Цвейг, цитата, (с 548 внизу).

Для многих – попытка осознать предназначение НАЦИИ. Идеи «Нового С/В» (Гумилёв, Эрнст Юнгер, дАннунцио, Бердяев)

ТО: Война – катализатор культурных процессов. Тотальная переоценка ценностей. НИГИЛИЗМ+ИДЕАЛИЗМ, ТРАДИЦИОНАЛИЗМ+РЕВОЛЮЦИОННОСТЬ. (Юнгер: «Авантюрное сердце»: «В мире о нас ходит молва, что мы в состоянии разрушить храмы. И это уже кое-что значит во время, когда осознание бесплодности приводит к возникновению одного музея за другим… Мы славно потрудились на ниве нигилизма. Отказавшись от от фигового листа сомнений, мы сравняли с землей 19 век ( и нас самих). Лишь в самом конце смутно обозначились лица и вещи 20-го». ---------ЭКЗИСТЕНЦ попытки.---------ПРЕОДОЛЕНИЕ, (!)

Одно из важнейших нововведений- р-е и обоснование принципа ТОТАЛЬНОСТИ. ( Как мировоззр поиск. + Как способ худ отражения реальности). Личное + общее, воля всех - -мощная стихия действительности. Павел Муратов «Вера Морелли». (Италия накануне войны. Молодой летчик Уго о начале войны: «Этого часа в томлении одних, в Тит труде других, в гениальном предвидении 3-х ждала годы и 10-летия вся Европа. Для него существуем я, мы, все наше поколение. Участь наша предрешена: она страшна, блистательна, прекоасна и завидна. Мы исчезнем в огнях неслыханной грозы. Растворимся в потоке освобожденной энергии. Человечество возвратит свободу скованным, порабощенным им силам природы. И оно не в силах будет охватить смысл их великой игры, прилагая к ней жалкую систему гуманистических понятий».

Д,Аннунцио – идеолог европейского воинствующего модернизма. «Сильнее любви»: «Когда целое поколение стремится к новому идеалу, это признак того, что на среди людской породы должны появиться великие люди».

Реальный человек. Повседневный - не интересен модернизму. Он – банален. (как в 19 веке – проблемы маленького человека. От РЕАЛЬНОГО человека – к ДОЛЖЕНСТВУЮЩЕМУ(глубокое духовное становление личности), что приведет к новой культуре. Это еще Ницше сформулировал. Идеал новой личности. Нем поэт-мистик Стефан горге, Бердяев «О новом С/В», Юнгер «Рабочий», Маяковский «Будетляне» (1914) «Б –это люди, которые будут. Мы накануне… Знайте: под серым пиджаком обывателя вместо истасканного и пропитого тельца наливаются мощные мускулы Геркулеса! История на листе, длиной от Крондштата до Баязета, кровавыми буквами выписала матери – России метрическое свидетельство о рождении нового человека».

И именно война. Новая тотальность. Воспевал в начале.

Антитеза -- РЕМАРК, БАРБЮС. Пацифисты. – война – предельная стадия падения Ч, и только ПРОТЕСТ может вернуть свободу.. Молох. Бессмысленность. «На З фронте» (1929), Огонь (1916). В этих романах – обратное движение – от ОБЩЕГО к ЧАСТНОМУ, к человеку. Если для апологетов тотальности именно ЕДИНСТВО, массовость дает каждому БЕССМЕРТИЕ, и сама смерть (Маяковский) «несется на всю толпу, но, бессильная, поражает только её незначительную часть. Ведь наше общее тело остается ТАМ, на войне все дышат заодно, и поэтому там – бессмертие». Напротив, для Барбюса и Ремарка тотальность войны девальвирует ценность Ч жизни. «Материал войны – это мы. Война состоит только из плоти и душ простых солдат. Это мы образуем целые равнины мертвецов и реки крови. Все мы, и каждый из нас незаметен: ведь нас великое множество». (БАРБЮС)

Роль России, свет с Востока. Розанов о борьбе 2-х миров, Брюсов – верить в победу над германским кулаком, Куприн о русском патриотизме, А.Толстой об Орде. Гумилев (война - религиозный подвиг, «Записки кавалериста»)). Блок – что война «очистит воздух». «война – это прежде всего ВЕСЕЛО»!

Особо – ЭРН. Задача России – побуждение Европы уйти от самой себя. Реализация онтологического начала в противовес рационализму (признание абс ценности технич прогресса). Что Европа «поражена Германией».

Изобличение слабости духа нац нем элиты как итога войны. Эрнст Юнгер (сам участник). Разочарование поражением Германии. Отвергал идею Веймарской республики (это бледное подобие великой империи). Концепция героизма и милитаризма. «Авантюрное сердце»: «Наша надежда – на тех молодых людей, которые страдают от лихорадки, пожираемые зеленым гноем отвращения, на те молодые души, которые, будучи истинными господами, тащатся сквозь строй свиных корыт. Наша надежда - на их восстание, которое потребует взрывчатки, чтобы очистить жизненное пространство во имя новой иерархии».

