ГЛАВА 11 Активное воображение 2 страница
Так как пациент может интенсивно бороться с таким образом, психотерапевт должен иметь опыт в использовании подобных ситуаций. В этих случаях могут применяться техник*
символической конфронтации или кормления, о которых речь пойдет дальше.
X. Лейнер предостерегает, что при направленном аффективном воображении могут встречаться негативные реакции. Самый простой способ избежать их — просто дать им уйти.
Он. говорит также о том, что десять стандартных тем можно использовать для психодиагностических целей (например, они могут заменять картинки ТАТ1, «Блекки»2и т. п.)- В этом случае Лейнер называет свой метод инициированной символической проекцией. В ней проверяются:
1) качество различных тем;
2) факторы, которые мешают прогрессу в выполнении задачи;
3) несоответствия (например, в ландшафте одновременно сочетаются два сезона или холодильник в доме содержит не продукты и т. д.);
4) природа возникающих символических фигур и их поведение.
Помимо этого, символодраматический подход включает шесть методов управления (очень похожих на систему синоев). Они весьма эффективны для терапии и очень полезны для рекомпен-сации сильных невротических реакций.
Внутренний психический шагомер. Он предоставляет пациенту максимум ответственности за направление и быстроту собственного лечения. Пациента просят позволить себе быть ведомым одной из его собственных символических фигур (например, ехать верхом на слоне, лошади, верблюде и т. п.). И затем он ждет, куда она его повезет. Таким же образом пациент может представить добрую волшебницу или фигуру кормящей матери, и тогда функция ведения может быть передана им.
Когда пациент демонстрирует образы, заботящиеся о нем и помогающие ему, это предполагает существование подавленно-
1 ТАТ — Тематический апперцепции тест (Thematic Apperception Test). Одна из старейших и наиболее распространенных в мире проективных методик. Создана X. Морганом и Г. Мюрресм в 1935 году. Представляет собой стандартный набор из 31 таблицы (тридцать черно-белых и одна пустая), на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой
"стимулирующей силой, проецируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок в сфере отношений. Испытуемого просят составить по каждой из них небольшую историю, которая затем подвергается интерпретации и формальному анализу со стороны психолога.
2 Картинки «Блекки» (Blacky pictures) — проективная методика исследования личности, разработанная Г. Блумом в 1949 году. Состоит из 12 стандартных таблиц с выполненными в юмористическом стиле рисунками-ситуациями, в которые попадает маленькая собачка по кличке «Блекки». Исследование проводится так же, как и в ТАТ, отличаясь лишь тем, что перед демонстрацией каждой картинки делаются вводные замечания, уточняющие, какие персонажи изображены.
го детского опыта с позитивной фигурой матери. Такое новое и положительное развитие приносит пользу пациенту, давая ему новые силы. Как отмечает X. Лейнер, парадоксально, но эти феминные образы помогают развить маскулинные чувства у пациентов-мужчин. Улучшения проявляются и в их чувствах, и в трансформированном содержании их воображения.
Конфронтация. Это один из способов обращения с архаическими символическими фигурами, которые несут в себе мощный агрессивный потенциал (например, фигуры, возникающие из леса, пещеры или болота). В подобном случае психотерапевт должен настоять на том, чтобы пациент не убегал от них и не вступал с ними в борьбу. Вместо этого он просит пациента твердо стоять на земле, не двигаться и использовать очень древнюю магическую практику: нейтрализовать тварь, пристально глядя ей в глаза. Пациенту предлагают непрерывно смотреть ей в глаза и одновременно детально описывать облик твари: зубы, глаза, движения, эмоциональные проявления и т. п. Задача пациента состоит в том, чтобы раскрыть послание или смысл, которые подразумевает существование этого существа, и, следовательно, изгнать его из воображения. В течение всей конфронтации психотерапевт активно понуждает пациента продолжать описывать чудовище, повторяя инструкции и держа за руку, если необходима физическая поддержка.
