Практический совет. Забудьте об этом

Повторение – мать учения, во всяком случае, нам так всегда говорили. Многие превосходные специалисты ‑ от спортсменов до актеров учились начинать тренировки с мысленного представления желаемого результата. Повторяемая визуализация желаемого опыта может быть очень эффективным способом создания а мозге сильного психического образа.

К сожалению, многие люди пользуются той же стратегией, запоминая негативный опыт. Конечно, это происходит неосознанно, однако эффект от психического повторения точно такой же, стараетесь вы сознательно запомнить что‑то или делаете это случайно, поскольку вы все время думаете о происходящих с вами плохих вещах. Некоторые доктора считают, что синдром посттравматического стресса (см. главу 17) частично вызван именно этим психическим повторением.

Лучшую стратегию несложно указать. Чтобы получить сильный психический образ того, чего вы хотите добиться, вам нужно не раз визуализировать это как можно подробнее. Если вас что‑то огорчает и вы хотите забыть это, старайтесь поменьше вспоминать неприятный опыт. Особенно это относится к пугающим образам.

Этой стратегии бывает сложно придерживаться на практике. Можно попытаться отвлекать себя. Некоторые психологи рекомендуют носить на запястье аптечную резинку и щелкать ею каждый раз, когда незваная мысль приходит в голову. Или вы можете просто делать что‑то, что кажется вам увлекательным, – заниматься командными видами спорта, слушать музыку или ходить на скачки. Возможно, стоит сказать своим друзьям и членам семьи, что вы решили больше не думать про эту проблему, и попросить их напомнить вам об этом решении при попытке снова поднять неприятную тему. Затем отправляйтесь делать что‑то полезное или веселое, пока это доставляет вам удовольствие. Если назойливая мысль не пропадает, возможно, стоит посетить терапевта, как мы говорим в главе 17.

Ученые из Нью‑Йоркского университета доказали, что аудиосигнал попадает из таламуса прямо в миндалевидное тело _ небольшую область, играющую важную роль в контроле эмоций, особенно страха. Нейроны в определенной части миндалевидного тела вырабатывают больше потенциала действия в ответ на сигнал после проведения эксперимента, чем до того, как животное научилось бояться сигнала. Эти изменения в электрических ответах нейронов вырабатываются приблизительно в то время, когда животное начинает выказывать страх, и, следовательно, они могут являться причиной ступора животного, вызванного страхом. Как крысы, так и люди с повреждениями миндалевидного тела не вырабатывают нормальных воспоминаний об испытанном страхе.

Процесс обусловливания страха может быть заглушен посредством угасания, появляющегося, если обученному животному раз за разом давать слышать сигнал и не подкреплять его ударом тока. Если это будет случаться довольно часто, то животное научится не впадать в заторможенное состояние после сигнала, а нейроны миндалевидного тела перестанут на него так сильно реагировать. Однако угасание – это всего лишь вторая форма обучения, которая накладывается на первичную выработку страха; оно не восстанавливает мозг до первоначального состояния. Похоже, что угасание включает в себя обучение в префронтальной области коры – органе мозга, который выбирает адекватное поведение. Нейроны в префронтальной области становятся более активными после процесса угасания, и затем они подавляют активность нейронов миндалевидного тела, появляющуюся в ответ на сигнал. Крысы с поврежденной префронтальной областью коры могут научиться бояться сигнала, но, хотя угасание временно понижает их реакцию, это длится недолго, и на следующий день они ведут себя так, как если бы угасания никогда не происходило. Как и в случае других типов обучения, на угасание влияют естественные склонности животного. Гораздо сложнее погасить страх в ответ на стимулы (например, змеи или пауки), которые были жизненно важны на протяжении всей эволюции конкретного вида животного.

Миндалевидное тело контролирует влияние эмоций и на другие типы обучения. Эмоциональный подъем облегчает запоминание наиболее важных деталей нового опыта. Например, жертвы вооруженного нападения обычно помнят, как выглядел автомат. Однако пациенты с поврежденным миндалевидным телом в стрессовой ситуации не могут сосредоточиться на важных деталях. У крыс и у людей временный стресс усиливает обучение двумя способами: через выработку адреналина и глюкокортикоидов. Оба этих гормона воздействуют на рецепторы миндалевидного тела и гиппокамп, увеличивая синаптическую пластичность. Однако длительный стресс способен заметно ухудшить способности к обучению, и об этом стоит помнить в процессе дрессировки своей собаки.

У каждой из систем обучения свои плюсы. В случае с обусловливанием страха система миндалевидного тела позволяет вам научиться с одного раза, если испытанный страх был достаточно силен. С другой стороны, вспомните, сколько повторений требуется большинству людей, чтобы запомнить длинный список фактов, – жутко скучное занятие, которое затрагивает другую систему – гиппокамп.

Способы более легкого запоминания фактов связаны с естественными методами запоминания, характерными для людей. Точно так же, как свиньи стремятся закапывать вещи, а куры – клевать, люди обладают гораздо более простыми для них врожденными методами научения. Как мы говорили в главе 6, для людей невероятно важна зрительная информация, и с ней работает в той или иной форме минимум треть коры головного мозга. Кроме того, последовательность событий и физическая близость одного объекта к другому являются для нас объединяющими в группы факторами, поскольку именно так мы познаем мир. Гиппокамп управляет как изучением фактов, так и изучением событий и их последовательностей. Одна эффективная стратегия совмещает несколько этих хитростей: представьте себе, что вы идете по дому, и каждый факт, который вы хотите запомнить, ассоциируйте с конкретным местом в доме. Если это кажется вам слишком утомительным, то можете добиться успеха мгновенного обучения с помощью миндалевидного тела. К сожалению, это потребует от вас испытывать сильный страх от каждого факта, который вы учите. Это не стоит того.

Наши рекомендации