Визуализация в среде евангельских христиан
Как же стало возможным то, что эти оккультные учения нашли доступ к евангельским христианам? В США это случилось прежде всего благодаря Агнессе Сенфорд и МортонуКелси (оба — ученики К.Г. Юнга), которые распространили эти идеи с помощью многочисленных книг и докладов на семинарах. Их учениками стали: Френсис Мэкнатт, Джон и ПаулаСенфорд, Ларри Кристенсон, Ричард Фостер, Уильям Уэсвиг, Джон Уимбер и многие другие. В Германии книга Агнессы Сенфорд «Исцеляющий свет» была выпущена экуменическим издательством доктора Р.Ф. Эделя. Предисловие к книге написал Ларри Кристенсон. Не удивительно, что бывший баптистский пастор Вальхард Беккер дал этой книге весьма благосклонные рекомендации. Удивляет то, что Рудольф Зайс и сам Вернер де Боор, хотя и с некоторыми замечаниями, но сочли возможным сказать теплые слова в адрес этой книги. Они были напечатаны во второй части книги в форме обсуждения. Агнесс Сенфорд в этой книге представляется явной пантеисткой, она предлагает использовать самовнушение: «Все эти приготовления к молитве можно спокойно сделать с помощью употребления творческих законов самовнушения, потому что они из руки Божией и находятся в ней». Она верит в присутствие Иисуса в «святой мессе» (Вечере Господней), с помощью которой телу сообщается жизнь Иисуса и исцеление. Вот несколько коротких цитат из ее книги, которые раскрывают перед нами всю суть пантеистски-мистических, оккультных идей автора:
«К примеру, мне однажды довелось разговаривать в одном военном госпитале с человеком, который совершенно пал духом... Я пыталась рассказать ему о жизни, которая могла бы восстановить его сломанный позвоночник: «Ведь врачи сказали вам, что природа исцелит вас», — сказала я ему. — «А что такое природа? Не есть ли она в своей сущности жизнь Бога в Вас?» «Возможно» — пробормотал он в большом сомнении. Я попыталась ему объяснить, что существует некий вид духовного переливания крови, который мог бы сказаться благотворно и на состоянии его тела. «Но это противоречит моей религии, — возразил он. — Я римо-католик». — «Нет, это ни в коем случае не противоречит вашему вероисповеданию, — отвечала я. — Более того, это именно то, чему учит ваша церковь. Разве не говорит она, что наш Господь вкладывает Свою истинную жизнь в таинство святого причастия?» — «О, почему же нет! — сказал он с загоревшимся взором. — «Ну так если он присутствует в причастии телом и кровью, разве туда не включены и кости? Разве это не может сказаться и на вашем позвоночнике?» — «Ах, да, конечно! Я об этом никогда не задумывался». — «Тогда я буду молиться за вас, чтобы вы могли воспринять это таким образом. И я буду просить моих подруг, медсестер, чтобы они молились за вас каждое утро во время святой мессы. Присутствие Иисуса в святой мессе вольет через молитвы в ваш позвоночник новую жизнь. Подождите, и вы это почувствуете».
«В том же госпитале лежал один солдат-еврей. Он очень нуждался в том, чтобы кто-то увеличил исцелительные силы его организма, но этот человек не знал Господа. Я сказала ему просто, что природа в нем — это часть природы всего мира. Я в простых словах дала ему наставление о том, как посредством ежедневного погружения в Бога он может получить извне прирост своих жизненных сил. Католику я показала как он может исцелиться путем святого причастия, а еврею указала на возможность духом повлиять на тело. Оба очень скоро поправились. Однако сам путь понимания Бога, пригодный для одного, не годился для другого».
«Нарисуй себе в воображении картину своего здорового тела. Особенно усиленно думай о той части тела, которая больше всего нуждается в исцелении. Старайся увидеть ее здоровой и совершенной, исполненной Божьим Светом. Поблагодари за то, что она уже становиться такой. (Map. 11,22—24; 9,23).
