Радиационная авария (инцидент).
Запомните сигнал с использованием воя сирен означает «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
При этом сигнале необходимо включить теле или радио приемник на любом канале для получения информации о месте выброса радиации и радиационном фоне в вашей местности.
В условиях возникновения радиационного заражения, если под рукой нет респиратора или противогаза, смочите тряпку и прикройте органы дыхания. Немедленно уйдите с улицы. Укройтесь в зданиях или любых других постройках.
В условиях, когда вы не имеете возможность покинуть зону выброса, немедленно закройте окна, двери (дымоходы) заклейте имеющиеся в них щели клейкой бумагой (скотчем), накройте их мокрой тканью. По возможности сделайте запас воды в герметичных емкостях, запас продовольствия упакуйте в целлофан. Ожидайте сообщений по теле и радио приемникам
6. Организация управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций
совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управленияи сил, направленных на обеспечение эффективного использования сил и средств различногопредназначения с целью выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в полном объеме,в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств. О.у.л.ЧС начинается смомента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Осуществляется онапо суточным циклам, каждый из которых включает: сбор данных об обстановке; анализ и оценку обстановки;подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ; принятие (уточнение) решения идоведения задач до исполнителей; организацию взаимодействия; обеспечение действий сил и средств.О.у.л. ЧС осуществляется в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций, разрабаытваемым заблаговременно на каждом уровне, который корректируется свозникновением конкретной чрезвычайной ситуации. На его основе с учетом особенностей возникшейчрезвычайной ситуации руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации принимает решение наликвидацию чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Приподготовке решения осуществляется планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ; онозавершается после принятия решения и постановки задач подчиненным. План проведения работоформляется текстуально, с приложением карт, схем, графиков и расчетов. Он подписываетсяруководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и утверждается старшим начальником.Выписки из плана работ доводятся до подчиненных в части их касающейся. Для руководства действиями силнепосредственно в районе чрезвычайной ситуации создаются оперативные группы, используютсястационарные и развертываются подвижные пункты управления (ПУ), а также организуется система связи,главным элементом которой является подвижный узел связи (ПУС); для обеспечения эффективной работысистемы управления создается автоматизированная подсистема управления на базе мобильногоинформационно-управляющего центра (МИУЦ). Состав и структура системы управления определяютсямасштабом чрезвычайной ситуации и решением органов управления РСЧС, которые координируют работыпо ликвидации чрезвычайной ситуации. При руководителе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации налюбом уровне создается штаб или оперативная гуппа. При штабе (оперативной группе), как правило,создаются и работают оперативные группы КЧС соотвествующего уровня. В подсистему управленияадминистративного района (города) при возникновении чрезвычайной ситуации на его территории можетвходить оперативная группа регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в особых случаях - оперативные группыминистерств, ведомств и МЧС России. Для управления ликвидацией региональной или глобальнойчрезвычайной ситуацией создается система управления, в состав которой входят оперативные группы (ОГ)МЧС России, министерств и ведомств. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми кликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные дляэтого руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. Решения руководителей работ поликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихсяв зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми,принимают на себя временно полномочия руководителей работ , определенных законодательством РФ илиназначенных органами местного самоуправления, руководителями организаций до их прибытия.Полномочия руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются ПравительствомРоссийской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.
7.Психологическая готовность
Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбужденность, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях может нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
От морально-психологической устойчивости бойцов частей, подразделений и формирований ГО зависит в немалой степени, с каким качеством, в какие сроки будут проведены спасательные работы.
Вот почему руководителям ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий часто приходится прибегать к помощи добровольцев, которые готовы идти в самые опасныеместа. Так было в Чернобыле, Башкортостане, Арзамасе, где люди шли на риск сознательно, уверенные, что способны управлять своим поведением и противостоять воздействию стрессовых факторов. Опыт ликвидации аварий говорит, что экстремальные ситуации могут побуждать человека на такие дела и поступки, на которые он не решился бы в обычных условиях.
У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.
Что делать, как поступить, чтобы преодолеть страх и избежать подавленного состояния людей в чрезвычайных ситуациях.
Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой-либо физической работе и не одного, а в составе группы.
Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств. Главным здесь является максимальное приближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкретном регионе, населенном пункте или на объекте. Особенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трезво мыслить в сложной и опасной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедствия невозможно. Только практика и еще раз практика помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и психологическую устойчивость. Вот почему при проведении занятии с населением, а тем более с личным составом формирований (подразделений), нужно давать не только словесное описание нужных действии, не ограничиваться показом кино- и видеофильмов, а обязательно отрабатывать приемы и способы тех спасательных работ, с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит многократное сознательное повторение конкретных действий, выполнение нужных упражнений.
В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов - всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, неуклонному стремлению к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия. Такую подготовку надо проводить дифференцированно с учетом предназначения каждого формирования и той обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллектив. И делать это надо на учениях и тренировках. Опыт ликвидации последствий трагических событий, в которых концентрировались колоссальные духовные, интеллектуальные и материальные ресурсы общества, должен быть широко использован на занятиях по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия, могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности коллектива парализует волю.
Предупредить панику
Паника - это чувство страха, охватившее группу людей, которое затем передается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответственность за свои поступки. Человек не может разумно оценивать свое поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку.
Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной информации. Этот недостаток сразу же восполняется слухами, кривотолками и рассказами "очевидцев".
К возникновению страха и паники может привести и отсутствие организованности и порядка, ослабление руководства, потеря управления, недоверие между людьми, плохие взаимоотношения, разобщенность коллектива.
Чтобы предупредить панику, надо с самого начала чрезвычайной ситуации рассказать людям всю правду о том, что случилось. Информация должна периодически повторяться, наращиваться. Необходимо не только рассказывать о ходе спасательных работ и давать разъяснения, а обязательно обращаться к ним с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к этим важным событиям. Постараться переключить внимание людей с действий "лидера" паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием. Здесь должны найти место властные и громкие команды людей с волевым характером. Надо всех незамедлительно вовлечь в борьбу с опасностью. Обычно, когда проходит первое чувство страха, у большинства людей в такой ситуации наблюдается повышенная активность, стремление как бы загладить свою вину. Это и следует использовать для привлечения всех к спасательным работам, поручив каждому конкретный участок.
И еще одно важное обстоятельство - это постоянное общение руководителей всех рангов местной администрации, депутатов и других известных и уважаемых людей с населением того района, города, где произошли стихийное бедствие или катастрофа.
Подготовка населения в области защиты от ЧС приобретает всеобщий, государственный масштаб и проводится по соответствующим возрастным или социальным группам, начиная от дошкольных учреждений и кончая неработающим населением по месту жительства. Подготовка всей учащейся молодежи проводится в учебных заведениях в учебное время по специальным программам.
В целях проверки подготовки населения, привития ему практических навыков для разумных и расчетливых действий в чрезвычайных ситуациях Правительство требует регулярно проводить командно-штабные, тактико-специальные, комплексные учения и тренировки на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их организационно-правовой формы.
Формирование таких морально-боевых и психологических качеств, как инициатива, быстрота реакции, решительность, способность противостоять страху и панике, выдерживать предельные физические нагрузки, должно стать неотъемлемой составной частью всей системы обучения и воспитания населения России для действий в любых чрезвычайных ситуациях