Глава 1. Мост Троллей в Санта-Круз
The Wild Days. NLP 1972 to 1981
главление
Предисловие переводчика. 3
Предисловие Р. Бэндлера. 3
Введение. 4
Глава 1. Мост Троллей в Санта-Круз. 4
Глава 2. Зима 1972 года. 5
Глава 3. Гештальт-Класс. 6
Глава 4. Семинар под открытым небом/ Вверх на 5 футов. 8
Глава 5. Фриц. 9
Глава 6. Талоны на питание. 10
Глава 7. Вирджиния Сатир. 10
Глава 8. Вечеринка частей личности. 11
Глава 9. Ярко-желтый шевроле. 12
Глава 10. Терапия на Мишен Стрит. 13
Глава 11. Мета-модель. 14
Глава 12. Подарок Бэндлера. 15
Глава 13. Вкусный-вкусный торт. 15
Глава 14. Глазные сигналы доступа. 16
Глава 15. Милтон. 17
Глава 16. Бревенчатый домик в Эйкон Холлоу. 18
Глава 17. Озеро Тахо. 19
Глава 18. Лесли и Вирджиния. 19
Глава 19. VAKOG.. 20
Глава 20. Дон Хуан. 21
Глава 21. Белая лошадь. 21
Глава 22. Рентгеновское зрение. 22
Глава 23. Психиатрическая клиника Джей Вард. 23
Глава 24. Чтение мыслей. 24
Глава 25. Повязанные вместе. 26
Глава 26. В пути. 27
Глава 27. НЛП, том 1. 28
Глава 28. Изменение убеждений. 28
Глава 29. Свадьба. 29
Глава 30. Очередная компания. 30
Глава 31. Этот город слишком мал. 30
Глава 32. Распространение НЛП.. 32
Заключение. 33
Об авторе. 34
Библиография. 34
Предисловие переводчика
У этой книги два писателя, один азартный, очень любопытный и немного «безбашенный» студент из Санта-Круз, он обожает экспериментировать и очень ценит своих друзей-наставников, ещё более сумасшедших, чем он сам. А второй уже состоявшийся, склонный к анализу человек, он с легкой ностальгией вспоминает прошлое, и уверенно, даже пророчески смотрит в будущее. Так что не удивляйтесь когда к вам подсядет долговязый парень, или заглянет через плечо мужчина средних лет с бородкой. Читать кого-то одного из них было бы очень скучно, а вот обоих то, что доктор прописал.
И пара слов по поводу техник НЛП, которые встречаются в книге: автор скорее намекает на то, что они были, а вот подробных описаний не даёт. Что ж, остаётся посоветоваться с кем-нибудь из тренеров, или «погуглить» в Интернете, это вполне в духе книги.
Приятного чтения, надеюсь, вы повеселитесь так же как я.
Узюмова Н.В.
Предисловие Р. Бэндлера
Книга «Как начиналось НЛП» – это рассказ о наших с Джоном Гриндером приключениях в те дни, когда НЛП только зарождалось. Это рассказ не только о тех диких и возмутительных вещах, которые мы выделывали с Гриндером 25 лет назад. Это рассказ и о том духе, в котором НЛП родилось, выросло и продолжает развиваться. И, пожалуй, главное, это вера что возможно всё, а движет этой верой – человеческий разум.
Сейчас этой идеей никого не удивишь, а тогда говоря о чём-то невозможном, в ход шло такое выражение: «скорее человек окажется на луне». Конечно, когда в 1969 году человек действительно попал на луну, эта метафора слегка потеряла в силе.
Гриндер и я никогда не признавали идею об ограниченности человека. Мы всерьёз считали, что люди способны на гораздо большее, чем сами полагают, это справедливо и в творчестве, и в бизнесе, и в личных отношениях, да во всех сферах жизни.
Возрастающая популярность НЛП, его широкое применение в таких разнообразных областях как физика, обучение пилотов и продажи – всё это подтверждает правильность подхода, который мы для себя выбрали.
Теперь, спустя столько лет, мне приятно оглянуться на то, с чего всё начиналось. Через 25 лет всё с чего мы начинали может показаться сумасбродным и диким, такие вещи что мы делали и сейчас не часто встретишь, ведь не каждый рискнёт дойти до предела своих возможностей, а потом насвистывая песенку, пойти дальше. Для этого нужны как минимум смелость и азарт.
Терри МакКлендон прекрасно «ухватил» дух того приключения, которое предлагает людям НЛП. Всё больше и больше людей по всему миру осознают свой внутренний мир как «последний рубеж», - настоящая цель – взять контроль над когнитивными изменениями, чтобы и отдельные люди, и группы, и народы, и всё человечество действительно были готовы управлять теми вызовами, что нам всем предстоят.
Спасибо тебе, Терри.
Ричард Бендлер.
Введение
Книга «Как начиналось НЛП» – сугубо личный взгляд на возникновение и становление Нейро-Лигвистического Программирования, и на тех людей, которые его собственно и создали, я имею в виду Ричарда Бендлера и Джона Гриндера. В книге прослеживается развитие НЛП от его появления в 1972 и до окончательного становления в 1981 году.
Эта книга, с одной стороны, рассказ о первых семинарах, и тех невероятных историях, которые случались с Ричардом и Джоном. А с другой стороны, книга посвящена участникам самых первых семинаров, том людям, которые позже и сами станут тренерами НЛП.
Для читателей, всерьёз увлеченных НЛП, это ещё одна метафора, о том, что же такое НЛП. Для остальных - легкое и весёлое чтиво. Как вы заметите, здесь ровно 27 иллюстраций, которые прекрасно дополняют текст. Думается, книгу будет приятно читать по утрам, особенно если вы едете на работу в транспорте или стоите в пробке, а ещё как вариант, её можно почитывать перед сном.
Наслаждайтесь, ваш Терри.
Глава 1. Мост Троллей в Санта-Круз
В далёком 1972 году Ричард Бендлер был студентом Калифорнийского Университета в Санта-Круз. Население города тогда составляло 40 тысяч человек, прямо напротив исторического центра Монтерей находится одноименный залив. Умеренный климат, многочисленные пляжи, прохладные рощи секвой – всё это делает Санта-Круз удивительно прекрасным местом.
Иногда здесь всё ещё можно встретить тролля, который живёт под мостом Вотер Стрит, одним из последних пристанищ американских хиппи. Многочисленные туристы гуляют по Ривер, Вотер и Оушен Стрит, этаким улицам-рекам, которые и сами впадают в океан. Что и говорить, Санта-Круз действительно волшебное место. Именно здесь находятся такие культовые для серферов места как Плеже Поинт на пляже Хуки, и Стимер Лайнс. Для тех, кто понимает в кристаллах, пирамидах и картах Торо, Санта-Круз это место особой силы, вроде Бермудского Треугольника, Болдер Колорадо и других узлов Кристаллической Решётки Земли. Это дом Альфреда Хичкока, Джея Сильверхилса («Одинокий Рейнджер и Тонто», помните? ), Ширли Темпл, Френка Герберта, Грегори Бейтсона, Бабы Рам Дасса, Сантаны, Братьев Дуби, Тома Смозерса и прочих выдающихся личностей.
Университет находится среди калифорнийских секвой, с видом на город Санта-Круз и Тихий Океан. Эта умиротворенная атмосфера уже сама располагает к научным занятиям.
Ричард прогуливался вокруг университетского кампуса с таким видом, будто только что вернулся с уличной драки на окраинах Сан-Хосе, для полноты эффекта, он отрастил длинные волосы и бороду.
Наш герой редко ходил без ножа на бедре. Сейчас каждый знает, что случиться может всё что угодно, с кем угодно, и к тому же в любое время. Думаю, Ричард ещё тогда, в тихой атмосфере университета, принял это как данность.
