Когда следует использовать голубой цвет? 3 страница
1) важнейшие познавательные процессы (ощущения, восприятия, память, мышление и воображение);
2) способность различать субъект и объект (самосознание и сознание окружающего мира);
3) способность обеспечить целеполагающую деятельность (волевую, целенаправленную, критически оцениваемую);
4) отношение к реальной действительности, ее переживание (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1977).
В психиатрии в структуру сознания включают:
1) сознание собственного Я (аутопсихическая ориентировка) — сознание частей своего тела, их взаимосвязи («схема тела»), расположения своего тела в пространстве и осознание себя как личности с ее многообразными формами взаимоотношений с обществом;
2) сознание предметного мира (аллопсихическая ориентировка) — правильное отражение объектов внешнего мира и их взаимосвязи, правильное отражение пространственно-временных категорий (оценка пространства, истекшего отрезка времени, отдаленности прошедших событий, оценка во времени предстоящих действий, их закономерной последовательности и т. п.).
Взаимосвязь между двумя указанными формами сознания складывается в процессе их выделения, то есть дифференциации и усложнения. Этот процесс весьма длительный. Он охватывает в среднем первые 20—25 лет жизни человека (Н. Е. Бачериков, К. В. Михайлова, В. Л. Гавенко и др., 1989).
Существуют следующие свойства сознания.
1. Ясность сознания (критерии ясного сознания) — возможность четко выделить объекты внешнего мира и их взаимосвязь между собой, наличие самосознания, сохранность способности запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас знаний, адекватность эмоциональных реакций, способность осуществлять целенаправленную деятельность (отдавать отчет своим действиям и руководить ими).
2. Объем сознания — количество связей, возникающих в сознании в данной конкретной ситуации, то есть объем осоз-
726
наваемых в данный момент собственных переживаний и окружающей обстановки.
3. Содержание сознания — характер ассоциаций, возникающих в данной ситуации, являющихся, с одной стороны, результатом отражения объективной реальности, с другой — результатом взаимосвязи с прошлым опытом субъекта (содержание мыслей, переживаний и т. д.).
4. Непрерывность сознания — способность осознания взаимосвязи между настоящим, прошедшим и ближайшей перспективой (единство переживаний прошлого, настоящего и будущего).
Физиологические варианты измененного сознания: при утомлении, в состоянии сна, аффективное сужение сознания.
Утомление — состояние, вызванное интеллектуальной или физической перегрузкой, вынужденной бессонницей. Для него характерны снижение уровня бодрствования, четкости и чувственной живости восприятия окружающего (контуры теряют свою четкость; появляются иллюзорные восприятия), ослабление внимания (привлекаемости, концентрации и устойчивости); ухудшение запоминания и воспроизведения, снижение силы и диф-ференцированности эмоциональных реакций, темпа мышления.
Аффективно-суженное сознание (физиологический аффект) — кратковременная бурная реакция на эмоционально значимое для человека воздействие, характеризующаяся сужением объема сознания, концентрацией представлений на аффектогенной ситуации, наличием аффективно вызванных иллюзорных обманов восприятий, выраженными мимическими, иногда двигательными и вегетативными реакциями (аффект гнева, ярости, исступленной злобы и др.). У детей младшего возраста аффективно-суженное сознание возникает как реакция протеста и проявляется в выраженном двигательном беспокойстве (ребенок падает на пол, беспорядочно размахивает руками, бьется головой о пол, громко плачет). Весьма частой формой является аффект страха, возникающий при угрожающей ситуации (например, при нападении животных и др.).
Расстроенное сознание — это такое патологическое состояние, при котором нарушаются правильное отражение в сознании человека объектов внешнего мира (аллопсихическая дезориентировка), собственного Я (аутопсихическая дезориентировка), а также предметно-личностные и пространственно-временные отношения (явления деперсонализации и дереализации), возможность сопоставить факты в их последовательности и взаимосвязи (сужение объема сознания и нарушение его непрерывности). Степень выраженности нарушений отдельных структурных компонентов сознания может быть различной, в связи с чем в клинической практике можно наблюдать множество форм нарушения сознания, проявляющихся в синдромах различной степени сложности.
