Методические рекомендации к выполнению отдельных разделов работы
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (образец титульного листа представлен в приложении А).
В «Оглавлении» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “ОГЛАВЛЕНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Во «Введении» следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.). Названием раздела является слово “ВВЕДЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.
Способы обоснования актуальности:
· по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;
· анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными;
· выявляются причины, порождающие результат;
· анализируются тенденции развития практики и ее нужды
· выявляются и обосновываются потребности развития практики и теории.
Рассмотрим возможную логику обоснования актуальности на примере темы «Изучение внимания младших школьников», к которой мы уже обращались выше:
· обоснование актуальности научного изучения проблемы внимания: показать значимость внимания в психической деятельности человека, его тесную взаимосвязь с познавательными процессами;
· обоснование практической значимости проблемы внимания младших школьников:
– показать значимость внимания для учебной деятельности, в том числе, младших школьников;
– дать оценку результатов и качества педагогического процесса: сложность, напряженность, информационной насыщенности современного образовательного процесса, которые предъявляют повышенные требования к качествам и свойствам внимания школьника;
· обоснование значимости своевременной диагностики внимания младших школьников, развития и коррекции свойств внимания: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.
Обоснование актуальности выбранной темы по каждому из предложенных пунктов должно быть достаточно кратким (одно–два предложения), не перегруженным цитатами и ссылками на источники.
От обоснования актуальности логично перейти к постановке проблемы, которая требует своего разрешения. Зачастую она формулируется в форме вопроса. Формулировка проблемы должна быть идентична названию темы курсовой работы.
Далее переходят к формулировке цели проводимого исследования. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик.
Цель исследования логически вытекает из проблемы и представляет собой мысленное предвидение его результата. Структура цели:
· целевой объект – та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация исследования;
· целевой предмет – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках целевого объекта. Предмет в проблеме – составная часть известного целого, в цели – ядро исследования;
· целевое действие – то действие исследователя, которое он должен совершить над предметом в рамках объекта исследования, например, раскрыть, выявить, установить.
Цель должна отвечать следующим требованиям:
· быть проверяемой;
· быть контролируемой;
· быть диагностируемой;
· быть однозначной.
Обращаясь к теме внимания младших школьников, мы могли бы так сформулировать цель работы: выявить особенности внимания младших школьников
Следующим этапом выполнения курсовой работы является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения. Формулируя объект исследования, следует помнить, что он существует объективно, является источником информации, статичен, над ним не производится преобразующих действий. В нашем примере объектом исследования будет внимание как психологический феномен.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь), это та часть объекта исследования, которая подлежит изучению и преобразованию. Предмет исследования динамичен, способен изменяться под влиянием исследовательских действий в течение времени, отведенного на выполнение исследования. Применительно к теме «Изучение внимания младших школьников» предмет может быть обозначен так: особенности свойств внимания младших школьников.
Объект и предмет могут частично совпадать с темой исследования, но лучший вариант – когда предмет ỳже объекта и темы.
Далее следует выстроить гипотезу исследования. Гипотеза исследования – это версия или предположение, истинность которого предстоит проверить. Важно, что в психолого-педагогических исследованиях гипотеза должна подтверждаться как теоретическими, так и эмпирическими данными. В ходе исследования гипотеза может быть подтверждена (полностью или частично) или опровергнута. В нашем случае при изучении внимания младших школьников гипотеза может быть следующая: особенностью внимания младших школьников является его недостаточная устойчивость и концентрация.
От выстраивания гипотезы переходят к постановке задач курсовой работы, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Задачей научного исследования не может быть подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками и прочие учебные задачи, это лишь вспомогательные средства в научном исследовании. Типы задач:
· изучение теории вопроса. Начинаются глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т. п.; например: изучить проблему внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе;
· изучение состояния практики и проявления предмета исследования: охарактеризовать, изучить, вскрыть, установить, оценить, проследить и т.п.; например: охарактеризовать значение внимания для эффективности учебной деятельности младших школьников;
· описание эксперимента, направленного на проверку гипотезы: выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.; например: провести эмпирическое (экспериментальное) изучение свойств внимания младших школьников;
· разработка на основе исследования каких-либо рекомендаций: разработать, составить, описать, наметить и т. п.; например: разработать рекомендации для развития устойчивости внимания младших школьников.
Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими. Оптимальное количество задач для курсовой работы – три – четыре.
После формулировки задач следует указать методологическую (теоретическую) основу исследования, т.е. теории, технологии, методики с указанием фамилий ученых, на труды которых опиралось исследование.
Завершает введение указание методов, базы и этапов исследования.
Методы исследования: это способы решениязадач, выдвигаемых в исследовании. Обычно представляют методы:
· теоретические, или общие, к которым относят методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, диалектический метод, метод системного анализа, индуктивный, дедуктивный и т. д.;
· эмпирические, среди которых могут быть названы группы методов (например, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса, тестирования) и конкретные методики (например, тест Равена, анкета для изучения учебной мотивации и т. д.);
· методы математической статистики (расчет средних величин, критерия Манна Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена и др.). шкалирование, ранжирование, рейтинг и др.).
База исследования – это организация/учреждение, в которой/ом была выполнена экспериментальная часть исследования. Может быть записана так: «Экспериментальное изучение свойств внимания младших школьников проводилось на базе МБОУ №59 г. Кирова» или «Экспериментальной базой для выполнения курсовой работы стала МБОУ №59 г. Кирова».