Но, всё по порядку, Ричард Вейн Бендлер вырос в Сан-Хосе, Калифорния. Его детство было как у тех оборванцев из рабочих кварталов, которым часто приходится самим стоять за себя. Какое-то время семья Ричарда держала ресторан, и он слонялся вокруг и смотрел, как готовит его мать. Признаться, я бы хотел заглянуть к нему домой в Бони Дум и попробовать стряпню Ричарда, по слухам он готовил фантастически вкусно.
Сам Ричард, тем не менее, не мог в полной мере оценить собственный талант. Ещё в детстве, во время очередной своей выходки он получил ранение в живот, и мне кажется, это было именно ножевое ранение. Часть его внутренностей удалили, и после этого он был не в состоянии переварить некоторые свежие фрукты и овощи. Так что он стал убеждённым «мясоедом», и питает пристрастие к одному ресторану на Оушен Стрит в Санта-Круз.
Ричард закончил среднюю школу Фримонт и подался в Фусилс Колледж в Лос Альтос Хилс. Через 2 года он перевёлся в Университет в Санта-Круз, где начал изучать математические и информационные дисциплины, после этого сфера его интересов сместилась к поведенческим психологическим теориям и методам.
Глава 2. Зима 1972 года
Во время обучения Ричард постоянно переходил из класса в класс, он изучал философию, логику, вычислительную технику и математику. И когда я видел его на занятиях, он отнюдь не казался увлеченным происходящим.
Однажды днём 1972 года, на курсе по психологии под названием «Толкование личных текстов», который вел профессор Берт, Ричард внезапно поднялся с места и стал рвать и метать, мол, как плохо-ужасно-и-вообще-непотребно обстоят дела с прикладной психологией в нашем славном университете. «Они должны учить нас чему-то более практическому, например, Гештальт-терапии», - наконец сказал Ричард. Он уже стал красным как рак, но все кричал и кричал, а потом пулей выбежал из класса. Даже сам Берт был полностью согласен с Ричардом, но «видите ли, здесь в университете нет никого, кто смог бы вести практический курс Гештальт-терапии».
Ричард находился как раз на том жизненном этапе, когда можно и даже нужно, идти путём проб и ошибок, и для него такие эксперименты очень важны. Он увлекался школой Гештальт-психологии, которая фокусируется непосредственно на настоящем опыте, задача такой терапии повысить осознание, придать большую ясность происходящему. Ричард проводил много часов расшифровывая записи терапевтических сеансов Фритца Перлза доктора медицины и психологии, и между делом, основателя Гештальт-терапии, которую так горячо любил Бендлер.
Он так же интересовался другими направлениями современной психотерапии, семейной терапии, его привлекали исследования Рольдинга – это такой метод глубокого массажа для корректировки соединительных тканей тела.
В студенческие годы Ричард подрабатывал в издательстве, владельцем которого был человек по имени Роберт, весьма колоритная личность: врач, адвокат и по совместительству хозяин собственной компании. По заказу Роберта Бендлер отредактировал некоторые записи Фритца Перлза, результатом этой работы стала первая книга Ричарда «Гештальт-подход. Свидетель терапии».
Ричард очень гордился своей первой книгой. В самом деле, он постоянно держал её при себе только чтобы показать другим людям. Он часто носил сей фолиант с собой и хранил один экземпляр в машине, чтобы хвастать туристам, когда сам Бендлер проезжал на своём желтом кабриолете Chevy II SS 1966 года.
Глава 3. Гештальт-Класс
Разочаровавшись в университетских занятиях, предметах и программах, Ричард решил пойти на создание своего собственного учебного курса.
Одно из преимуществ для студентов четвёртого курса Университета Калифорнии в Санта-Крус было в том, что ты можешь разработать и представить свои собственный семинар. За участие в таком семинаре студенты получали те же кредиты[1], что и за посещение занятий профессора.
Ричард решил преподавать студентам гештальт-терапию.
