При изменении семантических пространств 4 страница
В семантических пространствах состояний среднего уровня психической активности (спокойствие, стыд, обида) выявлено много сквозных значений. Характерной особенностью являются более плотные ядерные образования по сравнению с состояниями высокого энергетического уровня и малое число значений на границах семантических пространств. Состояния этого уровня детям менее понятны. Значения этих слов знают не все. В раннем детстве у детей мало определений, часты ответы "не знаю". К старшему дошкольному возрасту в семантических пространствах появляются физиологические процессы, образные характеристики с использованием всех частей речи. Семантические пространства увеличиваются за счет описаний, касающихся взаимоотношений со взрослыми, а также за счет усвоенных моральных и нравственных норм поведения. В 6-7 лет дети добавляют описания, связанные со своими агрессивными действиями.
В раннем детстве при описании состояний низкого уровня психической активности (усталость, печаль, огорчение) часты ответы "не знаю", в более старшем возрасте семантические пространства расширяются за счет включения в них конкретных ситуаций и собственных действий. Появляются определения, касающиеся взаимоотношений с другими людьми, описания физиологических реакций и др. Состояние, которое дети хорошо описывают, - это усталость.
В табл. 3 представлены количественные характеристики семантических пространств состояний разного уровня психической активности.
Результаты, представленные в табл. 3, показывают, что от года к году происходит увеличение числа элементов в семантическом пространстве ребенка. В 3 года дети наиболее полно описывают состояния страха, радости, злости и усталости, т.е. преимущественно состояния высокого энергетического уровня (высокий уровень психической активности): в 4 года - состояние страха, в 5 лет - страха, в 6 лет - страха и злости. Практически везде наиболее широкие семантические пространства характерны для состояний высокого энергетического уровня. Можно полагать, что большая актуализация этих состояний в ходе индивидуального развития обусловливает большую полноту их семантических пространств.
В 3-4 года ряд состояний и, прежде всего, радость и страх ассоциируются у детей со взрослыми, с какими- то предметами, персонажами сказок, животными. Эти объекты входят в ядро семантических пространств, т.е. являются носителями основных качественных признаков данных состояний. Ребенок как бы научается состоянию, идентифицируя, соотнося себя с каким-либо внешним носителем (образом) этого состояния и соответственным образом переживая его. В этом внешнем носителе состояния в нерасчлененном, сконцентрированном виде собраны основные качественные его признаки. Принимая и усваивая (интериоризируя) внешний носитель по поведенческим действиям, проявлениям в процессе идентификации и сопереживания, ребенок научается распознавать собственные состояния, основное
стр. 21
Таблица 3. Семантические пространства психических состояний разного уровня психической активности у дошкольников
Возраст | Состояния высокого уровня психической активности | Состояния среднего уровня психической активности | Состояния низкого уровня психической активности | |||||||
страх | радость | злость | спокойст. | стыд | обида | устал. | огорчен. | печаль | средн. | |
3-4 года | ||||||||||
4-5 лет | ||||||||||
5-6 лет | ||||||||||
6-7 лет | ||||||||||
Сумма |
их содержание. Такая тенденция сохраняется и в возрасте 4-5 лет, но уже с 5-6 и 6-7 лет она исчезает, опосредованность сменяется описанием собственных действий и эмоциональных переживаний. Эта закономерность характерна только для состояний высокого энергетического уровня.
Все другие состояния (среднего или низкого уровня психической активности) в 3-4 года описываются как "не знаю" или как поведенческие действия, характерные, по мнению ребенка, для данного состояния. В 4-5 лет количество "не знаю" уменьшается, заменяясь описанием поведенческих действий. В 5-6 лет "не знаю" в семантических ядрах практически не остается; они "насыщаются" поведенческими действиями, описаниями эмоциональных реакций, начинают встречаться описания физиологических реакций. В 6-7 лет практически все семантические пространства содержат в своих "поясах" поведенческие действия, мотивационные характеристики, физиологические и эмоциональные проявления. Увеличивается число оперантов, входящих в семантические пространства.
