Еория функциональных систем и управление тренировочным процессам спортсменов.
Высоких спортивные результаты достигаются, как известно, усиленными тренировками, во время которых происходят изменения функциональных состояний, а как следствие функциональных систем, адаптация организма к этим изменениям.
Спортивная деятельность человека – это тоже, своего рода поведенческий акт, совмещающий в себе двигательные акты (тренировки, соревнования), а так же мотивацию (желание победить). Таким образом, спортивную деятельность можно рассматривать с точки зрения теории функциональных систем П.К. Анохина. Доминирующей функциональной системой в данном случае будет являться физиологическая возможность спортивной деятельности, а систематизирующий фактор поведения спортсмена является планируемый спортивный результат.
Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения. П.К. Анохин рассматривал поведение как совокупность поведенческих актов, то есть изменения всего целостного соотношения всего организма и со средой, их обмен между собой информацией. Этот обмен может быть описан только через соотношение внешнюю среду и процессы внутри организма- через системный критерий [15].
Вспомним цепь поведенческого акта: мотивационным возбуждение(потребность) в данном случае является желание победить. При этом мотивация сопровождается эмоциональной окраской, которая влияет на спортивную деятельность. Эта потребность удовлетворяется в том случае, ели ее сила преобладает над другими потребностями. Это сопровождается извлечением из памяти накопленный спортивный опыт. Опыт, сохраненный в памяти, дает спортсмену преимущество, так как для организации спортивной деятельности большое значение имеют ранее приобретённые и отточенные при помощи тренировок спортивные навыки. Кроме того, на поведение спортсмен оказывает влияние информация о внешней среде, поступающая в мозг в процессе тренировки и соревнований.
Совокупность мотивации, эмоционального состояния и настроя, наличие информации и спортивного опыта создает у спортсмена определенную установку на достижение результата, который был им запланирован. В данном случае большую роль играет тренер, советы которого дают спортсмену возможность правильно выполнить определенную последовательность действий и сформулировать установку на достижение высокого результата. Таким образом мы перешли к стадии принятия решения, на которой происходит формирование акцептор будущего спортивного результата, состоящий из представлений о предполагаемом спортивном результате и физиологических параметрах, которые необходимы для его достижения и тех, которые имеются у спортсмена.
Следующий этап, собственно, сам, уже сформировавшийся акцептор действия. На этом этапе во время тренировок происходит сравнение предполагаемого (желаемого) результата и результата, имеющегося на данный момент. На этом этапе происходит эмоциональная оценка. Если результаты совпадают, то эта оценка имеет положительный характер Если же не совпадают, и реальные результаты ниже предполагаемых, то отрицательный. Оценка должна заставить спортсмена (и если необходимо, тренера) проанализировать процесс тренировки и по возможно изменить его.
Пришло время сказать, что в процессе тренировки большое значение имеет динамика физиологических показателей: показания ЭКГ. Был проведен эксперимент: спортсмен тренировался индивидуально, согласно разработанной тренером программой. Перед началом нагрузки, длительность кардиоинтервалов спортсмена было постоянным, на среднем уровне. Далее была разминка, состоявшая из двух этапов. На первом этапе был выявлен переход смена состояния покоя состоянием двигательной активности и мышечного напряжения, а так же учащение пульса и сердечно-сосудистых сокращений, длительность кардиоинтервалов стала меньше. Однако на втором на втором этапе мышечное напряжение уменьшилось, показание длительности кардиоинтервалов оказалась выше, чем состояние покоя, но ниже, чем на первом этапе.
В момент максимальной нагрузки был зафиксирована минимальная длительность кардиоинтервалов. При этом в начале тренировки длительность падала, а в конце наоборот повышалась.
Восстановление физиологических параметров спортсмена был выявлен переход из состояния нагрузки в состояние покоя, увеличение длительности кардиоинтервалов к первоначальному уровню.
В момент отдыха физиологические показания практически восстановились[25].
Таким образом, можно сделать вывод, что показания параметров важно для определения функционального состояния, а соответственно и функциональных систем человека в данный момент времени [15].
При каждой последующей тренировки, во время которой происходит достижение промежуточного результата, происходит увеличение физической нагрузки на спортсмена. На последней тренировки и на соревнованиях этот увеличение достигает максимального уровня. Важно, что бы этот уровень не был превышен, иначе неизбежны сбои и срывы функциональных систем организма и ухудшение функционального состояния и здоровья человека. Выявлены общие тенденции изменения систем при увеличении нагрузки: Частота сокращения сердечной мышцы, давление, приток крови, количество адреналина в ней к голове, пульс и физическая работоспособность спортсмена увеличивались, а общее периферическое сосудистое сопротивление и кислородный запас уменьшались. Здесь необходимо сказать о таком понятии как «физиологическая цена», которую платит спортсмен за достижение сначала промежуточного, а затем и конечного результата своей деятельности. Под «физиологической ценой» понимаются все те изменения в гомеостатических функциональных систем (то есть систем, действия которых направленны на сохранения способности организма к нормальной жизнедеятельности, функционированию и саморегулированию), которые происходят в период от начала тренировки, до соревнований. «Цена» увеличивается пропорционально нагрузкам спортсмена: чем больше нагрузка, тем больше должен «заплатит» спортсмен за результат [15].
ывод.
Теория функциональных систем П.К.Анохина изменила стратегию исследования человека в различных сферах науки, в том числе в психофизиологии: в попытках соотнести различные психофизиологические индивидуальные свойства со структурными элементами единого целого, а также использование системного подхода в изучению нейрофизиологических основ психики и нового направления в психологии - системной психофизиологии
Данная теория показала, что работа всего организма обусловлена взаимодействием нескольких функциональных систем. Эти функциональные системы могут быть различны по своим уровням, различных по своему строению и предназначению. Цель этого взаимодействия- достижение полезного результата, являющегося системообразующим фактором функциональных систем. Достичь результата – значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.