Весной 1972 года, Ричард провёл своё первое занятие в Кресидж Колледже (Kresge Colledge) Университета Калифорнии в Санта-Круз. Это был гуманитарный колледж, который особенно привлекал студентов-психологов, так как там часто проводились «групповые встречи» и разного рода мероприятия.
Одним из таких мероприятий были так называемые нудистские ужины. На них гости должны были раздеваться, и уже затем, голыми, приступать к еде. Это называлось «рост опыта» и было очень популярно среди первокурсников и первокурсниц.
В классе Ричарда, в отношении одежды, всё было строго. Тем не менее, он продолжал тянуться ко всему странному. У него был талант - раскрепощать человека. На его занятиях участники делились самыми своими сокровенными мыслями чувствами.
Поскольку Ричард, в то время, и сам был студентом, то он мог вести занятия только под руководством преподавателя колледжа.
Таким руководителем согласился стать Джон Гриндер. И вскоре он и сам заинтересовался подходом Ричарда к изменению человеческого поведения.
В это время Джон Гриндер методично и целенаправленно занимался своей академической карьерой, чтобы в итоге стать профессором Калифорнийского Университета, в Санта-Крус. К тому времени, он уже получил степень доктора философии[2] в Колледже Сан-Франциско, где изучал теорию американского лингвиста Наома Хомски и языковой синтаксис. И уже был соавтором, как минимум одной книги. Книга называлась «On Deletion».
В отличии от Ричарда, который был единственным ребенком в еврейской семье, Джон вырос в большой семье католиков. Гриндер служил в армии переводчиком, свободно владел несколькими языками, и между делом принимал участие в секретных операциях в пользу Армии Соединенных Штатов. Для него было привычно, или даже обыденно становиться совсем другим человеком, что называется менять личность.
В рамках одной деликатной операции он провёл некоторое время в Африке, где жил в местной деревушке, и посредством такого процесса как моделирование, перенимал язык суахили. Этот его способ обучения, разительно отличался от обыкновенной зубрёжки.
С блестящими способностями к языкам, с отточенным навыком моделирования, обладая докторской степенью в лингвистике, Джон привнёс в сотрудничество с Ричардом множество различных навыков, всё то, чего у Ричарда ещё не было.
Джон интересовался последними новинками в методиках обучения и преподавания. Он даже пошёл на то, чтобы Университет нанял Ричарда для сотрудничества по нескольким учебным дисциплинам. В те времена Джон предпочитал футболку и джинсы, а вовсе не твидовый костюм и галстук-бабочку. Он всегда был чисто выбрит, а его шевелюре можно было позавидовать, такие кудрявые волосы нужно ещё поискать. Он недавно расстался с матерью своих двоих детей, и теперь жил один в местечке Скош Валей, затерянном в горах Санта-Круз.
Весной 1974 года он стал руководителем того самого курса, который начал вести Ричард в Кресидж Колледже. Джон был новичком в прикладной психологи и консультировании, так что кто кем руководил – тот ещё вопрос.
Джон с его блестящими навыками моделирования в лингвистике, в сочетании с Ричардом, у которого был опыт моделирования поведенческих навыков, и знание современных школ психотерапии составляли своеобразный тандем, и эти отношения впоследствии оказались исключительно выгодными для обоих. Это были отношения, которые заложили основы методологии, ставшей на долгий срок двигателем эволюции человеческого общения.
И вот Ричард приступил к своим обязанностям в качестве преподавателя Кресидж Колледжа. Его первое занятие было посвящено Гештальт-осознаванию, это одна из основных техник в тогда ещё совсем молодой системе Гештальт-терапии. Кабинет для занятий выглядел примерно так: на мягком ковровом покрытии у стен, по кругу, лежат несколько подушек. Еще две подушки примостились в самом центре комнаты. Студенты приходят и садятся в круг, на любую подушку, которая им понравится. Уже после начала занятия приезжает Ричард, снимает свой нож, кладёт его рядом с собой, здесь же ритуально раскладывает свой реквизит, включая сигареты и стопку бумажных носовых платков (какая же Гештальт-терапия без слёз и истерик?!). Теперь настало время для традиционного вопроса: «Кто бы хотел поработать первым?». И тут начинается своеобразное состязание между студентами, которые должны убедить всех остальных, что их-то личная проблема самая важная, «вкусная» и даже полезная для присутствующих, а потому должна быть решена в первую очередь.