Особенности отдельных возрастных периодов (3-4 года). Часто ответы ребенка на вопрос что такое? начинались со слова "когда". Например: "страх" - "когда темно", "когда нет мамы", "когда волк" и т.д. В описании состояний детей этой возрастной группы преобладают две составляющие - поведение и переживания: "когда весело", "...когда грустно", "...когда ругаются, кричат", "...когда балуешься" и др. Из психических процессов - эмоциональные: "...когда все радуются" и др. В описаниях трехлетних не встречаются физиологические процессы. Дети этого возраста отвечают чаще односложно. При описании психического состояния они в основном используют конкретные предметы (волк), явления (молния), или конкретную ситуацию (страх - когда шкаф падает, когда свет перегорит). Иными словами, описание состояний детей этого возраста опосредовано предметными действиями и самими предметами.
Дети от 4 до 5 лет. Семантические пространства четырехлетних отличаются от пространств трехлетних. Высказывания четырехлеток более полные, развернутые. В семантических пространствах детей этого возраста (как и у трехлетних) наиболее часто встречаются описания поведения и переживаний, а также эмоций. Отсутствуют описания физиологических реакций. В отличие от младших, у четырехлетних детей в состояниях - стыд, обида, огорчение, печаль - "не знаю" из ядра перемещается к периферии семантического пространства. Много единичных (уникальных) описаний состояний, в них появляются действия (глаголы). Как и у трехлетних, описания начинаются со слова "когда": причем в разных состояниях: радость - "когда играю", спокойствие - "когда играю". Начиная с этого возраста, дети часто упоминают в своих высказываниях слово "смерть" или "умереть", "умрет". Например: "Печаль - это когда собака умрет"; "Печаль - когда кто-то умер"; "Печаль - это похороны"; "Страх - когда всех убивают"; "Страх - умереть можно" и др.
5-6 лет. Семантические пространства пятилетних заметно отличаются от пространств детей четырех лет. В то же время у них много общего. Высказывания более полные, богаты образными словами и оборотами речи, в них присутствуют все части речи, хотя по-прежнему большинство высказываний начинается словом "когда". С этого возраста в описаниях состояний появляются высказывания о своих физиологических процессах и реакциях: "сердце громко так стучит", "бежишь и до пяток дрожишь", "...уши краснеют" и др. Другая особенность пятилетних - плотные ядра, единичных высказываний немного. Если в 3-4 года в семантических пространствах в основном были операнты поведения и переживаний, то у пятилетних кроме физиологических процессов появляются описания психических процессов.
Дети от 6 до 7 лет. Семантические пространства состояний детей этого возраста самые объемные. Большое место в описании занимают физиологические реакции: "...сердце выпрыгивает", "...в желудке спокойно", "...нервов не хватает", а также знание признаков некоторых болезней: "...у меня нервный псих от аллергии". Во многих состояниях представлены положительные и отрицательные переживания. Поведенческие характе-
стр. 22
ристики, входящие в семантические пространства, связаны с преобладанием активных действий, которые сопровождают почти все состояния, кроме печали и огорчения. Другая особенность в том, что практически все ядерные образования составляют только одни глаголы (действия).
Таким образом, осознание состояний в дошкольном возрасте опосредуется предметами, сказочными образами, реальными образами взрослых и их поведением. В процессе идентификации и сопереживания осуществляется научение состоянию, которое в дальнейшем, в ходе онтогенеза, проявляется в описании собственных действий, поведения, физиологических реакций и переживаний. Процесс осознания состояний обусловлен их интенсивностью: ранее осознаются состояния высокого энергетического уровня, связанные с высоким уровнем психической активности детей; в силу меньшей интенсивности осознание состояний среднего и низкого энергетического уровня начинается несколько позднее. Общая закономерность - те состояния, которые чаще актуализируются в процессе деятельности ребенка и более интенсивно переживаются, лучше и осознаются. Семантические пространства психических состояний содержат в себе в качестве основного образования поведенческие характеристики, к которым на более поздних этапах присоединяются физиологические, эмоциональные, мотивационные и другие составляющие. Поступательно увеличивается объем семантических пространств от возраста к возрасту.
