Поведение») — течение в американской психологии, возникшее на

рубеже XIX — XX вв. Основной тезис одного из основоположников

этого течения Дж. Уотсона гласит, что о психической деятельности

человека можно судить только по его внешне выраженным реакциям,

по его поведению. Бихевиоризм предлагает основывать наши суждения о психических процессах на внешне выраженных реакциях.

Блумфилд, следуя этому учению, стремится не выходить за пределы

фактов, данных в опыте, вести весь лингвистический анализ на уровне

наблюдения выражаемых человеком стимулов и реакций на них.

Он пишет: «Предположим, что Джек и Джилл идут вдоль изгороди.

Джилл голодна. Она видит яблоко на дереве. Она издает звук <...>.

Джек перепрыгивает через изгородь, влезает на дерево, срывает

яблоко, приносит его Джилл и кладет его ей в руку. Джилл ест

яблоко. <...> Мы, изучающие язык, будем, естественно, различать

здесь самый акт речи и другие явления, которые мы назовем

практическими событиями.

С указанной точки зрения все происшедшее распадается во времени на три части:

A. Практические события, предшествовавшие акту речи.

B. Речь.

C. Практические события, последовавшие за актом речи. <...>

Все... события, которые предшествуют речи Джилл и касаются ее, мы называем стимулом говорящего. <...> Практические события, которые следуют за речью и касаются слушающего, мы называем реакцией слушающего. <...> Если бы Джилл была одна <...>, она могла бы достать яблоко и съесть его; в противном случае она осталась бы голодной. <...> Чувство голода... является стимулом (который мы обозначим S), а движение к пище — реакцией (ее мы обозначим R). Джилл в одиночестве и бессловесное животное действуют только в одном направлении, а именно: S-+R». Однако, идя с Джеком, она обращается к нему с просьбой и практический стимул (чувство голода S) опосредуется речевым стимулом (обращение к Джеку s), в результате чего Джек отвечает ей (реакция, опосредованная речью, г) и подает яблоко (неречевая реакция R).

Схема S-+R опосредуется речевым актом s- - - -г

и выглядит следующим образом: S-*-r— -s->R.

Исследователей языка, пишет далее Блумфилд, интересует именно речевой акт (s- - -г). Изложенную общую теорию языка Блумфилд называет

материалистической, или механистической, и противопоставляет ее менталистским построениям, под которыми понимает в основном психологизм.

Теорию Блумфилда называют еще иногда теорией лингвистического механицизма.Следует твердо помнить, что определение «материалистический» в терминологии Блумфилда не имеет ничего общего с содержанием термина «материалистический» в марксистско-ленинской философии (материалистический подходу материалистическое решение вопроса и т. д.), где он означает признание первичности материи и вторичности сознания. У Блумфилда «материалистический» является синонимом к слову «позитивистский», т.е. основанный на внешнем наблюдении. Определение языка как особой формы поведения человека,

сведение коммуникативной функции языка к цепи стимулов и реакций,

а социальной природы — к процессам одного порядка с биологическими процессами приводит к снятию всех сложных проблем, связанных с решением вопроса о связи языка и мышления, социальной природы, языка как системы.

Все эти вопросы объявляются в американской лингвистической литературе мистическим мудрствованием, темным философствованием, характерным для европейских языковедов. Принятие речевого отрезка, данного в высказывании, единственно конкретной реальностью, основнвш объектом лингвистического исследования, естественно, ведет к непринятию соссюровского противопоставления «язык — речь». Дескриптивисты считают, что такое противопоставление только вводит в заблуждение.

Другой фундаментальной проблемой, поставленной Блумфилдом перед американскими языковедами, явилась проблема языкового значения и его роли в лингвистическом исследовании. Определив значение языковой формы как ситуацию говорящего -> речь -> реакцию слушающего, Блумфилд признает значение ситуативным. Поскольку ситуаций может быть великое множество, а знания лингвиста ограничены, то он приходит к пессимистическому выводу: определение языкового значения является наиболее слабым звеном в науке о языке. Приверженцы Блумфилда в современном американском языкознании Б. Блок и Дж. Трейгер категорически заявляют: «При осуществлении классификаций не должно быть никакого обращения к значению абстрактной логики или философии». Раз отрицается значение, то игнорируется и слово — глобальная единица языка, носитель значения. Лексикология является наименее развитой областью языкознания в современной американской лингвистике. Встречающийся у дескриптивистов термин «слово» соответствует, скорее, нашему пониманию слова как определенной совокупности

морфем.

С именем Блумфилда связана также разработка теории уровней языка. Он полагал, что описание языка начинается с наиболее простого уровня — фонологического, при котором определяются все фонемы и констатируется, какие сочетания фонем возможны.

После описания фонологического уровня в порядке возрастающей сложности следует переходить к следующему уровню описания, который Блумфилд называет семантическим; семантику он делит на грамматику и лексику.

Поставив вопрос об уровнях (стадиях) описания, Блумфилд вызвал интерес дескриптивистов к проблеме структуры лингвистического знания о языке. Так, современный последователь Блумфилда Ч. Хоккет выделяет три центральные системы — грамматику (морфологию), фонологию и морфонологию — и две периферийные — семантику и фонетику. Такая структура языкознания приводит к универсализации фонологии и морфологии (сюда включается и синтаксис; ср. Понимание И. А. Бодуэном де Куртенэ синтаксиса как морфологии высшегопорядка) за счет семантики и фонетики.

Наши рекомендации