Хотя вся процедура конфронтации может длиться 10—30 минут, за это время обязательно случается что-нибудь важное. Агрессивная фигура может стать слабее и меньше и рано или поздно трансформироваться в другое создание. Как правило, новое животное стоит выше по филогенетической лестнице, чем предыдущее. Змея, например, может трансформироваться в птицу, затем в млекопитающее и в конце концов в фигуру злой матери, что показывает происхождение изначального символа. С психоаналитической точки зрения конечный результат трансформации состоит в усилении Эго.
Кормление. Это самый мягкий способ обращения с опасными фигурами, поэтому он удобен для менее опытных психотерапевтов. Конечно, пищи должно быть достаточно и психотерапевт должен быть готов предложить, какую пищу и в каком количестве нужно скормить. Возможно, вначале персонаж может отказаться от еды, но с помощью нескольких внушений он обычно начинает есть. Задача пациента побольше накормить его, насколько возможно. Перекармливание очень важно. Часто случается, что опасная фигура теряет свою агрессивность, становится сонной и засыпает.
В этом символическом действии пациент бессознательно Учится тому, что он может столкнуться с пугающими аспектами
своей психики, справиться с ними посредством их признания и выработать способ существования вместе с ними. Последующая конфронтация может привести к трансформации пугающей . фигуры в слабый и более безопасный символ.
Примирение.Главная цель этого метода — сделаться другом враждебной символической фигуры путем общения с ней, физического прикосновения (например, рукопожатия) или любой демонстрации хорошего расположения к ней. Конечно, вполне естественно ожидать, что сначала пациент будет против подобных инструкций и даже может отказаться их выполнять. Но при адекватной поддержке психотерапевта это станет для него вполне возможным.
Исчерпание, или уничтожение.По мнению X. Лейнера, это очень опасный инструмент управления, поэтому его желательно использовать только опытным психотерапевтам. Он очень мощный и полезный, но есть риск, что может быть применен пациентом для нападения на самого себя1.
Магические флюиды.Использование магических флюидов в воображении уже косвенно затрагивалось в теме ручья. Воображаемое применение различных магических жидкостей (кроме воды, это могут быть молоко матери или молоко животных, слюна, моча и пр.) для исцеления телесных недугов и болей следует всегда выполнять осторожно, так как реакции могут быть амбивалентными. Все зависит от того, чувствует ли себя пациент достаточно комфортно по отношению к тому, что психотерапевт собирается предпринимать.
На аналогичных принципах построена и методика проекции во времени по А. Лазарусу. Идея этого метода заключается в том, что приятное предвосхищение будущего формирует прямой противовес негативным ожиданиям, спонтанно возникающим при депрессивных и фобических состояниях.
В предварительной беседе психотерапевт пытается выявить типы активности, которые были приятны пациенту до наступления депрессии, используя специальные «списки радостных стимулов», определяя сцены и события, представления о которых может стать для пациента источником приятного переживания. Затем с помощью внушения в особом состоянии сознания или краткосрочного тренинга мышечной релаксации пациент вводится в состояние легкого мышечного расслабления. Психотерапевт очень подробно описывает первую сцену, чтобы пациент как можно ярче и детальнее представил ее. Далее пациент стимулируется к тому, чтобы столь же ярко и живо, но уже самостоятельно представить вторую и последующие сцены.
1 Это зависит от того, является ли атакующая символическая фигура производным пнтроекта или самим нитроектом.
Психотерапевт создает условия для проекции этих приятных представлений в будущее, способствуя:
1) развитию приятных перспектив и появлению мыслей, связанных с возможным улучшением настоящего положения;
2) приобретению пациентом опыта избавления от подавляющих его в настоящее время забот.
Появляется «психический противовес» спонтанно возникающим негативным переживаниям.
