Информирование группы о основных понятиях супервизии
Региональная супервизия это –
1. Основной способ помощи персоналу проекта в выполнении деятельности и обеспечения стандартов такой деятельности
2. Наставничество
3. Активное взаимодействие супервизора и персонала проекта
4. Корректирующее консультирование
5. Один из методов подготовки и повышения квалификации в области социально-психологического консультирования.
Роль супервизора:
· организатор/менеджер;
· фасилитатор;
· медиатор;
· аналитик.
Цель супервизии:
· поддержка;
· развитие;
· обмен опытом;
· повышение квалификации;
· сплочение + пространство;
· создание условий для саморефлексии.
Информация была предоставлена в максимально сжатом объеме, после тренинга все участники получат «Рабочую тетрадь участника тренинга региональных консультантов по супервизии» в электронном виде.
Групповая работа «С какими проблемами встречается психолог в работе с клиентами?»
Участники объединились в две группы по четыре человека и методом «мозгового штурма» определили проблемы, которые встречаются в работе с клиентами.
1-я группа:
1. Барьеры клиента(ов)
2. Определение актуальной проблемы клиента
3. Отсутствие переадресации в работе с клиентом
4. Отсутствие супервизора
5. Эмоциональное выгорание
6. Личное пространство психолога
7. Профессиональное пространство психолога
8. Выбор метода работы с клиентом
9. Внешнее не понимание, кто такой психолог!
10. Высокое (завышенное) ожидание от клиента
11. «Ты же психолог»!!!
2-я группа:
1. Правильно мотивировать клиента к прохождению теста на ВИЧ
2. Отсутствие методической базы для работы со специфическими клиентами
3. Эмоциональное выгорание
4. Перенаправленные к психологу клиенты (не мотивированные)
5. Защитные механизмы (отказ понимать проблему)
6. Общая практика
7. Отсутствие профессиональной поддержки
8. Перекладывание ответственности на психолога
9. Искаженное представление о функциях психолога
10. «Желание спасать» (Психолог сам расширяет запрос клиента)
11. Нет возможности регламентировать свою деятельность, выбирать клиента и т. д. (если работа в проекте или гос. службе)
После презентации 2-й группы, было определено, что часть проблем совпадает с проблемами определенными 1-й группой и есть проблемы, которые можно решить самим.
Групповая работа «Какие проблемы могут быть вынесены на супервизию?»
Методом группового обсуждения, группа выделила основные вопросы, которые можно вынести на супервизию:
1. правильно мотивировать клиента к прохождению теста на ВИЧ;
2. барьеры клиента(ов);
3. выбор метода работы с клиентом.
Также группа выделила вопросы, которые можно решить самим.
Вопрос | Методы решения |
Отсутствие переадресации в работе с клиентом | Создание базы психологов с узкой специализацией, к которым можно будет перенаправлять клиентов |
Личное пространство психолога (отсутствие отдельного кабинета) | Договориться с «соседом» по кабинету, объяснить важность консультирования |
Определение актуальной проблемы клиента «Желание спасать» (Психолог сам расширяет запрос клиента) | Прояснять запрос клиента и работать с этим запросом |
Выбор метода работы с клиентом Отсутствие методической базы для работы со специфическими клиентами | Обмен опытом, информацией |
В конце работы участники дали обратную связь, подтвердили важность и необходимость групповой работы, в результате которой можно найти ответы на интересовавшие их вопросы.
Ролевая игра «Аэропорт»
Участники объединились в две группы, каждая группа получила вводные инструкции для изучения и выбора участников, которые будут играть роли – «начальника планово-экономического отдела» и «сотрудницы» - его подчиненной.
Вводная «начальнику»: «Вы – начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу «больную» сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.
Вводная «сотруднице»: «Вы – сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у неё. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник…
В ходе игры группа, которая имела инструкцию для «начальника», выдвинула версию о том, что «подчиненная» обманула и собралась на отдых в Египет. Но в ходе проигрывания ролей, «подчиненная» при встрече с «начальником», сразу же начала объяснять реальную ситуацию. «Начальник» понял о своем заблуждении и игра завершилась без негативных последствий.
Участники по завершению игры дали обратную связь, где подытожили, что часто мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны). Это так же касается и профессиональной деятельности, когда желание помочь «немотивированному» клиенту с неопределенным запросом ведет к эмоциональному выгоранию консультанта.
Рисуночная методика «Круги помощи»
Цель: картирование системы поддержки.
Задание: В центре листа нарисовать себя, по кругу все, что вам дает ресурс для работы и развития. Другим цветом нарисовать, что мешает этой поддержке. Можно нарисовать сферы или людей, которые дают поддержку».
Все участники презентовали свои работы. У большинства участников ресурсом для работы и развития являются книги, обучение, коллеги, Интернет, некоторые клиенты. Две участницы определили, что им мешает для развития недостаток времени и денег.
Как домашнее задание предложено провести анализ системы поддержки, со следующими уточняющими вопросами:
· Достаточно ли поддержки?
· Чего не хватает?
· Что можно сделать, чтобы получить поддержку?
· Какой вид поддержки вы стараетесь развивать?
· Действие каких помех вы могли бы уменьшить?
· Как это можно сделать (план действий)?
Результаты: во время «обратной связи» все участники определили, что им необходимо повышение квалификации. Психолог Чайка Лениана из БФ «Общественное здоровье» предложила встречаться в организации, где можно обсуждать проблемные вопросы, отрабатывать новые методики, упражнения.
Упражнение «Разработка тренинга»
Цель:
· почувствовать единство команды;
· переживание ощущения группового достижения результатов.
Первая группа разработала универсальную структуру тренинга «Эффективное общение», которую можно использовать для разных целевых групп (подростки с девиантным поведением, родители, ПИН) вставляя туда информацию и упражнения для соответствующих целевых групп.
Вторая группа разработала детальный тренинг «Конфликт», с конкретными упражнениями и играми.
Результат работы: участники ощутили причастность к общему делу и возможность командой быстро справляться с поставленной задачей, показали высокий профессиональный уровень. Каждая из групп была довольна достигнутым результатом, 1-я – универсальностью разработанного ими тренинга, 2-я – детализацией хода тренинга. И на следующую встречу пообещали предоставить некоторые игры и упражнения этого тренинга.
Подведение итогов. Домашнее задание
Для подведения итогов участники ответили на вопросы:
· Что я возьму с собой?
· Что я оставлю после встречи?
На вопрос «Что я возьму с собой?» участники ответили:
· новые знакомства;
· позитивное настроение;
· новые знания;
· опыт других участников;
· обсуждение ситуаций;
· желание продолжать работу.
На вопрос, «Что я оставлю после встречи?» участники ответили:
· неизвестность и неструктурированность информации относительно супервизии;
· суету;
· эмоциональное выгорание.
На следующую встречу участники должны подготовить методику или упражнение, случай с клиентом.