727
Расстройства сознания можно классифицировать следующим образом.
1. Непсихотические формы
Обнибуляция — легкое затемнение сознания при сохранении всех видов ориентировки и способности осуществлять привычные действия; при этом возникают затруднения в осмыслении сложности ситуации, смысла происходящего, в том числе содержания чужой речи. Обнибуляция наблюдается при органических поражениях мозга, состояниях выраженной астении.
Обморок — кратковременное полное выключение сознания, вызванное внезапной анемией мозга различного генеза.
Оглушенность — характеризуется стойким ослаблением психических функций без возникновения качественно новых продуктивных симптомов, резким повышением порога восприятия во всех анализаторах, нарушением синтеза.
Сопор — полное выключение сознания с сохранением оборонительных реакций и других безусловных реакций.
Кома — полное выключение сознания, сопровождающееся утратой безусловных рефлексов, в том числе оборонительных реакций, и появлением патологических рефлексов (хоботкового, хватательного и т. д.)-
^. Психотические формы (синдромы помрачения сознания)
Синдром деперсонализации и дереализации характеризуется нарушением самосознания и сознания окружающего. Нарушение самосознания может проявляться в чувстве отчужденности либо измененное™ своего тела (соматическая деперсонализация) или же различных свойств своей личности (психическая деперсонализация). Как правило, явления деперсонализации сочетаются с утратой чувства реальности окружающего, симптомом «уже виденного» и «никогда не виденного» (дереализация). Для детей младшего возраста деперсонализационные расстройства совершенно нетипичны, они начинают в рудиментарной форме проявляться у подростков и более выражены уже в юношеском возрасте.
Растерянность — остро возникающее нарушение самосознания, сознания окружающего мира и взаимосвязи между всем происходящим, в том числе отношения собственного Я к окружающему миру. Больные утрачивают понимание происходящего, лицо выражает недоумение (аффект недоумения), речь вопрошающая, в поведении обнаруживается беспомощность, нерешительность.
728
Онейроидный синдром (сновидное нарушение сознания) — характеризуется аллопсихической дезориентировкой, «перенесением в мир грез», переживаемых в форме иллюзий или галлюцинаций. Больные считают, что им «специально показывают кадры из их жизни» (бред, инсценировки), выглядят отрешенными, почти неподвижно лежат в постели, на вопросы отвечают «как сквозь сон».
Синдром астенической спутанности — проявляется мерцанием глубины нарушения сознания, быстрым истощением психической деятельности, резким углублением помрачения сознания к вечеру. Больные в начале беседы могут четко отвечать на вопросы, затем речь становится невнятной, «бормочущей», нарушается контакт с окружающим. Синдром астенической спутанности часто наблюдается у детей и подростков и, как правило, в ночное время сменяется делирием.
Делириозный синдром (сноподобное помрачение сознания) — характеризуется аллопсихической дезориентировкой, наплывом ярких зрительных галлюцинаций, имеющих непосредственное отношение к больному, что выражается в резком двигательном возбуждении, ярких эмоциональных переживаниях (страхе), выраженных вегетативных реакциях. Делириозный синдром занимает первое место по частоте среди синдромов нарушенного сознания у детей и подростков и наблюдается при заболеваниях экзогенной природы (острых инфекциях, интоксикациях, травмах головы). Делириозные переживания у детей отражают их запас представлений, черпаемый из сказок, как правило, устрашающего содержания, в связи с чем дети переживают страх, в ужасе прячутся от галлюцинаторных образов, зовут родных. Воспоминание о пережитом в делирии остается надолго, но эмоциональная реакция страха быстро сглаживается.
Аментивный синдром — состояние глубокого помрачения сознания с резким угнетением психической активности, отсутствием реакций на обычные раздражители, их возникновением только на сильные воздействия (укол, яркий свет, громкий оклик), фрагментарностью восприятий, невозможностью осмыслить ситуацию, резким двигательным возбуждением, последующей амнезией пережитого. Наблюдается при тяжелых инфекциях, интоксикациях и других экзогенных заболеваниях.
