Т»: В чем специфика обучения и работы внешних тренеров?
П.Х.:Спецификой внешнего тренера является его способность покрыть большее количество тем. Потому что изначально он учится проводить тренинг как таковой, и способен создавать и проводить тренинги на любые темы, связанные с межличностным общением.
Я бы сказал, что к внешнему тренеру немножко выше требования по внутренней гармоничности и по личностной «проработанности», как говорят психологи, ведь в открытом тренинге, например, групповая динамика используется в целях обучения и развития участников, тогда как в корпоративном тренинге, чаще всего ее воспринимают как помеху или как что то, что не соотносится с целями тренинга.
Необходимость осознанно и эффективно работать с групповой динамикой предъявляет повышенные требования к тренеру, он должен быть способен выдерживать неопределенность, быть толерантным, сохранять рабочее состояние в конфликте, уметь работать с агрессией эффективно, а не избегать или присекать ее.
Фактически, требования внешнему тренеру выше в личностном плане, чем к корпоративному тренеру. Ведь открытый тренинг, как правило глубже, интенсивней и сложнее. Поэтому в программах обучения внешних тренеров необходимо делать акцент на коммуникативные навыки и личностную готовность к тренерской работе.
Т»: Есть ли какие-то тренинги, за которые не стоит браться корпоративному тренеру, а лучше доверить внешнему, и наоборот?
П.Х.:Конечно. Однозначно корпоративному тренеру не стоит браться за тренинги развития команды то, что называется тимбилдинг. Может ли он давать обратную связь команде беспристрастно, являясь носителем корпоративной культуры? Или, например, как внутренний тренер будет давать обратную связь своему руководителю или менеджеру, который имеет более высокий статус в организации, чем тренер? Такой тренинг однозначно должен проводить внешний тренер.
Есть тренинги, которые не должен проводить корпоративный тренер в принципе. Это тренинг эмоционального интеллекта. Также — это группа личностного роста.
Для корпоративного тренера максимально важно понимание специфичности тренинга как метода обучения и развития
Тренинг эмоционального интеллекта, а группа личностного роста тем более, предъявляет повышенные требования к ведущему — психологическое образование, профессиональная подготовка в области тренинга плюс подготовка в одном из методов психотерапии.
Личностный рост и эмоциональный интеллект — слишком глубокие темы для корпоративного обучения и они могут непредсказуемо повлиять на взаимоотношения в коллективе. Если эмоциональный интеллект можно настроить под корпоративный формат, то в группе личностного роста есть например, такое требование, что люди, которые в ней находятся, не должны иметь никаких других социальных взаимодействий друг с другом они не должны быть родственниками, друзьями, коллегами.
Т»: Вы говорите, что на тренерские программы приходят достаточно разные люди, как «практики», так и «теоретики». Как вы считаете, из кого получаются хорошие внешние, а из кого — хорошие корпоративные тренеры?
П.Х.:Я бы сравнил это с традиционной и нетрадиционной медициной. Традиционная медицина — это через медицинское образование, это путь от теории к практике: сначала мы учим анатомию, физиологию, а потом начинаем лечить пациентов. А нетрадиционная медицина — это та, которая развивалась в народе, когда мы что-то делаем на практике, и только потом заполняем свои пробелы в теоретических знаниях.
То есть существует два пути. Но, например, в хирургии путь от практики к теории невозможен. Можно только от теории к практике, не иначе. Я бы сказал, что чем выше степень ответственности в той или иной профессии, тем выше требования к подготовке специалиста и тем более необходимо сначала изучать теорию и методику и только потом выходить на практику.
И здесь возникает вопрос, как вы относитесь к тренингу. Если вы к нему серьезно относитесь, вы чувствуете ответственность как тренер, то тогда это движение от теории к практике. То есть коммуникативная и личностная подготовка, затем, теоретическая и методическая подготовка и только потом тренерская практика.
Если мы готовим корпоративного тренера, то у него есть теоретические и методические прорехи, но он хорошо знает бизнес компании. Если мы готовим внешнего тренера, то он не знает бизнес компании, да это для него и не важно, ведь, по сути, для него в работе более важны другие вещи, не знание бизнеса, а знания и умения в области межличностных умений.
Автор: Ирина Грабовская
Интервью: Петр Холявчук