Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов до и после изучения дисциплины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине «Теория менеджмента»
для студентов очной и заочной форм обучения
по направлению подготовки 080200 – Менеджмент
Иваново – 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановская государственная текстильная академия»
(ИГТА)
Кафедра менеджмента
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине «Теория менеджмента»
для студентов очной и заочной форм обучения
по направлению подготовки 080200 – Менеджмент
Иваново 2012
В данных методических указаниях приводятся рекомендации студентам по изучению дисциплины «Теория менеджмента»: цель курса и его тематический план, место «Теории менеджмента» среди других дисциплин, примерные темы лабораторных занятий, контрольные вопросы для подготовки к зачету и экзамену, а также рекомендуемый библиографический список. Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения.
Составитель канд. экон. наук., доц. М.В. Медведева
Научный редактор канд. экон. наук., доц. О.Н. Фролова
Редактор И.Н. Худякова
Корректор К.А. Торопова
Подписано в печать ХХ.ХХ.2012. Формат 1/16 60 х 84. Бумага писчая. Плоская печать. Усл. печ. л. 2 Уч.-изд. л. 1,07 Тираж 50 экз. Заказ № |
Редакционно-издательский отдел
Ивановской государственной текстильной академии
Копировально-множительное бюро
153000 г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, 21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1. Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов до и после
изучения дисциплины 6
2. Тематический план лекций и лабораторных работ 9
3. Методика проведения рейтинг-контроля по дисциплине 11
4. Методика проведения рейтинг-контроля выполнения курсовой работы (курсового проекта) 12
Рекомендуемый список литературы 13
Приложение А 17
Приложение Б 24
Приложение В 27
ВВЕДЕНИЕ
В двадцатом веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установления связей между причиной и следствием, выявления факторов и усилий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.
На практике конкурентоспособность организации во многом определяется профессионализмом руководителей и специалистов. Знания в области менеджмента позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию организаций.
Дисциплина «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)» относится к базовой части профессионального цикла ОПД ФГОС ВПО.
Целями освоения дисциплины являются изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления организациями в современных условиях хозяйствования, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления управленческой деятельности.
В ходе обучения предполагается чтение лекций и проведение лабораторных работ, формами выходного контроля знаний студентов являются зачет и экзамен, одной из форм самостоятельной работы студентов является написание курсовой работы (курсового проекта), причем студенты заочной формы обучения обычно защищают еще и две контрольные работы (по одной в семестр).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Теории менеджмента» предусматривает изучение теоретико-методологических и практических основ управления организациями в современных условиях, возможные направления повышения эффективности их функционирования.
Как учебная дисциплина «Теория менеджмента» связана со следующими дисциплинами ООП подготовки бакалавра: «Институциональная экономика», «Психология», «Социология», «Стратегический менеджмент», а также с выполнением выпускной квалификационной работы.
До освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики; основные психологические законы и понятия; основные категории системного подхода.
Уметь: применять основные законы и положения социальных, гуманитарных, экономических, естественных, правовых и технологических дисциплин в управленческой деятельности.
Владеть: основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, экономическими, социально-психологическими, управленческими методами, а также нормативно- правовой базой профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
1. общекультурные:
- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5).
2. профессиональные (организационно-управленческая деятельность):
- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
- способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
- готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
- способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).
- способен планировать операционную (производственную) деятельность организации (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации; основные бизнес-процессы в организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; виды управленческих решений и методы их принятия; основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; типы организационной культуры и методы ее формирования; основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений; основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.
Уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность; разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.
Владеть: методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивация и контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; навыками деловых коммуникаций; методами планирования карьеры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Студентам необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы дисциплины (см. Приложение А) для того, чтобы понять круг вопросов, которые предстоит освоить, определить место и значимость рассматриваемых материалов в общей структуре дисциплины.
Программа «Теории менеджмента» охватывает изучение теории организации и организационного поведения, основных направлений менеджмента в организации, этапов его развития, элементов процесса управления и функций менеджмента; организационных процессов, в том числе стилей руководства и организации труда менеджеров, технику принятия управленческих решений, также большое внимание уделяется изучению как истории управленческой мысли, так и современного отечественного и международного опыта управления.
Проведение лабораторных работ возможно по следующим темам:
1. Система управления, ее элементы и основные свойства.
2. Особенности применения различных средств и методов управления
3. Определение жизненного цикла организации
4. Оценка внешней и внутренней среды организации
5. Формирование, поддержание и изменение оргкультуры
6. Процесс управления организационными изменениями
7. Самоменеджмент и процесс управления карьерой
8. Направления повышения эффективности групповой и командной работы
9. Власть и лидерство в системе менеджмента.
10. Анализ ситуационных факторов при выборе стиля руководства
11. Роль управления конфликтами и стрессами в деятельности менеджера
12. Построение дерева целей организации
13. Повышение эффективности планирования
14. Построение организационной структуры
15. Преодоление барьеров делегирования полномочий
16. Критика основных теорий мотивации
17. Повышение эффективности контроля в организации
18. Определение эффективности управления организацией
19. Деловое общение и способы повышения его эффективности
20. Направления повышения эффективности принятия и реализации управленческих решений.
21. Значение координации деятельности как организационного процесса
22. Основные этапы развития теории и практики менеджмента.
23. Особенности менеджмента в современной России
Кроме лекций и лабораторных работ студенты в ходе самостоятельной работы занимаются написанием курсовой работы (курсового проекта) – см. «Методические указания по написанию курсовых работ (проектов) по дисциплине «Теория менеджмента» для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080200 – Менеджмент» и контрольных работ (см. «Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Теория менеджмента» для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080200 – Менеджмент».
После изучения курса согласно учебному плану студенты сдают зачет (примерные вопросы см. в Приложении Б) и экзамен (примерные вопросы см. в Приложении В).