Сумеречное состояние сознания — характеризуется резким сужением объема сознания, наплывом представлений, не связанных с реальностью, переживаниями угрожающих жизни ситуаций, двигательным возбуждением. Характер контакта с окружающими и упорядоченности поведения зависит от степени оглушенности. Пережитое в сумеречном состоянии почти полностью амнезиру-ется. Клинические проявления сумеречных состояний весьма многообразны, среди них выделяют следующие основные формы.
729
Транс — длительное сумеречное состояние, характеризуется сохранением автоматизированных действий (амбулаторный автоматизм), в том числе передвижений на транспорте.
Сомнамбулизм — сумеречное состояние, развивающееся во время сна. Больные совершают целый ряд автоматических действий (перекладывают вещи, выходят на улицу, влезают на заборы и т. д.). Указанные состояния наблюдаются при эпилепсии, особенно в подростковом и юношеском возрасте, а также при неврозах.
Истерические сумеречные состояния — психогенно обусловленные нарушения сознания с отражением фабулы пережитого в поведении больного, с его гиперболизацией и театральностью.
Пуэрияизм — психогенно возникающее сумеречное состояние, характеризующееся «возрастным регрессом личности», в связи с чем отмечаются детские черты поведения, изменение самосознания в соответствии с переживаемым возрастом (лепечущая речь, иногда ползание вместо ходьбы и т. д.) при одновременной демонстрации навыков взрослого человека (курение, письмо и др.).
Псевдодеменция — сумеречное состояние сознания с нелепыми формами поведения и яркой, гиперболизированной демонстрацией слабоумия. Наиболее очерченной формой псевдодеменции является Ганзеровский синдром — сумеречное состояние, при котором больные отвечают не по существу заданного вопроса («мимо-речь», «мимо-говорение»).
Патологический аффект — аффективно обусловленное сумеречное расстройство сознания, сопровождающееся разрушительными действиями и полной амнезией пережитого в болезненном состоянии.
Фугиформные реакции — психогенно обусловленное сумеречное состояние, выражающееся бессмысленным бегством. Фу-гиформные реакции могут возникать в подростковом возрасте.
Сумеречные состояния при экзогенно-органических заболеваниях имеют свои клинические особенности в зависимости от характера основного заболевания и степени его тяжести.
Приложение 2
Психологическая защита и копинг-механизмы
Представления о психологической защите первоначально сформировались в рамках психоанализа. Согласно разработанной 3. Фрейдом структуре личности психологическая защита рассматривалась как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я, а также внешней действительностью. Механизмы психологической защиты считались направленными на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляли собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых Я пытается сохранить целостность и адаптивность личности. По мере развития психоаналитических идей эта концепция подвергалась определенным изменениям.
Так, концепция психологической защиты в Эго-психологии была представлена А. Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). С позиций этой концепции, если отношения между Я и Оно благоприятны, то инстинктивные импульсы беспрепятственно прокладывают себе дорогу наверх, а Я лишь выполняет функцию наблюдателя, не вмешиваясь в сам процесс и не искажая его. При конфликтных же отношениях между этими образованиями процесс взаимодействия между ними отражается Я гораздо менее определенно и начинает становиться обусловленным защитными мерами со стороны Я. Особенно значимо то, что были отмечены параллели между защитными мерами Я против внешней и внутренней опасности.
Согласно взглядам современного психоанализа (Ч. Бреннер, 1981) психологическая защита является определенным аспектом мышления, отражающим взаимосвязи между Я и Оно. В зависимости от особенностей конфликтной ситуации (различное размещение ее на оси «удовольствие — неудовольствие») Я может применять защитные механизмы как защиту при давлении влечений, так и для их удовлетворения. В защитных целях Я может использовать любую установку, восприятие, отвлечение внимания, смещение на побудители иного поведения, словом, вообще «все, что есть под рукой».