«Он (Иисус) не только восстановил первоначальную связь с Богом, отдав Свою Кровь, Он соединил Бога еще теснее с миром. Его тело не осталось на этой земле. Из материального Его тело было превращено в духовное, клеточка за клеточкой обновлено и очищено. Но Кровь Свою, — этот таинственный жизненный материал тела, который чудесным образом содержит в тебе истинную суть и личность, Он оставил на земле. Эта кровь оставлена нашему миру как Божественный залог и семя в форме плазмы, она одновременно была занесена небесными ветрами на каждое место под солнцем. Она духовно уполномочена разряжаться, подобно цепной реакции атома, в каждом взрыве освобождая целый ряд других, во все возрастающей полноте и так без конца».
В последние годы особенно большой вклад в распространение этого учения в Германии внес своими докладами и книгами о «четвертом измерении» и о «видениях и снах» ЙонгиЧо. Благодаря тому, что он играет ведущую роль в движении за рост общин, евангельские богословы рекомендуют читать его книги. Его учение и практику мы уже рассматривали на страницах этой книги. Любопытно то, что Чо получает свои познания не из Библии, а будто бы через особое «откровение Божие». Лишь потом он ищет в Библии доказательства своим теориям.
Я хотел бы задержаться на одном из его излюбленных примеров, так как в нем особенно видно, что ЙонгиЧо и другие учителя визуализации библейское понятие веры наполняют совершенно не библейским м. Чо объясняет то, как Бог призвал Авраама посчитать звезды и сказал ему, что его наследие будет столь же многочисленно. Далее он описывает реакцию Авраама:
«В Аврааме взыграли чувства и вскоре из глаз у него потекли слезы. Взор его полностью затуманился. Когда Авраам опять поднял его к звездам, то все, что он только мог окинуть глазом, было наполнено лицами его детей... Он никак не мог уснуть, стоило ему закрыть глаза, он видел перед собою звезды. Все они преображались в лица его потомков вновь и вновь восклицающие «Отец Авраам!». Его мысли непрестанно были во власти этих образов, которые становились его собственными снами и образами. Одновременно они становились частью его «четвертого измерения» на языке духовных видений и снов о его старческом столетнем теле, так что вскоре само тело преобразилось в как-бы тело молодое... Благодаря чему Авраам смог так сильно измениться? Это был Святой Дух, освободивший Божией силой реальность четвертого измерения. Итак, один сон и одно видение смогло произвести такие изменения в Аврааме. Не только в его мыслях, но в равной мере и в его теле».
Из рассуждений И. Чо явствует, что «веру» он больше не рассматривает как упование на Бога и на Его обетования, но как «силу четвертого измерения», которую развивает в себе посредством визуализации для того, чтобы этим что-либо создавать, влиять на что-либо или изменять его:
«Моя община столь увеличилась не потому, что я самый одаренный пастор в мире! Нет! Число ее членов на сегодняшний момент возросло до 275 тысяч человек потому, что я следовал Авраамову принципу оприсутствования. Я могу видеть, что в 1984 году число членов моей общины возрастет до полумиллиона. Я могу их посчитать. А на 1985 год я предвижу, как наша телепрограмма транслируется на всю территорию Кореи и Японии, а наши передачи на английском языке — для телезрителей в США и Канаде. Я вижу это! В моем кабинете висят географические карты и у меня есть ясное видение телестанций, транслирующих программу».
«Видениями и снами мы можем устранить стену ограничений и высунуться во Вселенную... Если у вас нет видений, вы человек не творческий... Видения и сновидения — это язык четвертого измерения, так как Святой Дух сообщается с нами посредством их. Только через видение или сновидение вы можете представить себе, как вы сможете построить большую церковь... Посредством представлений и сновидений вы можете развить свое будущее и созреть духовно».
И. Чо даже пишет, что йоги и буддисты используют те же силы четвертого измерения, но пытается при этом истолковать по-своему эти силы и способности и преподнести их народу Божьему как дар Божий. Конечно, при этом у И. Чо нет никакого злого умысла, но это не меняет того, что, фактически, он тем самым принимает главное участие в распространении оккультной практики в христианской упаковке. Его успех в увеличении численности общины и здравые взгляды в некоторых других вопросах не должны закрывать нам глаза на этот, крайнее серьезный факт. Так как это учение ЙонгиЧо разрушает библейскую веру, то его самого следует определить как лжеучителя.