Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 13 страница
Философия НЛП предполагает, что эффективное обучение и из менение требуют первоначального утверждения целей, оснований и процедур обоснования, необходимых для достижения конкретного желаемого состояния. Затем предоставляется широкий выбор стра тегий и видов деятельности, позволяющих варьировать операции, применяемые для достижения целей.
Другой важный вопрос прикладной эпистемологии— «Как вашизнания, навыки или открытия вписываются в то, что было известно до этого?» Одна из наиболее важных задач прикладной эпистемоло гии и моделирования — предоставить людям возможность понимать те идеи, которые ставят под сомнение и преобразуют старые спосо бы мышления.
Таким образом, для того, чтобы новая идея стала «реальностью», она должна сначала подстроиться к уже существующим моделям ре альности и лишь затем «вести» их.
Для того чтобы превратить замысел в статью или книгу, исследо вать потребности группы, выразить свои чувства в стихотворении, написать компьютерную программу, выучить роль и т. д., потребу ются различные типы и последовательности преобразований.
С точки зрения НЛП выделяются индуктивные преобразования,
через которые мы воспринимаем модели и строим карты окружаю щего мира, и дедуктивные преобразования, с помощью которых мы составляем описания и действуем сообразно своему восприятию и моделям мира. Индуктивные преобразования включают в себя про цесс «объединения» с целью найти более глубокие структуры («по нятия», «идеи», «универсалии» и т. д.) в многообразии впечатлений, полученных через сенсорные каналы. Дедуктивные преобразования направлены на «разделение» глубинных структур нашего опыта, а
– 255 –
также перевод общих идей и понятий в конкретные слова, действия и другие формы поведенческих реакций1.
«реальность» является результатом взаимоотношений и взаимо действия между глубинными и поверхностными структурами. Су ществует множество возможных «реальностей»: не одна «карта» и одна «территория», а множество возможных территорий и карт. Кро ме того территория постоянно меняется, отчасти в зависимости от того, как карта влияет на взаимодействие людей и территории.
В поверхностной структуре проявляются те аспекты глубинной структуры, для которых восстановлено достаточное количество зве ньев, утраченных в процессе опущения, искажения и обобщения. Глубинная структура обладает скрытым потенциалом для того, что бы в результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной структуре.
Именно поэтому моделирование и гибкость считаются основой эпистемологии НЛП. Модели не рассчитаны на достижение либо конструирование единственной объективной реальности. Скорее, их задача заключается в том, чтобы воспроизвести какой-либо аспект возможной реальности. В частности, в НЛП не имеет значения «ис тинность» модели; учитывается лишь ее «полезность». Полезность модели зависит от степени, в которой она позволяет совершить эф фективный переход на следующую ступень в последовательности преобразований, связывающих глубинные и поверхностные струк туры. Вместо «конструирования» реальности модели вводят ряд функций, которые устанавливают связи между глубинными и поверх ностными структурами. Именно эти связи формируют наше «пони мание» реальности и позволяют по-новому переживать и выражать реальность.
В основе НЛП лежит ряд базовых предположений, которые опи сывают взаимоотношения человека и реальности и играют важную роль во всех сферах человеческой деятельности:
1. НЛП исходит из предположения о том, что карта не есть территория. Людям не дано познать реальность,в том смысле,
1 Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП / пер. с англ. СПб., 2000.
– 256 –
что нам приходится воспринимать ее с помощью органов чувств, а возможности этих органов ограничены. Пчела, глядящая на эту же самую страницу, воспринимает ее совершенно иначе, чем человек, поскольку вся сенсорная организация пчелы отличается от челове ческой. Мы можем лишь составлять карты окружающей реальности на основе информации, которую получаем через органы чувств, а также взаимосвязей между этой информацией и нашими личными воспоминаниями и другими переживаниями. Следовательно, мы ре агируем не на реальность как таковую, а на собственные карты этой реальности.
С этой точки зрения «правильных» или «неправильных» «карт мира» не существует. У каждого из нас есть собственное мировоз зрение, основанное на индивидуальных нейролингвистических картах. Именно эти карты, в большей степени чем сама реальность, определяют то, как мы интерпретируем окружающий мир, как реа гируем на него и каким значением наделяем собственное поведе ние и переживания. Таким образом, нас ограничивает, сдерживает или наделяет могуществом не «внешняя» реальность, а, скорее, наша карта этой реальности. Основная идея НЛП заключается в том, что если дополнить или расширить свою «карту мира», в той же реальности можно обнаружить гораздо больше возмож ностей для выбора. Первоочередная задача инструментов и прие мов НЛП — помочь нам расширить, дополнить или обогатить наши «карты мира». Базовое положение НЛП гласит: чем богаче твоя «карта мира», тем больше у тебя шансов справиться с жизнен ной ситуацией.
2. Допущение НЛП заключается в том, что жизнь и сознание являются системными процессами. Иными словами,мы являемсясистемой взаимодействий, составленной из множества подсистем,
и в то же время мы — система внутри ряда более крупных систем. Взаимодействия, имеющие место внутри человека, а также между людьми и их окружением, носят системный характер и происходят согласно определенным системным принципам. Наши тела, наши межличностные отношения и объединения складываются в опреде
– 257 –
ленную экологию систем и подсистем, оказывающих взаимное влия ние друг на друга.