В основе других современных представлений о механизмах психологической защиты доминируют познавательные теории Гжеголовской (1981). Эти механизмы определяются как защитные переоценки (реинтерпретации), характеризующиеся изме-
нением значения факторов эмоциональной угрозы, собственных черт и ценностей. В основе защитной деятельности, целью которой является снижение тревоги (психического дискомфорта) или повышение самооценки, лежит защита Я посредством искажения процесса отбора и преобразования информации. Благодаря этому сохраняется соответствие между имеющимися у больного представлениями об окружающем мире, себе и поступающей информацией.
В отечественной психологии и психотерапии понятие «психологическая защита» рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму (Ф. В. Бас-син и др., 1975). При этом имеется в виду прежде всего защитная перестройка, происходящая в системах взаимосвязанных психологических установок и отношений, в субъективной иерархии ценностей, которая направлена на редукцию патогенного эмоционального напряжения, способствуя хотя и временному, но определенному лечебному эффекту и предотвращая дальнейшее развитие психофизиологических нарушений.
Наиболее распространенные и важные механизмы психологической защиты могут быть представлены в виде нескольких групп (Б. Д. Карвасарский и др., 1998).
Первую группу составляют защитные механизмы, которые не перерабатывают содержание того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию.
Вытеснение — активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей. Это наименее дифференцированный и нередко малоэффективный способ защиты, но в той или иной мере он присоединяется к действию всех других защитных механизмов. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно то, что снижает чувство собственной ценности как личности. Чаще этот механизм проявляется у людей с незрелым Я, истерическими чертами характера, у детей.
Перцептивная защита (автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией).
Подавление — более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффекто-генных импульсов и конфликтов.
Блокирование — задержка, торможение (обычно временное) эмоций, мыслей или действий, возбуждающих тревогу.
Отрицание — непризнание, отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование болезненной реальности, фактов.
Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения человека.
712
Рационализация проявляется в псевдообъяснении больным собственных неприемлемых желаний, убеждений и поступков, интерпретации по-своему различных личностных черт (например, агрессивности как активности, безразличия как независимости, скупости как бережливости и т. д.) с целью самооправдания, так как осознание истинного их содержания может привести к снижению чувства собственной ценности, повышению тревоги и другим отрицательным переживаниям.
Интеллектуализация — контроль над эмоциями и импульсами путем размышления, рассуждения по их поводу вместо непосредственного переживания. Характерным признаком является «объективное» отношение к ситуации, чрезмерно рассудочный способ представления и попытки решения конфликтных тем без ощущения связанных с ситуацией аффектов.
Изоляция состоит в интеллектуально-эмоциональной диссоциации, отделении эмоции от конкретного психического содержания, в результате чего представление или эмоции вытесняются либо эмоция связывается с другим, менее значимым представлением и тем самым достигается снижение эмоционального напряжения.
Формирование реакции характеризуется совладением с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными качествами посредством замены их на противоположные (например, пациент с вытесняемой враждебностью по отношению к окружающим неосознанно принимает установку и поведение человека послушного и уступчивого).
Смещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли быть направлены негативные чувства, заменяется более безопасным (например, сдерживаемая агрессия человека в отношении авторитетного лица перемещается на друтих, зависимых от него людей).
Проекция — приписывание человеком непризнаваемых собственных мыслей, чувств и мотивов другим людям.
Идентификация — в отличие от механизма смещения, человек отождествляет себя с более сильной личностью, в частности имитируя агрессивную или дружелюбную манеру поведения в зависимости от ассоциируемых с этим человеком чувств страха или любви.
Третью группу способов психологической защиты составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения.
Реализация в действии (acting out) — аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения. Этот механизм может составлять основу развития психологической зависимости от алкоголя, наркотиков и лекарств, а также суицидальных попыток, гиперфагии, агрессии и др.
Соматизация тревоги или какого-либо отрицательного аффекта проявляется в психовегетативных и конверсионных син-
дромах путем трансформации психоэмоционального напряжения сенсорно-моторными актами.
Сублимация — процесс преобразования энергии инстинктивных влечений в социально приемлемую активность.
К четвертой группе могут быть отнесены механизмы психологической защиты манипулятивного типа.
Регрессия — возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшить тревогу и уйти от требований реальной действительности.