В заключение период, который в представлении был наполнен приятным содержанием, оценивается в целом как радостный и насыщенный отрезок жизни (фаза ретроспективного созерцания). Пациент получает инструкцию самостоятельно тренироваться в проекции во времени в промежутки между психотерапевтическими сессиями или при определенных ситуациях. В качестве содержания представлений используются не только любые доставляющие удовольствие типы активности, но и приятные результаты каких-то поведенческих стереотипов, выполнение которых в данный момент вызывает затруднение и тревогу.
Положительный эффект данной методики отмечен при ле-чечии депрессий и фобий. Однако противопоказаниями к ее применению являются выраженный негативизм, а также реактивные депрессии, если депрессивная реакция имеет дополнительный символический смысл для больного (например, он считает ее элементом выражения значимости утраты и др.).
Еще один метод управления фантазиями в особом состоянии сознания — по Д. Мюллеру-Хегеманну — состоит в том, что пациенту, находящемуся в состоянии глубокого погружения в особое состояние сознания, предлагают образно воспроизвести пси-хотравмирующую ситуацию и мысленно ее преодолеть. В ходе таких сессий, направляя фантазийные образы в нужное русло, предварительно разрешают травмирующую ситуацию в активном воображении пациента. Этот метод, по мнению автора, может оказаться эффективным даже при тяжелых обсессивных и фобических неврозах, резистентных к другим психотерапевтическим
Методикам.
Близка к нему и психоимагинативная терапия Дж. Шорра, состоящая в воображаемом представлении внутренних конфликтов и отреагировании подавленных эмоций (особенно чувства вины) через опосредованные образы. Шорр полагал, что До тех пор, пока не отреагированы чувства в безопасной атмосфере психотерапевтического занятия, сдерживается личностный рост пациента.
Как только пациент определяет зону конфликта, он, несомненно, обращается к специфическому психотравмируюшему опыту, В этом случае ему приходится сталкиваться с бессозна-
тельными стратегиями, используемыми Значимыми Другими, и собственной психологической защитой. По мнению Дж. Шор-ра, особенно сильно последняя проявляется при воспоминании такой психотравмирующей ситуации, как «день стыда в предыдущей жизни*. Сфокусировав свои чувства, пациент с помощью воображения должен их отреагировать специальными способами, схожими с методами гештальт-терапии, такими, как, например:
1) «невозможный вопль» — высказывание Значимому Другому любой эмоции;
2) «Я не...Я» — проективная методика, позволяющая пациенту представить персону, с которой у него конфликт, и отстоять свои права;
3) «твое лицо в моих ладонях — мое лицо в твоих ладонях» — пациента побуждают представить лицо человека, который вызывает у него напряжение (часто это мать или отец), а затем сказать что-либо ему и получить ответ.
До сих пор огромный интерес представляет такой вариант игровой психотерапии, как имаготерапия И. Е. Вольперта (1966). Этот метод нацелен на тренировку пациента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью.
На первом этапе пациенту предлагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная и основная форма имаготера-пии — рассказ, поскольку пациент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в заданной ситуации. Образ для больного подбирается как лечебный фактор — в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного материала как основной формой работы применяется также импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации («театр экспромта»). Задачей имаготерапии в этом случае является тренировка психологически адекватного поведения. Первоначальный курс имаготерапии занимает от трех до шести месяцев, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения.
Имаготерапия проводится в групповой и реже в индивидуальной форме. Пациенту предлагается ежедневно в течение одного-двух часов воспроизводить в поведении образ своего Я таким, каким он хотед бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается, и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом пациента.
Второй этап имаготерапии включает драматизацию рассказа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах. Существенное значение приобретает также инсценирование
того или иного эпизода из произведения, с которым работают пациенты. Осуществляется инсценировка и вымышленных ситуаций, которых нет в произведении. Проводятся занятия по технике речи, движению в такт, танцам. Продолжительность второго этапа такая же, как и первого.