Семантические пространства психических состояний младших школьников. Состояния высокого уровня психической активности (высокого энергетического уровня). Радость. В ядро состояния радость входят положительные эмоциональные переживания, связанные с событиями, действиями и поведением, их оценкой. Семантическому пространству в целом присуща эмоциональная окраска, проявляющаяся в бурных речевых и поведенческих реакциях на событие. Обнаружена высокая близость вербальных и невербальных ассоциаций. Страх. В его ядерное образование входят события и отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Семантическое пространство страха характеризуется большим присутствием эмоциональных компонентов, отраженных в оценке ситуации, речевых проявлениях, поведенческих реакциях. В семантическое пространство также входят интеллектуальные и волевые составляющие, связанные с самоконтролем. Интеллектуальные компоненты состояния отражают настоящее, мысли о преодолении страха, а также будущее. Тревога включает в ядерное образование эмоциональные переживания, а также поведенческие, волевые, ситуативные и интеллектуальные составляющие. Последние связаны, в частности, и с контролем будущих действий. Описания поведенческих компонентов семантических пространств включают актуальные действия и способы самоконтроля. Речевые составляющие отражают актуальную ситуацию, эмоциональные реакции и действия, направленные на разрядку напряженности состояния.
Состояния среднего уровня психической активности (среднего энергетического уровня). Спокойствие имеет позитивную окраску как в ядре, так и в семантических слоях. В ядерное образование спокойствия входят эмоциональные и поведенческие компоненты. Речевой компонент семантического пространства эмоционально окрашен, интеллектуальные составляющие связаны с ситуацией. Интенсивность представленных в семантическом пространстве составляющих невысока в отличие от других состояний.
Состояния низкого уровня психической активности (низкого энергетического уровня). Печаль. В ядерное образование печали входят отрицательные эмоциональные переживания, связанные с отсутствием общения и одиночеством. Ситуация также включена в ядерное образование. Выявлено множество ситуаций, способных вызвать печаль. Семантическое пространство печали наряду с эмоциональными включает в себя и волевые компоненты. Эмоциональные составляющие наиболее ярко отражены в речевой реакции на ситуацию. Волевые составляющие входят в поведенческие проявления, что выражается в сознательном переключении видов деятельности, стремлении изменить ситуацию, создании положительных мыслительных образов. Интеллектуальная составляющая связана с мыслями о переживаемом состоянии, о будущем.
Обобщая полученные результаты, можно сказать, что семантические пространства состояний младших школьников включают образования, отражающие особенности развития этого возраста: произвольность в поведении и учебной деятельности, попытки саморегуляции состояний и осознанного изменения ситуаций, а также управление интеллектуальной и поведенческой сферами. Состояниям младших школьников также свойственна контекстность ситуацией и семантических пространств: включенность ситуации в ядерные их образования, а также в секторы семантических пространств мышления, поведения, речи. Последнее является отражением недостаточной свободы от ситуаций у детей этой возрастной группы. Выявлены различия между состояниями разного уровня энергетики: состояния с относительно низким уровнем имеют несколько более сложное семантическое пространство по сравнению с состояниями высокого энергетического уровня.
Особенности семантических пространств психических состояний подростков и старшеклассников. Результаты исследования показывают, что от подросткового к старшему школьному
стр. 23
Таблица 4. Величины семантических пространств состояний в онтогенезе
Классы | Радость | Грусть | Страх | Злость | Обида | Стыд | Горе | Жалость | Средн. |
1- й | |||||||||
2- й | |||||||||
3- й | |||||||||
5- й | |||||||||
6- й | |||||||||
7- й | |||||||||
8- й | |||||||||
9- й | |||||||||
10- й | |||||||||
11- й | |||||||||
Средн. |
возрасту увеличивается количество составляющих в семантическом пространстве состояний, причем эта закономерность характерна как для семантических слоев, так и для индивидуальных значений. Последние являются отражением уникального индивидуального опыта. Обнаружена также следующая тенденция: более высокому энергетическому уровню состояния соответствует большее число значений в семантическом пространстве.
Анализ содержательной стороны семантических пространств состояний позволил выявить ряд закономерностей: установлена тенденция к усложнению и изменению ядер семантических пространств старшеклассников по сравнению с ядрами семантических пространств у подростков, сочетающаяся с включенностью интеллектуальных составляющих в семантические слои; отмечено также появление приемов и способов саморегуляции в семантических пространствах наиболее "трудных" состояний. Для подростков это - страх и злость, для старшеклассников - страх и печаль.
Сквозные изменения семантических пространств психических состояний в школьном периоде (с 1 по 11 кл.) представлены в табл. 4.