Основная часть курсовой работы делится обычно на теоретическую и практическую и включает две главы. Количество разделов и подразделов в каждой глава студент определяет самостоятельно, исходя из задач курсовой работы. В основной части необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников должно составлять не менее 15 наименований (книг, статей и др.). Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. Работая над основной частью, следует помнить, что использование материалов учебников по дисциплине в качестве литературных источников является нежелательным. Наибольшую ценность представляют материалы научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.
Каждую главу следует завершать краткими (два-три предложения) выводами, что способствует усилению логики изложения проведенного исследования.
Первая глава носит общетеоретический характер. В задачу данного раздела курсовой работы входит ознакомление читателя с состоянием дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. В нем следует рассмотреть краткую историю вопроса на основе работ отечественных и зарубежных авторов, а также современное состояние исследований в этой области. Излагать материал стоит не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию подходов, фактов. В целях краткости изложения значительную часть материала целесообразно в форме таблиц. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.
Вторая глава носит практический (экспериментальный) и аналитический характер. В ней должны быть описаны:
· организация эксперимента, которая включает:
– характеристика испытуемых (респондентов);
– критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента;
– описание используемых методик и методов обработки и анализа данных;
· анализ результатов экспериментального исследования;
· практические рекомендации.
Испытуемые (респонденты) – дается полная характеристика выборки испытуемых (указывается пол, возраст, образование, социальное положение и другие параметры, представляющие интерес с точки зрения задач исследования) с указанием их количества, принципов отбора и т. д.
Следует обратить особое внимание на необходимость соблюдения этики психологического исследования, что конкретизируется в требовании сохранения анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность.
Критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента – важная часть эмпирического раздела курсовой работы. Это своего рода маркеры, наблюдаемые проявления изучаемого феномена, а в случае формирующего эксперимента ‑ основа для оценки его эффективности.
Используемые тесты или методики – описание тех методик, с помощью которых изучался предмет исследования по представленным ранее критериям. Описание должно быть кратким, но достаточным для понимания их сути, что особенно важно при использовании методик, не получивших широкого распространения. Следует указать название, автора методики, источник, а также особенности диагностической процедуры и обработки. Полное содержание методики исследования, если она не является широко известной, может быть дано в приложении.
Методы обработки – кратко описываются те методы статистики, которые были использованы для обработки эмпирических данных. По возможности следует указывать ссылки на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.
Анализ результатов экспериментального исследования включает собственно представление результатов психологического эмпирического исследования, когда с помощью таблиц и рисунков констатируются практические результаты. Далее выявляются закономерности, проводится качественный и количественный анализ полученных данных, критический анализ результатов данного эмпирического исследования в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее известными фактами.
Композиция этого подраздела определяется логикой решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Схемы и рисунки должны содержать все необходимые данные, разъяснять условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т. п.. В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться краткими выводами, в которых можно сделать предварительное заключение относительно выдвинутой гипотезы. Важно помнить, что результаты научного исследования могут как подтвердить гипотезу, так и опровергнуть ее. Поэтому не стоит бояться отрицательного результата, любой ценой доказывая истинность гипотезы.
Практические рекомендации являются обязательным элементом курсовой работы по психологии. Разрабатывая рекомендации, следует учитывать, что они должны быть конкретными, понятными, адресованными определенной целевой аудитории (рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, подросткам и т.п.), основываться на результатах проведенного теоретического и эмпирического исследования.
Обратимся вновь к теме курсовой работы «Изучение внимания младших школьников» и рассмотрим на ее примере, как могут быть сформулированы разделы основной части.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологическая природа внимания
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста
1.3 Особенности внимания младшего школьника
или:
1.1 Психологическая природа внимания
1.2 Особенности внимания младшего школьника
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей внимания младших школьников
2.1 Организация эксперимента
2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента
2.3 Рекомендации для учителей по управлению вниманием младших школьников.
Заключение (выводы и предложения) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги курсовой работы. Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, располагаемых в последовательности изложения вопросов основной части работы. В них показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.
Библиографический список должен включать не менее 15 наименований литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. В библиографический список необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе и на которые имеются ссылки в основной части работы.
При написании курсовой работы следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Специальная психология», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Логопед», «Коррекционная педагогика», «Известия вузов специальной психологии», «Воспитание школьников», «Мир образования» и другие.
Следует отметить, что значительное количество книг и периодических изданий можно найти в сети Интернет. Интернет-ресурсы, на которых представлены необходимые для написания курсовой работы источники, доступны студентам с сайта ВятГГУ (http://vggu.ru – Студенту – Научная библиотека – Электронные ресурсы).
Так, электронный ресурс eLIBRARY.RU содержит уникальный фонд периодических изданий (адрес для работы: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp); электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (адрес для работы: www.biblioclub.ru) и электронно-бибилотечная система издательства «ЛАНЬ» (адрес для работы http://e.lanbook.com) предоставляют доступ к учебной и научной литературе, справочникам, словарям, энциклопедиям.
Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В него могут войти таблицы, которые занимают более одной страницы, рисунки, схемы, тексты психодиагностических методик и т.п. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.