Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми.

Проект воспитательной системы класса

«Кукольный театр»

для детей 6 – 10 лет

Автор – составитель:

Маргарита Петровна

Могилевцева, классный

руководитель 2 класса

с. Михайловка

2010 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………..

2. Учебно-тематический план проекта воспитательной системы класса……………………………………………………………………….

3. Содержание программы……………………………………………………

4. Методическое обеспечение………………………………………………..

5. Список использованной литературы………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на более полное развитие личности.

При создании проекта воспитательной системы класса «Кукольный театр» учитывались психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Современные реалии жизни в маленьком селе таковы, что в первый класс школы приходят дети, неимеющие элементарных коммуникативных навыков, неумеющие контролировать и адекватно выражать свои эмоции. В начальных классах надёжно «прописались» неврозы, состояние тревожности у детей, чувство неуверенности и неудовлетворённости.

Решить эти назревшие нравственные, социальные проблемы воспитания младших школьников позволит реализация проекта «Кукольный театр».

В проекте «Кукольный театр» адаптированы методы и приёмы корифеев российского театра (К.С. Станиславского, М.О. Кнебель) для детей младшего школьного возраста. В данном проекте используется педагогическая технология Н.Е. Щурковой, идеи педагогики сотрудничества В.А. Караковского, методика коллективных творческих дел (КТД) И.П. Иванова.

Характер современности проекта отражён в содержании деятельности и в индивидуальном образовательном маршруте обучающихся.

Идея проекта – воспитание искусством раскроет способности и возможности человека в обществе, поможет добиться жизненного успеха.

Цель проекта: создать условия для развития духовно – нравственных и эстетических основ личности ребёнка, его творческих способностей через приобщение к искусству кукольного театра.

Задачи:

· способствовать раскрытию талантов каждого ребёнка и преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению, достижению успеха;

· развивать коммуникативные умения учащихся;

· обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел;

· сформировать годовой круг традиционных дел, позволяющий оптимально распределить учеников по способностям.

Предполагаемый результат: гуманная личность, владеющая навыками культурного взаимодействия с окружающими, достигшая успешности в жизни.

Методологической основой воспитания является культурологический подход.

Компонентами культурологического подхода в воспитании выступают:

ü отношение к ребёнку как субъекту жизни, способного к культурному самоизменению;

ü отношение к педагогу как к посреднику между ребёнком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в её индивидуальном самоопределении;

ü отношение к воспитанию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении цели их культурного саморазвития.

Средством воспитания личности я выбрала кукольный театр. Выделяют:

Перчаточные куклы

Пальчиковые куклы

куклы – марионетки

Тростевые куклы.

Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. В этом заключается ценность театральной постановки. Она даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества.

Тематика и содержание кукольных постановок, как правило, имеют нравственную направленность, которая, заключена в каждой сказке и должна найти место в постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций, кукол развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.

Отслеживать результативность программы предлагается по системе психолога М.И .Шиловой (определение уровня воспитанности учащихся), по системе Р. Бэрона (определение «эмоционального интеллекта»: познание собственной личности, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение).

Выступления кукольного театра предполагается проводить на родительских собраниях, в группе подготовки к школе, на классных и школьных праздниках.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1 Проведение ключевых дел

Класс Срок реализации Ключевые дела Цели и задачи Предполагаемый результат
2010/2011 уч. год Постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок» Формировать культуру выражения чувств, эмоций Умение понимать и выражать базовые эмоции
2011/2012 уч. год Постановка произведений С.Я.Маршака «Багаж», «Двенадцать месяцев» Развивать художественные способности учащихся Потребность в чувственных мироощущениях, в прекрасном
2012/2013 уч. год Постановка сказок стран мира «Итте – железный богатырь», «Девочка – звёздочка» Изучать национальные обычаи и традиции Знание национальных обычаев, толерантность по отношению к ним
2013/2014 уч. год Написание собственной сказки и её постановка Включить каждого ребёнка в освоение и личностно значимое преобразование мира культуры Освоение всего богатства человеческих отношений, осознание себя свободным в формах культурного поведения.

Основное направление реализации проекта – художественно – эстетическое.Ключевым звеном воспитательного проекта является участие всех субъектов (учителей родителей, детей) в коллективном творческом деле, причём долговременном.

Основные этапы реализации проекта:

Погружение.

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, художник. Выбор пьесы, распределение обязанностей. Коллективное чтение текста пьесы в присутствии всех участников спектакля. Распределение ролей с учётом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п).

Расширение знаний, умений и навыков участников программы. Чтение по ролям, определение идеи пьесы. Оговариваются предлагаемые обстоятельства, особенности поведения каждого персонажа на сцене.

В это же время обсуждаем, какие декорации, костюмы, сценические эффекты, музыкальное сопровождение понадобятся для спектакля. Здесь привлекаем ребят, которые умеют хорошо рисовать, мастерить, шить. На этом этапе привлекаем в помощь родителей учеников.

После того, как артисты выучат свои роли, каждый учится играть в ансамбле с другими участниками спектакля.

Перед показом проводится генеральная репетиция в костюмах, с декорациями.

