. I съезде по изучению поведения человека юридическая психология уже признается прикладной наукой, отмечаются заслуги ученых в разработке проблем криминальной, судебной и пенитенциарной направленности (А.С. Тагер, А.Е. Брусиловский, М.Н. Гернет и др.).
Однако в дальнейшем (более чем на три десятилетия) исследования в области юридической психологии в нашей стране по политическим причинам были прекращены.
Возобновились исследования в области юридической психологии лишь в 60-е годы. На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Преподавание ее в юридических вузах началось в 1965–1966 гг., ее проблемы обсуждались на секциях III и IV съездов Общества психологов СССР (1968 и 1971 гг.), а также на Всесоюзной научно-пактических конференциях. В ВНИИ Прокуратуры СССР под руководством А.Р. Ратинова начал работать психологический научно-исследовательский сектор юридической психологии.
Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.
После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.
В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.
Т.о. история зарождения и развития юридической психологии убедительно свидетельствует, что данная область теоретического знания и психологической практики становится весьма многоплановой и в перспективе будет еще более востребованной в правовой сфере и сможет оказывать на нее свое формирующе-гуманизирующее воздействие.
Вопросы и задания для повторения по теме:
1. Что изучает юридическая психология?
2. Что будет являться предметом юридической психологии ?
3. . В чем заключается особенность юридической психологии?
4. Перечислите основные методы изучения психики человека?
5. Назовите основную классификацию методов по целям исследования.
6. Что относится к инструментальным методам изучения индивидуально-психологических особенностей?
7. Подробно охарактеризуйте методы: наблюдение, эксперимент, интервью, анкетирование, беседа, тестирование.
8. Какие из перечисленных выше методов не позволяют получить объективные данные о личности человека?
9. Назовите истоки юридической психологии в зарубежных странах в IX и XXвв.
10.Назовите истоки развития отечественной юридической психологии в IX и XXвв.
11. Назовите ученого, внесшего наибольший вклад в развитие отечественной психологии.