Фантазирование (в функции манипуляции) — человек, приукрашивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценности и контроль над окружением.
Уход в болезнь — человек отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.
Общепринятой классификации механизмов психологической защиты до сих пор не существует, и список защитных механизмов может быть расширен и продолжен.
Защитные механизмы в некоторой мере способствуют стабилизации Я личности, иногда приводя к неадаптивной ригидности поведения пациента, ограничивают возможности вскрытия и разрешения внутриличностного конфликта. Поэтому одним из важных правил психотерапевтической тактики при работе с защитными механизмами является признание их определенного положительного значения, проявление уважения к личности пациента, осуществляющей центральную регулирующую функцию в системе психической адаптации. Еще одно правило — постепенная (пошаговая) работа с выявлением, осознанием и интерпретацией способа защиты.
При этом психотерапевтическое воздействие при наличии психологической защиты может осуществляться на различных уровнях. Конструктивное изменение психотравмирующей жизненной ситуации, симптоматическое снижение тревоги, укрепление Я и повышение самооценки способствуют снижению дезадап-тивной защитной деятельности пациента. Эмпатическое общение (сопереживание и эмоциональная поддержка) с человеком также приводит к уменьшению его защитного сопротивления. В ходе психотерапии следует стремиться к замене примитивных, незрелых защитных реакций вытеснения более избирательными и сознательными адаптивными способами подавления и совлада-ния. Тем самым достигается вербальный контроль, и пациент начинает использовать более совершенные, сознательные механизмы психологической защиты. Раскрытие и переработка одних защитных механизмов (замещение, идентификация) проводится с целью укрепления Я пациента, других (рационализация, иятел-
7 и
лектуализация, фантазирование, реализация в действии, вытеснение) — для обучения контролю и управлению ими, третьих (уход в болезнь, регрессия) — для их устранения.
В системе адаптивных реакций пациента механизмы психологической защиты тесно связаны с копинг-механизмами (механизмами совладания) как активными, преимущественно сознательными усилиями человека, направленными на овладение ситуацией или проблемой.
Впервые термин «coping» был использован Л. Мерфи (1962) в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Р. Лазарус (1966) определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию. Предпринималась попытка объединить в единое целое копинг-механизмы и механизмы психологической защиты, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны (от активных, гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных).
Типы (модальности) копинг-механизмов могут проявляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческих сферах личности пациента.
В когнитивной сфере могут получить развитие следующие копинг-механизмы:
отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем данная проблема;
принятие болезни как чего-то неизбежного (проявление своего рода философии стоицизма);
диссимуляция болезни (игнорирование, уменьшение ее серьезности);
сохранение «идеального статуса», стремление не показывать другим своего болезненного состояния;
проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, взвешенный подход к решениям;
относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении;
религиозность, стойкость в вере («со мной Бог»);
придание болезни значения и смысла (например, отношение к болезни, как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и т. п.);
самоуважение — более глубокое осознание собственной ценности как личности.
Копинг-механизмы, связанные с эмоциональной сферой личности пациента, проявляются в виде:
переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям;
эмоциональной разрядки — отреагирования чувств, вызванных болезнью;
изоляции — подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации;
пассивного сотрудничества — доверия с передачей ответственности психотерапевту;
покорности, фатализма, капитуляции;
самообвинения;
переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью;
сохранение самообладания — равновесия, самоконтроля.
С поведенческой сферой пациента связаны следующие копинг-механизмы:
отвлечение — обращение к какой-либо деятельности, уход в работу;
альтруизм — забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;
активное избегание — стремление избегать «погружения» в процесс лечения;
компенсация — отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний (например, покупка чего-то);
конструктивная активность — удовлетворение какой-то давней потребности (например, совершить путешествие);
уединение — пребывание в покое, размышление о себе;
активное сотрудничество — ответственное участие в терапевтическом процессе;
поиск эмоциональной поддержки — стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
Цели копинг-механизмов могут быть различными у пациента, лиц из ближайщего его окружения и психотерапевта. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Лица из ближайшего окружения ожидают от пациента сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Основными целями же ис-■ пользования психотерапевтом копинг-механизмов пациента является развитие позитивного отношения последнего к лечению, активному сотрудничеству в терапии (лечебному альянсу), эмоциональной устойчивости и терпеливости в процессе терапии. В психотерапевтической работе всегда важно учитывать все это многообразие целей для расстановок наиболее целесообразных акцентов.