Кроме репетиций пьесы интересно и полезно организовывать работу с участниками и вокруг пьесы для изучения эпохи, знакомства с бытом того времени, творчеством драматурга. Для этого можно устроить походы в музей, к памятным местам, провести конкурс рисунков. Такая работа делает жизнь класса интереснее, разнообразнее и содержательнее, теснее сплачивает участников и обогащает их новыми позициями.

Ключевое дело

Выступление со спектаклями перед учениками школы и родителями, в детском садике, в СДК.

Анализ дела.

Анализ организаторами дела (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше).

4.Рефлексия.

Таблица 2 Примерный тематический план

№ темы Наименование темы   Всего часов Занятия в подгруппах
А актёрских Б оформительских
      Вводное занятие Знакомство с куклой Распределение ролей Поделка головы куклы. Работа на ширме Слово, движение Мизансценирование. Работа по картинам. Подготовка к выступлению Репетиции Показ спектакля зрителю                  
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержание тем занятий

Тема 1. Вводное занятие.Искусство театра кукол. Пути развития театра кукол (краткий обзор). Виды кукол (перчаточные, вертепные, тростевые, марионетки, пальчиковые) и их возможности. Знакомство с планом работы кружка. Требования к кружковцам. Распределение ответственных (ответственные за сохранность имущества: кукол, декораций, реквизита, ширмы). График дежурств в кружке и репетиций.

Тема 2. Знакомство с куклой. Элементы сценического мастерства. Движения куклы: появление на ширме, походка, наклоны, работа с предметами. Общение с партнёром.

Работа над этюдами – упражнениями. Оформительская работа. Основные технологические процессы. Лепка головы по эскизу.

Тема 3. Работа над спектаклем. Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы и их характерные черты.

Практические занятия. Упражнения – этюды с куклы (её движения). Игра с предметами. Короткие этюды на материале спектакля.

Тема 4. Поделка головы. Работа на ширме с куклой. Изготовление кукол. Общая работа руководителя над спектаклем (постановочная) и индивидуальная с каждым исполнителем (развитие навыков и умения водить кукол ).

Рисунок роли. Действие кукольного персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Отношение каждого персонажа к происходящему на ширме.

Тема 5. Слово, движение и создание кукол. Репетиция на ширме с куклой, работа над текстом, движения говорящей куклы

Тема 6. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды. Максимум внимания к кукле и ее сценической жизни. Музыкальные занятия.

Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Изготовление рисованных декораций.

Тема 7. Подготовка к выступлению. Воспитание дисциплины в период показа спектакля – чёткое понимания исполняемых ролей. Прогон всего спектакля. разбор и устранение ошибок в спектакле.

Тема 8. Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Отработка неудавшихся кусков. Свет. Музыкальное сопровождение.

Тема 9. Показ спектакля зрителю. Итоги работы объединения.

У Яноша Корчака в книге «Как любить детей» есть строки «Ребёнок – это 100 масок, 100 ролей способного актёра». Любить детей по Корчаку, значит непременно играть с ними. Не поучать, а вместе фантазировать, сочинять – давать стимулы к подражанию, превращению, к театрализации.

Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми.

Артисту необходима хорошая дикция. Помощь сводится к одному – надо посоветовать ученику – артисту несколько раз в день быстро и отчётливо произносить скороговорки.

Например:

Бык был тупогуб, у быка губа тупа.

Забыл Панкрат дома домкрат.

Занятия эти не сложные, зато результат почувствуется очень скоро.

Очень важно научиться подбирать нужную интонацию голоса, использовать нужные жесты, - этому научит детей педагог.

Юным артистам необходимо беречь свой голосовой аппарат.

Необходимо развивать пластику и координацию движений. Для этого неукоснительно нужно выполнять комплекс ежедневной гимнастики.

Работа с родителями

Необходимо познакомить родителей с их ролью не только в учебном процессе учащихся, но и во внеклассной деятельности, отметить, насколько необходимо и приятно детям их активное участие в театральной деятельностью.

Родителям предлагаются на выбор, на выбор следующие варианты участия в подготовке и проведении кукольных постановок:

§ оформителями – дизайнерами (разработка и изготовление оформления спектакля, программок, афиш и т.д.)

§ костюмерами (изготовление кукол и их костюмов)

§ сценаристами (сочинение сказок, стихов)

§ организаторами – координаторами

§ спонсорами

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (оформлен не по требованиям ФГОСТ!!!)

1.Алянский Ю. П. Азбука театра:50 маленьких рассказов о театре. Ленинград «Детская литература»1990.

2.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2001.

3. Большаков В. Ю. Психотренинг, социодинамика, упражнения, игры. С. Пб., 1996.

4.Выгодский Л. С. Психология искусства. М., 1987.

5.Изард К. К вопросу о структуре актёрских способностей//Психологический журнал.1989. т. 11 №4.

6. Кочнев В. И. О сценическом переживании: «снятие проблемы»// Психологический журнал.1990. т. 11. №4.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. С. Пб.: Питер. 2003.

8.Миллер С. Психология игры. М., 1999.

9. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха.М., 1976.

10. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.

11Щуркова Н. Е. Классное руководство:игровые методики. М., 2000.

12Якобсон П. М. Психология сценических чувств актёра. М., 1936

Наши рекомендации