О жанрах, используемых в сказкотерапии
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.
Притча
Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу можно использовать в работе как со взрослыми, так и с подростками в случаях, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления.
Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. На основе таких произведений часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются. В качестве примера приводим притчу «Муравей и стрекоза».
Муравей смотрел на цветочный нектар. Муравей имел свой план действия. Как вдруг на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку.
— И как только ты живешь без работы и без всякого плана? — спросил ее муравей. — Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каково же основное направление твоей жизни и каков будет ее конец?
— Я счастлива, — ответила стрекоза. — Я больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель — не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе — твой план, а мне — мой.
Муравей подумал: «То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей — ее план, мне — мой».
И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.
Спустя некоторое время их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку. Он примостился за чурбаком, на котором рубили мясо, и стал благоразумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она подлетела к чурбаку. Только она уселась, как огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.
Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:
«Твой план закончился, а мой продолжается. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть. В конце концов тебя саму съели. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга».
Сюжет одноименной басни И. Крылова, которую мы все учили в школе наизусть, близок к притче. Однако сколько подводных камней в этой истории! Немало людей испытывают раздражение по отношению к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притче?
Басня
Это более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако в баснях Эзопа чистых нравоучений почти нет. В сказкотерапии полезно использовать именно их, как первоисточник этого жанра.
Более поздние басни Ж. де Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжеты у Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом являются замечательным сказкотерапевтическим материалом. Басни можно использовать в работе с подростками. Для примера приводим басню Эзопа «Осел и мул».
Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них одинаково тяжелая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмоготу. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее на мула. Прошли они еще немного, и заметил погонщик, что осел совсем выбился из сил. Опять убавил он груз, который нес осел. Так продолжалось до тех пор, пока весь груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: «Ну, как, по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?»
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу.
Анекдот
Это короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особенно хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрослыми. С их помощью мы можем сформировать такие важные качества, как находчивость и умение творчески мыслить. Вот анекдот, который одни источники приписывают Насреддину, другие — Бирбалу.
Пришел однажды падишах на совет раньше всех и давай спрашивать каждого:
— Сколько в городе ворон?
Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал пришел и ответил:
— Ваше величество, в городе сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон!
— А ты уверен, что не ошибся?!
— Подсчет точен, Ваше величество!
— Смотри же, если ошибся, заплатишь большой штраф!
— Нет, повелитель, я в подсчете уверен, — стоял на своем Бирбал. — При проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть по своим домам и считайте! Вот и получится, что я подсчитал точно.