Таким образом, можно сказать, что при функционирование система изменяется, а любое её изменение направлено на получение пользы.
Теория функциональных систем описывает организацию процессов жизнедеятельности в целостном организме, взаимодействующем со средой, и экспериментально подтверждена важность знаний теории функциональных систем во многих сферах жизни общества.
аключение.
1) Нервная система является основной функциональной системой живого организма, так как она способна регулировать деятельность других систем нашего организма, являясь между ними, своего рода связывающим звеном. Нервная система состоит из Центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и Периферической нервной системы (нервы, нервные узлы), которые так же взаимодействуют друг с другом при осуществлении нервных реакций и процессов.
2) Являясь главной функцией живого организма, нервная система базой для психических процессов. Психика формируется по воздействием активности нервной системы. Это выражается в формировании субъективного образа картины окружающего мира, отличного от реального и эмоционально окрашенного, регуляции поведения человека осуществляемая как внутренними влияниями желаний, памяти, опыта, так и непосредственно внешней средой.
3) Основоположником теории функциональных систем является русский ученый Петр Кузьмич Анохин. Он дал определение, классификацию функциональных систем, принципы их работы и цель- достижение полезного результата.
4) Экспериментально доказано, функциональные системы живого организма зависят от его функционального состояния и при их изменение тоже терпят меняются либо происходит формирование новой, альтернативной функциональной системы, которая призвана защищать такие функции организма, как жизнеспособность. То есть альтернативная система несет жизнесберегающую функцию. При этом изменения происходя во всех уровнях гомеостазиса и носит адаптационный характере.
5) Одним из свойств всех функциональных систем живого организма является способность к саморегуляции, обеспечению функциональной системой на постоянном уровне каких-то констант организма. Саморегуляция достигается засчет наличия обратной связи.
6) Проведенные экспериментальные исследования показали важность теории функциональных систем во многих сферах жизни общества. Например, в спорте. Воспитание спортсменов – очень сложный процесс, который должен включать в себя не только практику, но и теорию, достижения в области медицины, психологии, физиологии и, конечно, психофизиологии. Системное исследование процесса тренировка, как поведенческого акта, стала научно-обоснованным методом подготовки спортсменов. Благодаря знаниям в области теории функциональных систем и применением их на практике появилась возможность пересмотра тренировочного процесса и его усовершенствование, прогнозирование функциональных состояний спортсмена во время тренировки и самих соревнований, изменения этих состояний.
писок литературы.
1)Александров Ю.И. Психофизиология. -М.: «ИНФА», 2014; – 465с.
2) Александров Ю.И. Основы психофизиологии. - М.: «Современник», 2005; – 486 с.
3) Алейникова Т. В., Думбай В. Н., Кураев Г. А., Фельдман Г. Л.; под ред. Кураева Г. А.. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 384 с.
4) Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: 1968. – 536 с.
5) Баранова А.А. Киреева Н.Н. Общая психология и психология личности. СПб.: 2011 – 639с.
6) Батуев.А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.: Учебник для вузов.3-е изд. СПб., 2006.
7) Безденежных Б.Н. Психофизиология: учебно-методический комплекс. М.: «ЕАОИ», 2011. – 207 с.
8) Бердникова Д.В. Методы исследования саморегуляции функциональных систем. // Вестник новых медицинских технологий. №1, том ХVIII, 2011. – С.22 - 24.
9) Берштен Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: 2003. – 303 с.
10) Булгакова О.С. Формирование альтернативной функциональной системы при изменении функциональных состояний. // Успехи современного естествознания. №3. 2013. –С.35, 36 – 39.
11) Вилюнас. В.К. Психология эмоционального явления. М.: 1976. – 146 с.
12) Гальперин С. Анатомия и физиология человека. М.: «Высшая школа», 2004. – 364 с.
13) Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс. – 2000. – 373 с.
14) Исаев А. П. Теория функциональных систем и строений. Проблемы адаптации и стресса. - // Человек. Спорт. Медицина. № 4 часть 44, 2005. - 8 с.
15) Классина С.Я. Методология теории функциональных систем как новый подход к управлению тренировочным процессом. - // Всестник новых медицинских технологий. № 4, том 19, 2012. – С. 119- 124.
16) Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: « Питер», 2003- 304с.
17) Козьяков Р.В. Психофизиология. – М.: «Директ – Медиа», 2013. – 163 с.
18) Немов Р.С. Психофизиология. – М.: «Владос», 2013. – 688 с.
19) Новиков С.А. Жизненый сценарий в свете теории функциональных систем Анохина П.К. // Российский медико-биологический вестник имени академика Павлов И.П. №3, 2013. – 175 с.
20) Нуркова В.В, Березанская Н.Б. Психология. М., 2005. – 484 с.
21) Привес М.Г. Анатомия человека. М: // Медицина», 2005. – 378 с.
22) Смирнова В.М. Физиология человека. – М.: // СО РАН,2001. – 568 с.
23) Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 304 с.
24) Судаков К.В. Развитие теории функциональных систем в научной школе П.К. Анохина. // Вестник Международной академии наук. Русская секция. №1. 2011. – 5 с.
25) Физиология человека: учебное пособие для студ. мед. вузов / под ред Ю. И. Савченкова. 2е изд., испр. и доп. Ростов н/Д. : Феникс ; Красноярск : Издат. проекты, 2007. 155 с.