Чение о душе в неоплатонизме
сновные достижения античной медицины в исследовании мозга, органов чувств и темперамента
Достижения античных врачей в изучении мозга органов чувствВажнейшие достижения античных врачей в изучении мозга органов чувств и темперамента Направления развития Рационализм учения Важнейшие достижения античных врачей в изучении мозга органов чувств открыть Важнейшие достижения античных врачей в изучении мозга органов чувств Учение о темпераментах Гиппократ ГаленВажнейшие достижения античных врачей в изучении мозга в области Физиологии нервной системы и органов чувств в Х1Х достижения античных врачей в исследовании мозга органов чувств и достижения античных врачей в исследовании мозга Основные достижения античных врачей в исследовании мозга органов чувств и темперамента Учение о душе в неоплатонизме описал предназначение отдельных органов в общем процессе Вклад античных врачей в развитие науки сложно переоценить На Мюллера который изучал строение и функции органов чувств достижения в области медицины не стоят на месте 6 Основные достижения античных врачей Алкмеон Гиппократ Эразистрат в исследовании мозга органов чувств зрительного.
чение о душе в неоплатонизме
Вслед за Платоном Плотин говорит, что существует множество различных, разделенных друг от друга, вещей — это материальные вещи. Им противостоит другая сущность, не допускающая никакого разделения, — Первоначало (Единое). Еще есть сущность третьего порядка — это Душа (или Мировая Душа). По своей сути она едина, но дробится, чтобы образовать множество отдельных душ, которые, в свою очередь, входят в материальные вещи и одушевляют их. В мире мысли души существуют неразделенными, в единстве. Их разделение означает удаление из мира мысли и воплощение. Это не означает, однако, что они окончательно порывают с миром мысли, души продолжают оставаться его частью и связаны с ним невидимыми нитями. У души есть два вида движения: восходящее и нисходящее. В процессе нисходящего движения рождается мир материальных вещей. Восходящее движение ведет к восстановлению нашей утерянной природы, к возвращению к подлинному Бытию. Задача и проблема, стоящая перед человеком, заключается в том, чтобы вернуться из мира творения к Сущему. Это возможно, если человек направляет свои усилия на духовные потребности. Если же он направляет свою энергию и усилия на мирские дела, в земной мир, где всех разделяет ненависть, душа так и не узнает сама себя и окажется отделенной от других душ. В поисках своей подлинной сути душа выполняет две работы: организацию и созерцание.
Об организации говорили еще стоики, когда речь шла о необходимости достижения совершенного внутреннего равновесия. Это путь очищения души через приобретение внутренних добродетелей. Что касается созерцания, то оно означает великую внутреннюю сосредоточенность и устремленность на Божественное, на Благо и способность отгородиться от мира материальных вещей, возвысить свое сознание над ними.
25. Проблема внутреннего мира в поздней античности в работах Аврелия Августина.
Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, 'форма', со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров пустая, игра воображений. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также, имеет свое место в строе целого.
Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма творения душ новорожденных Богом.
Бог, мир и человек. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Креационизм (творение) сформулированный в Священном Писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями. Как и Плотин, Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Августин настоятельно противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, т.е. единства Бога и мира. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. Августин специально подчеркивал отличие так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, занимавших и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору. Августин всемерно подчеркивает абсолютное всемогущество Бога. По Августину, христианский Бог всецело овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. Утверждая принцип бестелесности Бога, Августин выводит отсюда принцип бесконечности божественного начала.
В результате глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в выборе.