И социальной идентичности человека
Самосознание представляет собой особую форму сознания человека, при которой он одновременно является его субъектом и объектом. Предметное сознание в отличие от самосознания направлено на окружающие человека предметы и явления.
В.С.Мерлин описал следующие стадии развития самосознания:
а) осознание себя как активного действующего начала;
б) сознание тождества своей личности;
в) осознание своих психических свойств, развитие самооценки;
г) развитие социально-нравственной самооценки.
Развитие самосознания идет от простого к сложному, и первое, что способен осознать в себе ребенок до одного года, это границы своего тела. До определенного момента ребенок может играть со своей ножкой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Это очень большое завоевание, поскольку тело для нас является системой координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, правую или левую стороны и т.д. При утрате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек лишается обычных ощущений) у него начинаются галлюцинации и чувство нереальности происходящего.
Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам ребенок начинает пользоваться местоимением Я, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности. После этого начинается длительный период развития самооценки.
В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, которые постоянно дают им оценки. Поэтому так важно взрослым не только ругать, но и хвалить детей, чтобы не нарушать баланс между положительными и отрицательными чертами в их самооценках. Представления о себе у дошкольников очень ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, и он уже считает, что он самый лучший. Первая же неудача приводит к снижению самооценки.
В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Все эти факторы приводят к тому, что подросток начинает сопоставлять разные мнения о себе и на их основе вырабатывать свое собственное, опираясь на свой развившийся интеллект. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.
Следующий этап формирования самосознания связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе способности подростка к вынесению моральных суждений о чужих и собственных поступках.
В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации .
· По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее, или еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т.д.
· По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.
· По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д.
Все эти образы служат регуляторами нашего поведения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому самосознание, наряду с отражением информации о самом себе, выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который имеет неверную карту пути.
Процесс самопознания не имеет границ, т.к. постоянно меняется и сам объект. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и ему надо постоянно корректировать представление о себе, чтобы его самосознание было адекватным.
Одним из первых психологов, кто заинтересовался проблемой личностного самоопределения, был Эрик Эриксон . И как это часто бывает в психологии, эта проблема была связана с обстоятельствами его собственной жизни. Ему на протяжении всей жизни трудно было определять себя в терминах социально-демографических характеристик. Его родной отец был датчанин, но он воспитывался в семье отчима, который был немецким евреем. Далее он стал психоаналитиком, но, не имея медицинского образования (он получил художественное образование), всегда чувствовал себя неловко среди профессиональных психоаналитиков. Наконец, приход к власти фашистов заставил его переехать в США, где он с трудом привыкал к американским традициям и культуре.
По мнению Э.Эриксона, понятие идентичности занимает центральное место в осмыслении процесса собственного развития и включает три основных аспекта. Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.
Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности ( личностная идентификация ), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем, к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, в которых он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т.д. Чувство идентичности переживается как благополучие и уверенность в признании со стороны окружающих людей.
Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст. Он является мостиком между ребенком, который был, и взрослым, которым он станет. Легкость обретения идентичности в очень большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя. В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах ислама) проблемы идентичности минимизированы, так как выбор будущего образа жизни у подростка включает мало вариантов. Наоборот, американское общество предоставляет подросткам широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей и требует от них обретения идентичности по принципу “сделай себя сам”, а не по принципу “делай, как я“.
Дж. Марсиа на основании эмпирических исследований было описано четыре варианта обретения идентичности у подростков: 1) диффузная идентичность, которая характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; 2) предрешенная идентичность, при которой подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих; 3) мораторий, при котором подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; 4)реализованная идентичность - самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.
Р. Томэ исследовал парижских подростков с помощью знаменитой методики “ Кто Я?“, в которой испытуемому надо 20 раз ответить на этот вопрос. На основе полученных данных было выделено три измерения подростковой идентичности. Первое включает два полюса “состояние Я” и “активное Я”. Состояние Я описывается через принадлежность к определенной категории людей, активное Я - через предпочитаемые виды деятельности и вкусы. Второе измерение идентичности строится на основе описания официального социального статуса, с одной стороны, и личностных черт, с другой стороны. Третье измерение является наиболее оценочным и состоит из характеристик личности, социально одобряемых и неодобряемых.
Таким образом, обретение личностной и социальной идентичности является магистральной линией развития самосознания каждого человека.
Список рекомендуемой литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С.3-19.
3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
6. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.
7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.
8. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.
9. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994.
10. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
14. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
15. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
16. Очерк теории темперамента / Под ред. В.С.Мерлина. Пермь, 1973.
17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
18. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1985.
19. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982.
20. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. - 1989. - Т.10. - № 1. - С.10-21.
21. Столин В,В, Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987.
22. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та, М.: Барс, 1997.
24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. - Т.1.
25. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. С-Пб., 1997.