Самостоятельная работа по теме. С чем связано развитие воли у человека?
С чем связано развитие воли у человека?
5.4. Итоговый контроль знаний:
1. Чем отличаются простые и сложные волевые действия?
2. Что такое волевое усилие?
3. Какие три свойства сознания объединяет воля?
Домашнее задание для уяснения темы занятия
Тест:
1.К основным волевым качествам относятся:
1) настойчивость.
2) инициативность.
3) решительность.
4) все ответы верны.
2. Признаки волевого усилия:
1) ощущения внутреннего напряжения.
2) направленность внимания на выполнение действий.
3) напряжение мышц.
4) все ответы верны.
3. Мотив – это цели действий, которые существуют в форме устойчивых ценностных диспозиций:
1) да.
2) нет.
4. Назовите Авторов основных теорий воли:
1) Фрейд.
2) Камю.
3) Анохин.
4) все ответы верны.
5. В каких видах деятельности проявляется воля:
1) Игра.
2) Учеба.
3) Спорт.
4) все варианты верны.
Задачи:
1. Можно ли найти существенное различие в описанных ниже действиях?
1) Студент садится за стол, включает настольную лампу, выбирает нужную ему книгу, отодвигает другие в сторону и углубляется в чтение учебника.
2) После сложной хирургической операции с коленным суставом больной вновь и вновь пытается ходить сам, хотя это доставляет ему боль. Таковы рекомендации хирурга и лечащего врача.
3) Студент-заочник решил обязательно, несмотря на усталость, покончить с домашними работами сегодня, чтобы высвободить завтрашний день для посещения консультации и подготовки к экзамену.
4) Во время строительства волейбольной площадки школьник был довольно активен: сначала помогал в разметке, потом копал ямы для столбов, после их установки принял участие в натягивании сетки.
2 .Согласны ли вы с приведенным ниже утверждением? Объясните свое решение.
Известно, что если действие зависит от исходной мотивации, то механизм реализации волевой активности заключается в привлечении личностью новых мотивов. Может быть, в связи с этим понятие воли теряет свое значение? Ведь явления, которые традиционно относились к волевым, можно объяснять без обращения к понятию «воля». Например, правомерно объяснить решительность некоторым исходным мотивом, хорошим и быстрым пониманием ситуации, наличием соответствующих умений и уверенностью человека в уместности действия.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Волевые качества личности.
2. Роль воли в жизни человека.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 41
Тема: «Роль и функции воли».
2. Форма организации занятия: практическое интерактивное занятие.
3. Значение изучения темы: формирование представлений о роли и функциях воли; понимание понятия воли.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать определение и цель воли; уметь использовать знание теоретических позиций для решения практических задач; владеть теоретическими знаниями и для описания функций и проявления воли.
5. План изучения темы: