Четвертое семинарское занятие.

Лоренс Стерн. Сентиментальное путешествие

1. Обстоятельства создания «Сентиментального путешествия».

2. Жанровое своеобразие «Сентиментального путешествия».

3. Новый тип героя.

4.Авторская позиция в «Сентиментальном путешествии» - ДОМАШНЯЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА.

5. Морально-этический аспект «Сентиментального путешествия»

6. Концепция личности в творчестве Л. Стерна и Н. Карамзина

Литература

1. Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». – М., 1988. С.24-69.

2. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 вв. М., 1997. С. 580-581. (Обязательно принесите текст Стерна - хотя бы по одному экземпляру на парту (Стерн есть во всех магазинах: Стерн. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. СПб.: Азбука-классика, 2002).

Примерные вопросы к экзамену по зарубежной литературе XVII – XYIII вв.

(эти вопросы были в январе 2010 года, формулировки уточним перед экзаменом)

Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XVII – XYIII вв. (2010)

1. XVII век в мировом литературном развитии.

2. Характеристика развития литературы в XVII веке, основные литературные направления эпохи.

3. Классицизм.

4. Трагедия Корнеля «Сид»: особенности решения нравственного конфликта; своеобразие композиции; система персонажей; Родриго – идеальный герой Корнеля; отражение эпохи феодализма и абсолютной монархи; отзывы современников Корнеля о «Сиде».

5. Трагедия Корнеля «Гораций»: проблематика пьесы; соотношение чувства и долга; система персонажей.

6. Утверждение милосердия и приоритета государственных интересов в трагедии Корнеля «Цинна». Художественное своеобразие пьесы. Система персонажей.

7. Своеобразие композиции, хронотопа, героев в трагедии Расина «Андромаха».

8. Тема любви и смерти, образы главных героев, ключевые сцены, соотношение человеческого и космических начал в трагедии Расина «Федра».

9. Эстетические взгляды Корнеля и Расина. Поэтика драматургии Корнеля и Расина. Герои Корнеля и Расина.

10. Литературная традиция и становление новых жанровых форм в ранний период творчества Мольера. Эстетические взгляды Мольера. Комедия положений и комедия-школа в творчестве Мольера. Поэтика высокой комедий Мольера. Особенности психологизма Мольера.

11. «Дон Жуан» Мольера: нарушение эстетики классицизма, система персонажей; трактовка лицемерия и вольнодумства, антирелигиозное звучание пьесы.

12. Проблема положительного героя в комедии Мольера «Мизантроп».

13. Поэтика комедии Мольера «Скупой».

14. Борьба с лицемерием и проблема положительного характера в комедии Мольера «Тартюф».

15. «Мещанин во дворянстве» Мольера: соотношение основной идеи и развития сюжета, принципы создания характеров, своеобразие жанра.

16. Концепция человека в творчестве Лабрюйера. Пессимизм Лабрюйера.

17. Теория государственной жизни и понимание человека в творчестве Ларошфуко. Ларошфуко и Паскаль.

18. Социальные проблемы и концепция человека в творчестве Паскаля.

19. «Потерянный рай» Мильтона: изображение борьбы добра и зла; система персонажей; изображение природы, стилистика поэмы.

20. Эстетические взгляды Лопе и своеобразие его комедий.

21. Изображение любви в творчестве Лопе. Идеи неоплатонизма в комедии Лопе «Дурочка».

22. Тема любви и чести, система персонажей в комедии Лопе «Собака на сене».

23. Особенности главных героев и тема театральности в комедии Лопе «Валенсианская вдова».

24. Барокко.

25. «Жизнь есть сон» Кальдерона: борьба страсти и разума, воплощение концепции «жизнь есть сон», понимание судьбы, стилистика пьесы

26. XVIII век в Западной Европе. Эпоха Просвещения. Тема труда, природы, идея естественного человека, идея воспитания и земного счастья в трудах просветителей. Изображение человека в литературе XVIII века. Жанры литературы XYIII века.

27. Отличие «Путешествия Гулливера» Свифта от романа Дефо «Робинзон Крузо». «Путешествия Гулливера» Свифта: изображение государства и его обитателей, соотношение автора и героя.

28. «Орлеанская девственница» Вольтера: антиклерикализм поэмы, новизна в трактовке главной героини, роль автора.

29. Особенности философских повестей Вольтера.

30. Поэтика повести Вольтера «Кандид».

31. Антиклерикализм «Монахини» Дидро. Образ главной героини и трактовка конца романа.

32. «Племянник Рамо» Дидро: особенности героев и развитие их спора.

33. Комическая эпопея в прозе Филдинга.

34. «История Тома Джонса» Филдинга: своеобразие героев и система персонажей; специфика композиции и хронотопа.

35. Сентиментализм. Сентименталисты и просветители. Особенности сентиментальных героев, Жанры в сентиментализме. Юмор и насмешка в сентиментальном произведении.

36. Антироман Стерна.

37. Концепция человека и особенности изображения героев в романе Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди».

38. Жанровое своеобразие, новый тип героя, авторская позиция в «Сентиментальное путешествие» Стерна.

39. Сентиментально-юмористическое начало в «Сентиментальном путешествии» Стерна.

40. «Новая Элоиза» Руссо: развитие конфликта, изображение любви и добродетели, образы главных героев.

41. «Исповедь» Руссо: своеобразие жанра и психологизма.

42. Движение «Буря и натиск».

43. Система персонажей в «Разбойниках» Шиллера.

44. Решение проблемы мятежа в «Разбойниках» Шиллера.

45. «Коварство и любовь» Шиллера: своеобразие конфликта, образ главной героини, интерпретация страдания и примирения.

46. «Мария Стюарт» Шиллера: соотношение нравственного и исторического начал. Женские образы пьесы.

47. «Страдания юного Вертера» Гете: тема любви и смерти.

48. «Фауст» Гете: проблематика; «Пролог на небе»; «Кухня ведьмы»; «Вальпургиева ночь»

49. Фауст и Мефистофель в «Фаусте» Гете.

50. Вторая часть «Фауста». Типология жанра «Фауста».

Наши рекомендации