Четвертое семинарское занятие.
Лоренс Стерн. Сентиментальное путешествие
1. Обстоятельства создания «Сентиментального путешествия».
2. Жанровое своеобразие «Сентиментального путешествия».
3. Новый тип героя.
4.Авторская позиция в «Сентиментальном путешествии» - ДОМАШНЯЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА.
5. Морально-этический аспект «Сентиментального путешествия»
6. Концепция личности в творчестве Л. Стерна и Н. Карамзина
Литература
1. Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». – М., 1988. С.24-69.
2. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 вв. М., 1997. С. 580-581. (Обязательно принесите текст Стерна - хотя бы по одному экземпляру на парту (Стерн есть во всех магазинах: Стерн. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. СПб.: Азбука-классика, 2002).
Примерные вопросы к экзамену по зарубежной литературе XVII – XYIII вв.
(эти вопросы были в январе 2010 года, формулировки уточним перед экзаменом)
Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XVII – XYIII вв. (2010)
1. XVII век в мировом литературном развитии.
2. Характеристика развития литературы в XVII веке, основные литературные направления эпохи.
3. Классицизм.
4. Трагедия Корнеля «Сид»: особенности решения нравственного конфликта; своеобразие композиции; система персонажей; Родриго – идеальный герой Корнеля; отражение эпохи феодализма и абсолютной монархи; отзывы современников Корнеля о «Сиде».
5. Трагедия Корнеля «Гораций»: проблематика пьесы; соотношение чувства и долга; система персонажей.
6. Утверждение милосердия и приоритета государственных интересов в трагедии Корнеля «Цинна». Художественное своеобразие пьесы. Система персонажей.
7. Своеобразие композиции, хронотопа, героев в трагедии Расина «Андромаха».
8. Тема любви и смерти, образы главных героев, ключевые сцены, соотношение человеческого и космических начал в трагедии Расина «Федра».
9. Эстетические взгляды Корнеля и Расина. Поэтика драматургии Корнеля и Расина. Герои Корнеля и Расина.
10. Литературная традиция и становление новых жанровых форм в ранний период творчества Мольера. Эстетические взгляды Мольера. Комедия положений и комедия-школа в творчестве Мольера. Поэтика высокой комедий Мольера. Особенности психологизма Мольера.
11. «Дон Жуан» Мольера: нарушение эстетики классицизма, система персонажей; трактовка лицемерия и вольнодумства, антирелигиозное звучание пьесы.
12. Проблема положительного героя в комедии Мольера «Мизантроп».
13. Поэтика комедии Мольера «Скупой».
14. Борьба с лицемерием и проблема положительного характера в комедии Мольера «Тартюф».
15. «Мещанин во дворянстве» Мольера: соотношение основной идеи и развития сюжета, принципы создания характеров, своеобразие жанра.
16. Концепция человека в творчестве Лабрюйера. Пессимизм Лабрюйера.
17. Теория государственной жизни и понимание человека в творчестве Ларошфуко. Ларошфуко и Паскаль.
18. Социальные проблемы и концепция человека в творчестве Паскаля.
19. «Потерянный рай» Мильтона: изображение борьбы добра и зла; система персонажей; изображение природы, стилистика поэмы.
20. Эстетические взгляды Лопе и своеобразие его комедий.
21. Изображение любви в творчестве Лопе. Идеи неоплатонизма в комедии Лопе «Дурочка».
22. Тема любви и чести, система персонажей в комедии Лопе «Собака на сене».
23. Особенности главных героев и тема театральности в комедии Лопе «Валенсианская вдова».
24. Барокко.
25. «Жизнь есть сон» Кальдерона: борьба страсти и разума, воплощение концепции «жизнь есть сон», понимание судьбы, стилистика пьесы
26. XVIII век в Западной Европе. Эпоха Просвещения. Тема труда, природы, идея естественного человека, идея воспитания и земного счастья в трудах просветителей. Изображение человека в литературе XVIII века. Жанры литературы XYIII века.
27. Отличие «Путешествия Гулливера» Свифта от романа Дефо «Робинзон Крузо». «Путешествия Гулливера» Свифта: изображение государства и его обитателей, соотношение автора и героя.
28. «Орлеанская девственница» Вольтера: антиклерикализм поэмы, новизна в трактовке главной героини, роль автора.
29. Особенности философских повестей Вольтера.
30. Поэтика повести Вольтера «Кандид».
31. Антиклерикализм «Монахини» Дидро. Образ главной героини и трактовка конца романа.
32. «Племянник Рамо» Дидро: особенности героев и развитие их спора.
33. Комическая эпопея в прозе Филдинга.
34. «История Тома Джонса» Филдинга: своеобразие героев и система персонажей; специфика композиции и хронотопа.
35. Сентиментализм. Сентименталисты и просветители. Особенности сентиментальных героев, Жанры в сентиментализме. Юмор и насмешка в сентиментальном произведении.
36. Антироман Стерна.
37. Концепция человека и особенности изображения героев в романе Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди».
38. Жанровое своеобразие, новый тип героя, авторская позиция в «Сентиментальное путешествие» Стерна.
39. Сентиментально-юмористическое начало в «Сентиментальном путешествии» Стерна.
40. «Новая Элоиза» Руссо: развитие конфликта, изображение любви и добродетели, образы главных героев.
41. «Исповедь» Руссо: своеобразие жанра и психологизма.
42. Движение «Буря и натиск».
43. Система персонажей в «Разбойниках» Шиллера.
44. Решение проблемы мятежа в «Разбойниках» Шиллера.
45. «Коварство и любовь» Шиллера: своеобразие конфликта, образ главной героини, интерпретация страдания и примирения.
46. «Мария Стюарт» Шиллера: соотношение нравственного и исторического начал. Женские образы пьесы.
47. «Страдания юного Вертера» Гете: тема любви и смерти.
48. «Фауст» Гете: проблематика; «Пролог на небе»; «Кухня ведьмы»; «Вальпургиева ночь»
49. Фауст и Мефистофель в «Фаусте» Гете.
50. Вторая часть «Фауста». Типология жанра «Фауста».