На третьем этапе имаготерапия проводится в лечебно-дра-. матической студии. В работе над воспроизведением образа используются хореографические фрагменты, драматические и комедийные спектакли. Образы отбираются исходя из клини-ко-психологических особенностей пациента. Так, например, истерическим больным предлагают образы сдержанных и рассудительных, склонных к анализу людей. Пациентам с психастеническими чертами полезно воспроизводить образы людей непосредственных и эмоциональных.
К лечебным факторам, используемым в имаготерапии, относятся отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения.
Нетрудно заметить, что этот метод близок к методу гипно-драмы Я. Л. Морено и Дж. Эннейса (1950). В гипнодраме, в отличие от имаготерапии и классической психодрамы, ведущий игру психотерапевт предварительно вводит пациента в особое состояние сознания.
Приведем также вариант использования активного воображения в практике групповой психотерапии, предложенный С. Кра-тохвилом (1991). Курс гипнотерапии состоит из тридцатиминутных занятий, которые проходят три-четыре раза в неделю. Во второй половине срока госпитализации они открыты для всех членов психотерапевтических групп. В течение шестинедельного лечения проводится десять психотерапевтических сессий.
Пациентов, сидящих по кругу, как при обычном групповом сеансе, просят смотреть на точку фиксации, роль которой выполняет маленький яркий шарик, подвешенный в центре на Уровне их голов. Психотерапевт, стоящий за кругом, проводит серию внушений, приглашающих расслабиться, закрыть глаза, Достигнуть состояния гипнотической гипервнушаемости. Тех, у кого глаза не закрылись спонтанно, в конце концов просят закрыть их по своей воле. Затем переходят к терапевтическим внушениям, включающим приятные сцены символического освобождения от симптомов. Каждый участник может либо впасть в состояние транса, либо преднамеренно следовать внушениям, используя свое воображение.
Для поддержания привлекательности этой процедуры и интереса к ней разработана серия сцен для последовательного внушения на каждом занятии: «Оставить симптомы под дере-ом», «Бросить симптомы вниз с обзорной башни», «Растворить
симптомы в стакане с водой», «Утопить симптомы в реке» «Сжечь симптомы на костре». Ниже в качестве примера приведем две сцены.
1. «Оставить симптомы под деревом».
Сейчас начнется интересная, приятная прогулка. Вы идете в лес. Вы смотрите вокруг, наблюдаете за птицами. Вы даже можете увидеть белку или зайца. Вы испытываете спокойствие и удовольствие. В конце концов вы садитесь под деревом и отдыхаете. Вам хорошо и удобно, ивы с оптимизмом думаете о своей будущей жизни. И вам приходит в голову мысль, что можно оставить все невротические симптомы, которые беспокоили вас в последнее время, здесь, в лесу, под этим деревом. Вы начинаете убирать их из своего тела и сознания. Вы видите отверстие между корнями дерева, куда можно их затолкать. Вы начинаете складывать все свои неприятные симптомы, от которых хотели бы избавиться, в это отверстие. Вы берете эти симптомы в руки. Вы убираете их со всех частей вашего тела и из головы. Вы снимаете все свои боли, тревоги, депрессии, неудобные привычки или позиции и складываете их туда. А потом вы ощущаете полную свободу от них. Вы расслабляетесь на какое-то время и затем готовитесь к возвращению из леса. Вы оставили свои симптомы под тем деревом и медленно идете, возвращаясь с удивительным чувством, полные энергии, уверенности в себе и в счастливом и успешном будущем. Вы готовы вернуться в свое нормальное состояние. Вы почувствуете значительное улучшение — ощущениесвежести, прилив сил и оптимизма.
2. «Утопить симптомы в реке».