В основе 1-х произведений – события войны. «В стальных грозах». (1920). Автобиографический дневник. Восприятие войны со стороны СОЛДАТА.. Метафизика войны

Д Аннунцио. – тоже летчик в Италии. Нац герой, трибун. Война для него –форма личной реализации героич идеала

Т.Манн. Нац романтизм и пангерманизм. «Великая нем идея от Лютера до Бисмарка и Ницше опровергнута и обесчещена – это факт, который многие из нас приветствуют, который будет установлен многими. Хорошо продуманными условиями мира и который я хотел предотвратить… Что торжествовать будет мой противник, я знал. Надо настроиться на созерцательный, даже на фаталистически-веселый лад, читать Шпенглера и понять, что победа Англии – Америки закрепляет и завершает ход цивилизации, рацинализации, утилизации Запада, являющихся уделом всякой стареющей культуры». Отстаивал немецкую исключительность. «Наблюдения аполитичного» (1918) – общество, переживающее позор, тоска по реваншу. «тот, кто хочет сделать из Германии бурж демократию в западном смысле и духе, тот лишает ее наиболее прекрасного, весомого. Своебр, делает ее скучной, тупой. Ненемецкой». Германия – это страна протеста против Запада, против держав «Цивилизации, а не культуры(Россия). Уникальность германии, невозможность ее слияния с западным миром.

Г.Манн. (1914) –«Верноподданный» , произведения о Генрихе 4 - гуманистические и антишовинистические позиции, либеральные модели культуры. Эмигр во Фр, и вместе с Ролланом призвал немецких интеллектуалов осудить герм милитаризм. ЭССЕ., аплогия западных ценностей. Их олицетворение у енго – ЗОЛЯ, проивопоставленный Фридриху Великому.

Готфрид Бенн.Один из знаменитых нем поэтов 20 века. 1912-1920 –сборник «Морг». И если ТВ-во юнгера –воплощение войны, трагич преломление. То экспресс стихи бенна – реакция на «кромешную темноту послевоенной поры».

Шпенглер. Война – наилучшая возможность для реализации имперского идеала. Поражение –суперунижение. «;года мы сражались и терпели как никто ранее… и оплатой за это было поражение, беспримерное по своей несправедливости. Жгучий стыд охват нас при 1 мысли, кем мы были и кем стали». Послевоенное устройство – навязанное – победа западных чуждых идей..

Франция. Преемственность темы. Психология реванша еще со времен Мопассана. Роллан (Лилюли) «война ни для кого не явилась неожиданностью, за искл тех, кто подготовив ее. Выказал потом притворное изумление. Ла еще тех добрых коровок. Которые пощипывали травку. Уткнувшись в нее носом.

Многиена фронт. Поэт-мистик Пеги, Баррес, Рони, Адан. Лит-худ пропаганда. Ура – патриотизм.

Аполлинер. Доброволец, умер от осколка в 1918. «Каллиграммы. Стихи мира и войны (1913-1916) (1918). В ней циклы: «Знамена», «Зарницы перестрелки», «Лунный блеск снарядов». Без пропаганды. Это военные зарисовки + любовь.

Луи- Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи». Если Барбюс - против империалистич правительств, то Селин – приговор всей цивилизации. Это «столкновение 2.000.000 героич психов. Сорвавшихся с цепи и воор до зубов. В касках. Без касок. Без лошадей. На мотоциклах. В машинах. Свистящих, стреляющих, хитрящих, летящих, ползущих на коленях, идущих маршем, грац по тропинкам, громых, запертых на Земле как в сумасшедшем доме, чтобы разрушить все –Г, Фр, целые континенты –все, что дышит, более бешеные чем собаки и обожающие свое бешенсьво (что за собаками не водится), в 100. в 1000 раз более беш, чем 1000 беш собак. Наконец-то я понял, что меня занесло в апокалиптич крестовый поход.

Англия. Тоже - от поддержки до отрицания. Впечатлил вначале захват Бельгии – «пистолет, напр в сердце Англии». Сражение против нем варваров. «Империалистическая поэтика». Культ героев.

Апологеты.

КИПЛИНГ. «Бремя белого человека»,

Неси это гордое бремя – родных сыновей пошли

На службу тебе подвластным

Народам на край земли

На каторгу ради угрюмых, мятущихся дикарей

НАПОЛОВИНУ БЕСОВ

Наполовину людей

Неси это гордое бремя

Не как надменный король

К тяжелой черной работе

Как раб себя приневоль

При жизни тебе не видеть

Порты, шоссе, мосты –Так строй их, оставляя

Могилы таких как ты

Рассказ, где англичанка наблюдает за мучениями немецкого летчика. Его сын с плохим зрением – погиб – он его сам на фронт. Торжество правого дела Великобритании

Конан Дойл. В 55 лет захотел на фронт (ветеран англо-бурской войны), но не пустили. Сын, брат, зять, шурин – все погибли. Летопись войны. «История действия англ войск во Фр и Фландрии». Деятельность нем шпионов – расследует Холмс.

Антивоенные.

Уэллс, «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна»

Олдингтон. Супервоенный писатель. Потерянное поколение. От рядового до командира роты. 1919 – «Образы войны» - попытка дать ЧИСТЫЙ ОБРАЗ, впечатление, имажинистское направление в литературе. «Смерть героя». Не просто описания (половина), а причины трагедии героя, которые его толкнули к самоубийству. Исток трагедии – еще до войны, мнимые ценности, не выдержал исытания жестокостью.

США. Без катарсиса. Без особого осмысления. Поздно включились, не так затронула.Ю без философской мотивации необходимости войны и ее тотального зла. К потерянному поколению - с оговоркой Хемингуэя (Прощай оружие – скорей любовные перипетии), и совсем нельзя –Фолкнера.

Наши рекомендации