Справочные материалы по теории литературы

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Понятие Определение Примеры
ТРОП — оборот речи, построенный на употреблении слов или выражении в переносном зна­чении, смысле (от греческого tropos — поворот).
Аллегория — иносказательное изображение от­влеченного понятия или явления дей­ствительности при помощи конкретно­го жизненного образа. Аллегория час­то применяется в баснях и сказках. хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи.
Гипербола — образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, зна­чения, размера изображаемого явления. ...редкая птица долетит до середины Днепра. (Н. В. Гоголь)
Ирония — тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т. д. Ты все пела? Это — дело... (И. А. Крылов)
Литота — это преуменьшение величины, си­лы, значения изображаемого предмета. Например, в произведениях устного народного творчества — мальчик с пальчик
Метафора Основана на переносном значении слов; перенос по сходству. стальной нож — стальные нервы. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой. (А. С. Пушкин)
Метонимия — перенос значения (наименования) на основе смежности явлений. Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И. А. Крылов) — в данном примере имеется в виду не сама тарел­ка как предмет посуды, а ее содержи­мое, т. е. уха. Все флаги в гости будут к нам. (А. С. Пушкин)
Олицетворение (прозопея) — один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются челове­ческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость... (А. С. Пушкин)
Перифраз — замена названия предмета или яв­ления описанием существенных, опре­деляющих его черт и признаков, соз­дающих в нашем представлении яр­кую жизненную картину. Унылая пора! Очей очарованье! (об осени). (А. С. Пушкин)
Сарказм — злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры. Помогает обнаружить неблаговидную Сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом.
Синекдоха — замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого. Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц. (И. А. Бунин)
Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи со­поставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на...), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т. п. Он был похож на вечер ясный... (М. Ю. Лермонтов)
Эпитет — образное определение, характери­зующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. (М. Ю. Лермонтов)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — это построенные по-особому синтаксические конструк­ции, необходимые для создания определенной художественной выразительности.
Анафора (единоначатие) — оборот поэтической речи, состоя­щий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий. Черноглазую девицу. Черноглазого коня!.. (М. Ю. Лермонтов)
Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противопо­ложные понятия, мысли, черты харак­тера действующих лиц. Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)
Градация — постепенное усиление или усугуб­ление одна из стилистических фи­гур, состоит в группировке определе­ний с усиливающимся или умень­шающимся значением. Не думай бежать! Это я Вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! (В. В. Маяковский)
Инверсия — нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придаю­щая ей особую выразительность, не­обычная последовательность, слов в предложении. И девы песнь едва слышна Долины в тишине глубокой. (А. С. Пушкин)
Оксюморон — оборот, состоящий в сочетании рез­ко контрастных, внутренне противоре­чивых по смыслу признаков в опреде­лении явлений. звонкая тишина, сладкая боль и т. п.
Риторическое обращение (от греч. Rhetor — оратор) риториче­ские обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицисти­ческого стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы. Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? А. С. Пушкин. «Клеветникам России»
Умолчание состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догады­вается о недосказанном. Такое высказы­вание еще называют прерванным.  
Эллипсис — пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена пред­ложения, чаще всего сказуемого.  
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА
Синтаксический параллелизм (от греч. Par alleles — идущий рядом) — один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух яв­лений путем параллельного их изо­бражения, чтобы подчеркнуть сходст­во или различие явлений. Для синтак­сического параллелизма характерной чертой является однородность по­строения фразы. Раскудрявая березка, Ветра нет, а ты шумишь; Ретиво мое сердечко, Горя нет, а ты болишь. ИЛИ (1) Десять лет он отбирал вариант за ва­риантом. (2) Дело не в школьном трудо­любии и терпении — он умел изобре­тать все новые комбинации, придумы­вать все новые вопросы. (3) Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая неис­черпаемые вариации из одной темы. В данном примере для связи предложе­ний 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор.
Риторический вопрос — оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопроси­тельной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы. Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. С. Пушкин. «Клеветникам России»)
Восклицание, восклицательное предложение — это такой тип предложений, кото­рый заключает эмоциональные отно­шения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию предается значение по­ложительной или отрицательной оцен­ки, передаются чувства радости, гру­сти, страха, удивления и т. п. Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна! (А. Твардовский) ИЛИ Ты меня любить? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь! (А. П. Чехов)
Обращение — оборот поэтической речи, состоя­щий в подчеркнутом, иногда повто­ряющемся обращении писателя к ге­рою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении ге­роя к другим действующим лицам. Не пой, красавица, при мне. (А. С. Пушкин) А вы, надменные потомки! (М. Ю. Лермонтов)
Бессоюзие (асиндетон) — оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных сою­зов. Их отсутствие придает речи стре­мительность, выразительность, пере­дает убыстренную интонацию. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. С. Пушкин)
Многосоюзие (повторяющиеся союзы) — оборот поэтической речи, состоя­щий в повторении одних и тех же сою­зов. И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит... (А. С. Пушкин)
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Благозвучие состоит в красоте и естественности звучания.  
Аллитерация — повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выра­зительности художественной речи Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь... (А. С. Пушкин)
Ассонанс — повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков. Пора! Пора! Рога трубят... (М. Ю. Лермонтов)
Звукопись — использование звукового состава слова, его звучания для усиления вы­разительности поэтической речи. Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи не­ния птиц, топота копыт, шума леса и реки и т. п.

Наши рекомендации