Как следует из представленных в табл. 4 данных, в 1-м классе у детей наиболее сформированным является представление о состоянии радости, а наименее - о состоянии стыда. Во 2-м классе наиболее полны представления детей о страхе и грусти, а наименее - о состоянии жалости. Для третьеклассников характерны сформированные семантические пространства состояний злости, горя, страха, стыда, в меньшей степени представлено семантическое пространство обиды. В подростковом возрасте обнаружена "семантическая яма" в осознании и рефлексии состояний по сравнению с младшими школьниками и старшеклассниками, подростки демонстрируют меньшие семантические пространства. Исключение - семантическое пространство состояния страха в 8-м классе. В старшем школьном возрасте семантические пространства снова расширяются. В 9-м классе наибольшее семантическое пространство характерно для состояния обиды, а наименьшее - для жалости, в 10-м классе наибольшее - для обиды, злости, страха, а наименьшее - для жалости. Подобная картина сохраняется и у одиннадцатиклассников.
Выявлена интересная картина: когда дети приходят в школу, представление о радости у них превосходит все остальные состояния. Ко второму году обучения интенсивно формируется семантическое пространство состояния страха (он занимает первое место). На третьем году обучения к страху добавляются злость и горе, а положительно окрашенные состояния смещаются на пятое- шестое места. Такой феномен, по-видимому, связан с тем, что дети все реже испытывают положительно окрашенные состояния, это отражается в полноте семантических пространств. В последующих классах хорошо оформляется комплекс семантических пространств, в который входят состояния страха, злости, горя, особенно в старшем школьном возрасте. Наименее выражено семантическое пространство состояния жалости. По-видимому, обнаруженные особенности формирования семантических пространств состояний в школьном детстве зависят от многих факторов: ситуаций учебной деятельности, специфики воспитания детей и др. Можно в целом говорить о негативной тенденции: отрицательный опыт приводит к увеличению семантических пространств отрицательных и уменьшению семантических пространств положительных состояний.
Мы предполагали, что с возрастом поступательно будет улучшаться рефлексия, осознание состояний. Данные исследований показали, что величина семантических пространств младших школьников сходна с их величиной у старшеклассников, она превосходит ее у подростков. Обнаружено уменьшение семантических пространств состояний в подростковом возрасте, выявлен так называемый феномен "ямы" в этом возрасте. Если увеличение семантических пространств в целом у младших школьников может быть объяснено развитием психических процес-
стр. 24
сов, ростом произвольности, а у старшеклассников еще и ростом самосознания, открытием себя, то уменьшение семантических пространств подростков может быть связано со снижением рефлексии и осознания собственных состояний вследствие кризиса этого возраста, а также специфическим развитием интеллектуальных функций при переходе к мышлению в понятиях, когда развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно. Последнее сопровождается торможением осознания переживаний собственных психических состояний. Данная неравномерность и гетерохронность развития отражается соответствующим образом в осознании и рефлексии состояний.
Установлено, что между 9 и 11-м классами наблюдается резкий скачок в величинах семантических пространств. По- видимому, эти изменения связаны с проблемой дальнейшего самоопределения и осознания не только собственной будущей жизни, но и самого себя, что невозможно без переживания соответствующих состояний. В целом подростковый и старший школьные возрасты характеризуются как количественными, так и качественными изменениями семантических пространств психических состояний по сравнению с изменениями их у младших школьников. Эти изменения выражаются в увеличении числа элементов, входящих в семантические пространства, а также увеличении интеллектуальной составляющей, устойчивой представленности значений, отражающих саморегуляцию переживаемых состояний. Выявлены зависимости между семантическими пространствами и энергетическими уровнями состояний: большему энергетическому уровню соответствуют большие размеры семантических полей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследований показывают, что строение семантического пространства психического состояния характеризуется ядерным образованием, слоями разной степени лексической насыщенности, различной выраженностью психологических составляющих и периферией, представленной единичными значениями. Выявлены различия между семантическими слоями неравновесных состояний высокого, среднего и низкого уровней психической активности. Повышение сложности психических состояний сопровождается увеличением числа поведенческих, интеллектуальных и эмоциональных составляющих, усложнением лексических элементов от простых к генеративным, снижением интенсивности и количества физиологических и волевых характеристик. Установлено, что семантические пространства психических состояний отражают временные характеристики состояний: с увеличением длительности увеличивается плотность, объем, состав качественных признаков семантического пространства. Дифференциация психических состояний по ведущей психологической составляющей проявляется в специфике ядерных образований семантических пространств, отражающих основное качество состояния, а также их плотности и сложности: в них отсутствует единая составляющая - представлены поведенческие, эмоциональные, мотивационные и др. характеристики; эта дифференциация проявляется также в их составе и размерности.