На этот раз вам предстоит приятная прогулка по реке в лодке. Лодка надежна, река спокойна, погода отличная. Вы садитесь в эту манящую лодку и медленно гребете по направлению от берега. Лодка слегка покачивается, и это вселяет в вас чувство покоя и комфорта. Вы наслаждаетесь солнцем и красивыми окрестностями. Вы ощущаете свободу от всех своих тревог и забот. И тогда вы решаете снять со своего тела и сознания остатки невротических симптомов и бросить их в воду. Вы начинаете делать это решительно и активно. Вы бросаете в еоду все, что еще беспокоило вас, вызывало напряжение и дискомфорт. Вы наблюдаете, как течением уносит ваши симптомы от лодки. Они уплывают дальше и дальше, исчезая вдали. Они никогда не вернутся. Они тонут в реке. А вы возвращаетесь на берег, освеженные и сильные. У вас такое ощущение, что теперь вы крепко держите жизнь в своих руках, что вы выиграли, что вы обязательно победите свои симптомы и дурные привычки, свой невроз. С каждым днем вы чувствуете себя лучше и лучше.
Предлагаемые С. Кратохвилом приемы сходны с «умственными играми» Р. Мастере и Дж. Хьюстона (1972) и с внушае-
мыми образами, которые описывают В. Крогер и В. Фецлер (1976). Однако между ними есть и значительные расхождения. Первые два автора используют директивную гипнотическую фантазию, или направленное воображение, для приобретения опыта, расширяющего диапазон мышления, а вторые два — для тренинга специфических физических ощущений, что может положительно влиять на некоторые симптомы в ходе индивидуальной психотерапии. С. Кратохвил же применяет их для символического удаления симптома при активном участии фантазии пациентов.
По мнению Кратохвила, такие групповые приемы помогают быстрее уменьшить симптомы, способствуют удовлетворенности пациентов лечением, готовности их вести самостоятельную воспитательную и терапевтическую работу, не нарушая основного группового терапевтического процесса.
Как видим, существует множество способов войти в активный контакт с образами бессознательного и получить от них важную информацию, поддержку и помощь. Мы хотели бы предложить еще один метод, который подойдет людям, увлекающимся музыкой. Это «музыкальный сценарий» — работа с бессознательным посредством аудиальных (слуховых) образов — мелодий и звуков (Н. Ф. Калина, И. Г. Тимощук, 1997).
Упражнение «Музыкальный контакт с образами»
Отберите из понравившегося концерта или альбома несколько песен или отдельных фрагментов, которые произвели на вас особенно сильное впечатление. Отбор следует доверить бессознательному, то есть не размышлять, не сравнивать, не пытаться объяснить, мотивировать свой выбор. Такой «инстинктивный» отбор связан с актуальными трудностями, нерешенными проблемами — иными словами, с материалом, нуждающимся в проработке.
Войдите в особое состояние сознания.
Прослушайте отобранные мелодии, следя за спонтанно возникающими образами. (Если выбрана песня на иностранном языке, можно попробовать догадаться, о чем поет исполнитель.) Достаточно просто рассматривать порожденные мелодией образы или картины, но, если есть желание, можно попытаться понять, что они символизируют.
При желании несложно составить своего рода музыкальный
сценарий своей жизни, музыкальный вариант личной истории
Из любимых мелодий или песен. При его прослушивании вы
Южете соединить, идентифицировать себя или жизненные
события с отдельными музыкальными фрагментами. Поле для проекции в этом случае будет очень обширным, так что могут получиться весьма интересные результаты.
Такой метод работы с бессознательным основывается на весьма специфическом механизме интермодального синтеза, лежащего в основе широко известного явления синэстезии ~ соединения различных ощущений в единое впечатление, единый образ. Как сказано у Ш. Бодлера, «есть запах чистоты. Он зелен, точно сад. Как плоть ребенка, свеж, как зов свирели, нежен». Полнота чувственного образа способствует более полной ассимиляции бессознательных содержаний и эстетизирует, украшает сам терапевтический процесс.
В заключение приведем ряд упражнений, которые позволяют конструктивно использовать активное воображение для решения часто встречающихся проблем (Дж. Рейнуотер, 1992).
Следующие два упражнения лучше использовать, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что «выйдете из-под контроля».
Упражнение «Поплавок в океане»
Войдите в особое состояние сознания.
Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел... Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли дождя..-, подушку моря под вами, поддерживающую вас... Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
Упражнение «Как было бы, если бы...»