Невозможно на каком-либо уровне полностью изолировать одну часть системы от другой. Люди подвержены влиянию многих аспек тов окружающей их системы. Важно учитывать не только процессы, протекающие внутри человека, но и то влияние, которое оказывает на него окружающая система. В частности, личность или процесс, успешно функционирующие в системе или окружении одного вида, могут столкнуться с ограничениями или запретами в системе друго го вида. Необходимо принимать во внимание всю систему взаимо действий, которая стимулирует, поощряет то или иное явление или процесс и воздействует на него.
3. В теории систем существует принцип, который называется
«закон необходимого разнообразия». Этот принцип имеет большое значение для любой успешной деятельности. Суть его заключается
в том, что необходимо постоянно варьировать действия и процессы, с помощью которых мы пытаемся достичь результата. Даже эффек тивные в прошлом приемы могут утратить свою действенность, если изменится окружение или система. Другими словами, одной из ло вушек или ограничений для творчества является единожды достиг нутый успех. Легко поверить в то, что действия, которые приносили успех прежде, будут успешными и впредь. Однако если в окружаю щей системе произошли какие-либо изменения, старые приемы уже не будут действовать.
В частности, закон необходимого разнообразия подразумевает, что для успешной адаптации и выживания элемент системы дол жен обладать определенным минимальным запасом гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна потенциальной вариатив ности или неопределенности остальной части системы. Другими словами, если человек хочет достичь определенной цели, ему не обходимо найти несколько способов ее достижения. Число вари антов, гарантирующих получение результата, зависит от масштаба вероятных изменений внутри системы, в которой находится желае мая цель.
– 258 –
Представим себе, что перед человеком стоит задача: перенести стул на другой конец комнаты. Если изменения в окружающей среде незначительны, для выполнения задачи не потребуется особенной гибкости. Человек поднимает стул и несет его прямо через комнату. Однако если этот же человек находится в момент землетрясения, то для достижения цели ему придется увеличить потенциал вариатив ности, поскольку землетрясение привносит существенные измене ния в окружение. Не исключено, что при этом человеку придется увертываться от падающих кусков потолка. Гибкость окажется не обходимым условием адаптации и выживания.
Все дело в том, что определение количества гибкости, которого требует ситуация, является результатом оценки взаимоотношений между членами системы и самой системой. Фактически в зависи мости от момента и контекста изменений, потребность в гибкости может возрастать.
Другое положение закона необходимого разнообразия заключа ется в том, что участник системы, обладающий наибольшей гиб костью, является также каталитическим элементом этой системы. Данный принцип имеет большое значение для руководителей. Спо собность быть гибким и чувствительным к изменениям немаловаж на в отношении управления самой системой.
Ключевой вопрос успешности действий —как сохранить равновесие между готовностью к изменению и такими ценностями, как «последовательность» и «конгруэнтность» поведения. Ответ за висит от того, какое место мы отводим гибкости. Если вести себя последовательно по отношению к поставленной цели, необходимо проявлять гибкость в методах ее достижения.
Основные правила НЛП:
1. Правило модели. Мировоззрение—наше представление омире — субъективная модель описания мира. Модель не есть исти на. НЛП — не истина, а лишь модель описания мира человека.
2. Карта — это не территория. Основные отличия карты оттерритории: генерализация, опущение, искажение.
Генерализация —обобщенные выводы после(не)однократного применения на практике. (Все женщины / мужчины...; огонь горячий и др.).
– 259 –
Опущения: а) физиологические (не воспринимаем УФ-лучи,рентген-излучения в силу наших особенностей); б) социальные (спо собны видеть, слышать, чувствовать и давать названия тому, что зна чимо в определенной культуре: эскимосы различают до 80 состояний снега); в) индивидуальные (выделяем то, что значимо, не обращаем внимания на то, что считаем не важным сейчас: внешний вид может стать более значим, чем внутренние переживания).
Искажение: новая информация ложится на основу уже имеющегося опыта.
3. Наше сознание и физиология —две взаимозависимые частиединой системы. Изменения в одной из них повлекут за собой изме нения в другой части.
4. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает у собеседников.
5. Невозможно не коммуницировать.
6. Любое действие имело либо имеет позитивное значение (на-мерение).
7. Из всех вариантов поведения, доступных человеку в данный момент, он выбирает лучший.
8. Наилучший источник ресурсов — мы сами.
9. Вселенная — дружественная сфера, где есть ресурс.
10. Правило систем. Задача системы не может быть решена силами самой системы.
Рассмотрим так называемые признаки репрезентативных си-
стем: у нас есть пять несомненных чувств,посредством которых мысоприкасаемся с миром — мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, вкушаем. Языковая система позволяет нам репрезентировать, описать свой опыт. Применяя языковые репрезентативные системы, мы мо жем представить опыт, воспринимаемый нами через любую репре зентативную систему. Языковые репрезентативные системы — это рефлексивные системы, мета-репрезентативные системы, то есть мы можем построить языковую модель самого языка, и можем кроме того применить его для создания карт других пяти репрезентативных си стем.
– 260 –
Таблица 4