Этапы и механизмы становления гендерной идентичности человека.
Гендерная идентичность –осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания.
Гендерная идентичность – продукт социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка.
Гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Гендерная социализация - направление гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение.
Процесс гендерной социализации, в результате которой рождается гендерная идентичность, исследователи представляют как трехступенчатый, связанный с созреванием личности. При этом:
• первая стадия – идентификация, достигаемая к 3 годам («осознание половой принадлежности» или «гендерная идентификация»);
• вторая стадия – компетентность в поведении в 7–12 лет («половая дифференциация поведения» или «социализация Я»);
• третья стадия связывается со становлением первичной идентичности, описанной Э.Эриксоном («переоценка гендерной идентичности» или «саморегуляция Я»).
Гендерная идентичность развивается на протяжении всей жизни, позволяя индивиду осваивать различные социокультурные «возрастные пласты» в соответствии с социальными нормами своей «гендерной группы» и собственными предпочтениями.
Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в полтора года, причем именно это представление занимает место наиболее устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора.
В три-четыре года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками, кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности - это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения.
Основные механизмы гендерной социализации.
1.Подражание родителю (родственнику), наиболее значимому для ребенка, имитация его поведения. Действие данного механизма прослеживается в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в ролевых играх, можно достоверно судить о том, что он видит в семье.
2.Механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентации на идеал полоролевого поведения, отвечающей его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего матери или отца).
3. Механизм социальной оценки желаемого поведения заключается в реакции окружающих на полоролевые проявления подрастающего ребенка, который получает положительное подкрепление (поощрение, похвалу, согласие с его действиями) или отрицательное (наказание, упрек, угрозу), если поступает в согласии или несогласии с представлениями окружающих. При этом подкрепление может быть как прямым (в адрес самого ребенка), так и косвенным (в адрес других детей, но ребенок «примеривает» его на себя). В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы гендерной социализации: конформизм, внушение, групповые ожидания, ролевое научение и др.
На формирование психологического пола ребенка большое влияние оказывает родительское отношение. При этом биологический пол ребенка на момент его рождения является номинативным, далее в процессе социализации формируются как половая, так и гендерная идентичность. Л.К.Емельянова в результате многолетних исследований делает вывод о том, что девочки в процессе гендерной идентификации стараются выработать у себя те качества, которые более всего ценят в матери (заботливость, нежность, честность и пр.). Мальчики стремятся подражать отцам в профессионализме, устремленности, ответственности.