7?/Г
Приложение 3
Стадии и степени глубины гипнотического сна (классификация Е. С. Каткова; 1957)
Первая стадия
Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга. Основные процессы — торможение и возбуждение — изменены, что создает условия для иррадиации торможения на двигательный анализатор и вторую сигнальную систему. Субъект ощущает приятный покой. Это исходное, предгилноидное состояние.
Признаки первой степени первой стадии: у загипнотизированного — ощущение покоя; приятное состояние легкости в теле; слышит, свои мысли контролирует; чувствительность сохранена; легко реализует внушение двигательных реакций; из этого состояния гипнотизируемый легко может выйти.
Вторая степень. Тонус коры еще более снижается. Глубоко заторможен двигательный анализатор. Постепенно закрываются глаза. Испытуемый чувствует тяжесть в теле.
Признаки второй степени первой стадии: глаза закрыты, но при внушении легко открываются; испытуемый может совершать глотательные движения; прикосновение к руке вызывает активное нормальное напряжение; двигательные реакции легко реализуются; слышит и активно воспринимает внешние раздражители; чувствительность сохранена; легко может быть разбужен.
Третья степень. Тонус коры головного мозга снижен. Более глубокое угнетение двигательного анализатора и второй сигнальной системы.
Признаки третьей степени первой стадии: ощущение гипно-тиком дремоты и сонливости; течение мыслей вялое; тяжесть в теле; мышцы расслаблены; поднятая рука бессильно падает; невозможно открыть веки, двинуть рукой; моторные движения часто не реализуются, на вопрос о самочувствии отвечает медленно или молчит; окружающие звуки слышит; после пробуждения уверен, что мог бы выйти из этого состояния.
Вторая стадия
Первая степень. Тонус коры головного мозга снижен, возникает зона раппорта. Разлитое торможение выключает кинестетическую систему (каталепсию). Торможение иррадиирует на
кожный анализатор (аналгезия). Появляются «переходные состояния» — уравнительная фаза по теории И. П. Павлова.
Признаки первой степени второй стадии: загипнотизированный отмечает значительную сонливость, движения затруднены; более ровное и спокойное дыхание; легкая каталепсия — поднятая рука в воздухе остается недолго; не удается внушить однообразные движения, например покачивания руки, поставленной на локоть, а если удается, то лишь после настойчивых внушений; внушить двигательные реакции не удается; окружающие звуки испытуемый воспринимает, хотя и без интереса.
Вторая степень. Еще большее углубление предыдущего состояния. Достигается восковидная каталепсия, самопроизвольная анальгезия. Наступает торможение второй сигнальной системы.
Признаки второй степени второй стадии; резкая сонливость; загипнотизированный отмечает «скованность»; наблюдается восковидная каталепсия; наступает значительное ослабление кожной чувствительности, усиливающееся путем внушения; реализуется внушение двигательных реакций, латентный период их укорочен; начавшееся автоматическое движение быстро ослабевает, прекращается; внушенные иллюзии не реализуются.
Третья степень. В коре головного мозга появляются фазовые явления — уравнительная фаза. Более глубокое торможение второй сигнальной системы; реализуются при закрытых глазах внушенные иллюзии.
Признаки третьей степени второй стадии: у загипнотизированного отмечается полное исчезновение собственных мыслей, он слышит только голос гипнотерапевта; наблюдается титаническая каталепсия (поднятая рука «пружинит»); внушение активных и пассивных двигательных реакций реализуется хорошо; движения медленные, отдельными толчками, невозможно разжать кулак, двинуть рукой; автоматические однообразные движения выражены хорошо; реализуются при закрытых глазах внушения иллюзий; имеется анестезия слизистой носа; при пробе с нашатырным спиртом реакция отрицательная.