Решить проблему на таких занятиях означало примерно следующее: победивший участник выходит в центр зала, усаживается на подушку рядом с Ричардом, затем начинается техника «психодрама и замешательство», где Ричард Бендлер исполняет роль Гештальт-терапевта, а сигареты и платки уже ждут своего звёздного часа. И вот «клиент» неторопливо начинает осознавать всё происходящее здесь и сейчас, внутри с снаружи, всё, что он видит, слышит и чувствует в данный момент.
Затем приходит время техники «пустой стул», по правилам, «клиент» должен представить человека сидящего на стуле в центе комнаты, и начать разговор с этой воображаемой персоной. Естественно, нужно представлять того человека, с которым у вас есть незавершенные дела, конфликты и прочие богомерзкие незакрытые гештальты. Терапия будет продолжаться до тех пор, пока «клиент» при помощи Ричарда не сможет решить проблему, либо, как вариант до «тупика». Тупик, как правило, означает, что человек понял, что может получить то, что хотел, достигнуть своей заветной цели, но на самом деле он не хочет ничего менять, не нужна ему эта цель и всё тут. Это состояние и называется тупик, «пробка». Иногда такие ситуации можно разрешить, вовлекая других участников группы в проигрывание и всяческое «переживание» конфликтной ситуации. Такую процедуру часто и называют психодрамой, это наиболее увлекательная и весёлая часть занятия, потому что студенты, наконец, получают возможность делать диковинные эксцентричные вещи, и всё это исключительно во имя личностного роста.
Часто Ричард «активировал» в своих студентах какое-то чувство, эмоцию или переживание, и это ощущение приводило их в прошлое, к раннему неразрешенному конфликту или болезненному опыту. Иногда Ричард использовал психодраму, чтобы помочь людям общаться со своими частями личности или воображаемыми членами своей семьи. Техника проводилась до тех пор, пока участники не смогут интегрировать уже существующие противоречия и конфликты. Такая терапия помогала студентам освобождаться от своих внутренних блоков и зажимов, и такие прорывы мог совершить каждый.
Если мы обратимся к основам НЛП, так сказать к корням, то нам придётся в первую очередь рассказать о двух людях, которые создали эту удивительную методологию. Конечно, я говорю о таких личностях как Ричард Бендлер и Джон Гриндер. Ведь как ни крути, НЛП эта такой же набор установок и верований, как и всё остальное, это картина мира. Как однажды написал один американский журнал по психологии, НЛП это Ричард Бендлер и Джон Гриндер, их харизма и личное обаяние, а значит достигнутые успехи, вовсе не следствие техник и приёмов Нейро-Лингвистического Программирования.
Убеждения и пресуппозиции НЛП наиболее отчетливо видны, когда Ричард ведёт терапию или тренинг. Как вам такое: «Сделай это!»? Такое проявление уверенности в себе некоторые до сих пор путают с агрессивностью. Ничуть не бывало! Это жажда жизни, постоянных экспериментов, и если это не работает, сделай что-нибудь другое.
Ричард проводил занятия в Университете, ещё у нас было несколько выездных семинаров на территории Санта-Круз. Какие-то из них шли по выходным, а какие-то - в вечернем формате. Именно благодаря этим курсам Ричард развил свои невероятные навыки восприятия и остроту чувств. В основном он применял Гештальт-терапию, некоторые приёмы глубокого массажа, терапию Рейха, а позднее и семейную терапию, особенно он жаловал ту модель, которую развивала Вирджиния Сатир.