Войдите в особое состояние сознания.
Если бы чувствуете себя подавленным, вообразите, как бы вы чувствовали себя и как бы выглядело все вокруг, если бы вы были жизнерадостны.
Если вы чувствуете себя обессиленным, вообразите, каким бы вы были, будь вы полны сил.
Если вы чувствуете себя усталым, найдите в себе ту часть, которая никогда не устает. Вообразите себя активным и энергичным. Что вы делаете? Что вы чувствуете?
Когда вы ощущаете, что вам необходима психологическая поддержка, можно проделать следующее упражнение.
Упражнение «Оживление приятных воспоминаний»
Войдите в особое состояние сознания.
Вспомните то время своей жизни, когда вы были уверены, что по-настоящему любимы. Выберите какой-нибудь эпизод из этого периода и заново переживите его во всех деталях.
Или...
Вспомните те моменты, когда вы испытывали какие-то острые переживания... были влюблены... вас озарило вдохновение... вы были захвачены чтением, работой или какой-то другой важной деятельностью... слушали музыку и т. п. Выберите один из таких высших пиков вашей жизни и постарайтесь пережить
его заново.
Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания.
Что мешает вам испытывать такие чувства сейчас?
Следующее упражнение на воображение мы не будем комментировать. Проделав его, вы сами поймете, в какие моменты жизни оно может оказаться полезным.
Упражнение «Храм тишины»
Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города... Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Заметьте, одни выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум... гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов... булочную... цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?.. Вы Подойдете и поприветствуете этого человека? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой чумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляй-
тесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной...
Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.
Хотим отметить, что связывание фантазий с жизнью в реальном мире называется «заземлением» и оно может помочь спланировать конструктивные изменения, не дав стать «собирателем грез».
Следующее упражнение можно использовать, когда вы ощутите упадок энергии.
Упражнение «Передача энергли»
Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела.
Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела.
Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову.
Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.
Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.
А это упражнение рекомендуется применять, когда вы перегружены делами и не знаете, за что браться в первую очередь.
Упражнение «Заброшенный сад»
Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись и все настолько заросло травой, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете, поливаете их, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид... Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, где вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали.
Упражнение «Маяк» хорошо помогает в тех случаях, когда вы чувствуете себя беззащитным, уязвимым, «покинутым».
Упражнение «Маяк»
Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова — высокий, крепко построенный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе — света, который никогда не гаснет.
ГЛАВА 12 Ритуальные трансформации (неошаманские техники)
У менянет снов, я сам рожден в ночи,
У меня нет проблем — я ими живу,
не перекладывая на других.
Во мне нет вожделения — я творчески
использую свою жизненную энергию.
Во мне нет любви — я вкладываю заботу
и страсть во все, что делаю.
Во мне нет наивности — я принимаю
все таким, какое оно есть.
Мне незнакомо чувство вины —
я не обманываю надежд других людей.
Во мне нет ненависти —
я могу примириться с чем угодно в любой момент.
Во мне нет гнева —
я терпеливо сношу неизбежные раны грубых сторон жизни.
Во мне нет покоя — мое сердце пусто,
и я позволяю всему в своей жизни просто происходить.
Во мне нет центра — он вовсе не там,
где я пытаюсь найти его.
У меня нет своего
Я — мое
Я находится в любом месте по моему выбору.
У меня нет жизни — я хочу вовсе не тою, что получаю.
У меня нет смерти — как нет
и такого места, которое я мог бы назвать своим домом.
С. Каплин-Уидыше
Кто он — живой ли, отправляющийся в царство мертвых, или мертвец, отражающий представления о странствованиях души?
В. Я. Пропп
Альберт Швейцер как-то заметил, что знахари пользуются успехом по той же самой причине, что и все остальные медики: каждый пациент носит в себе собственного врача и результат терапии бывает самым лучшим, когда мы позволяем взяться за работу тому целителю, который живет внутри нас.