Обнаружено, что психические состояния характеризуются качественной спецификой вербальных и невербальных ассоциаций, наиболее выраженных в ядерных образованиях. На периферии семантических полей находятся пересекающиеся (общие) ассоциации, характерные для других состояний. Это обеспечивает переходы из одного состояния в состояние, осуществляемое по ассоциативным механизмам. Положительный знак, а также высокий энергетический уровень обусловливают большее число ассоциаций, особенно вербальных. Эти состояния лучше осознаются, вербализуются и дифференцируются.
Категориальные структуры сознания, лежащие в основе семантических пространств состояний, характеризуются размерностью (числом независимых факторов-категорий), соответствующей когнитивной сложностью осознания субъектом состояний - наибольшей размерностью обладают состояния злости, лени/лености, печали, радости, страха и счастья. Ведущие основания классификации состояний, проявляющиеся в содержании, - факторы силы, комфортности, оценки, длительности и динамичности, а наиболее значимые (сильные) факторы категориальных структур сознания, поляризующие семантические пространства: факторы силы, комфортности и оценки. Категориальные структуры семантических пространств каждого состояния характеризуются тремя-четырьмя независимыми факторами-категориями. Их влияние на психические состояния различно: одни в большей степени обусловливают состояния, другие - в меньшей. Каждому присуща определенная специфика связанных с ним состояний и их качество. Состояниям свойственна многофакторная детерминация.
Изменение семантических пространств при переходе от основных (базисных) значений к сложным (генеративным) сопровождается изменением дистрибуции признаков генеративного образования, связанного с качеством дополнительного значения в связке с базовым. Базисные значения в значительной степени сохраняют представительство в семантических пространствах генеративных образований. При переходе от психического процесса к состоянию и свойству выявлены сквозные значения семантических пространств, позволяющие сохранять качествен-
стр. 25
ные и функциональные признаки определенной группы психических явлений.
В процессе онтогенеза изменяются семантические пространства психических состояний. Эти изменения проявляются в увеличении размера семантических пространств и усложнении ядерных образований: в повышении диффузности ядра и уменьшении величины совпадающих высказываний при одновременном увеличении их количества. Основная тенденция - "интеллектуализация" ядерных образований в онтогенезе. Установлено, что размер семантического пространства зависит от интенсивности переживаемого состояния: состояния более высокого уровня психической активности характеризуются большим объемом семантического пространства.
При общей тенденции поступательного увеличения размерности семантических пространств состояний наблюдается гетерохронность и неравномерность этого процесса, что связано с особенностями формирования рефлексии и осознания понятия "состояние" в ходе индивидуального развития. В этом движении выявлено выраженное уменьшение числа составляющих семантических пространств, характерное для подросткового возраста, что, по-видимому, связано со спадом в развитии осознанности и рефлексии, обусловленное подростковым кризисом. Обнаружено, что частота переживаний состояний определенного знака приводит к изменению семантических пространств переживаемых состояний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984.
3. Занковский А.Н. Исследование функциональных состояний человека-оператора с помощью метода семантического дифференциала // Методики исследования и диагностики функциональных состояний и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. М., 1989. С. 39-51.
4. Иберла К. Факторный анализ. М., 1980.
5. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. N 3. С. 70-78.
6. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения. М., 1971.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
8. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В., Нистратов А.А. Влияние аффекта на семантическую организацию значений. М.,1982. С. 60-80.
9. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. 1996. N 2 (3). С. 12-17.
10. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
11. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
12. Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психол. журн. 1994. Т. 15. N 3. С. 136-146.
13. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. N 4. С. 32-44.
14. Прохоров А.О. Методики диагностики психических состояний. Казань, 1997.
15. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.
16. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.
17. Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психол. журн. 1999. Т. 20. N 2. С. 115-124.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
19. Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Дис. докт. психол. наук. М., 1994.