ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА |
Понятие | Определение | Примеры |
ТРОП — оборот речи, построенный на употреблении слов или выражении в переносном значении, смысле (от греческого tropos — поворот). |
Аллегория | — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто применяется в баснях и сказках. | хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи. |
Гипербола | — образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. | ...редкая птица долетит до середины Днепра. (Н. В. Гоголь) |
Ирония | — тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т. д. | Ты все пела? Это — дело... (И. А. Крылов) |
Литота | — это преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета. | Например, в произведениях устного народного творчества — мальчик с пальчик |
Метафора | Основана на переносном значении слов; перенос по сходству. | стальной нож — стальные нервы. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой. (А. С. Пушкин) |
Метонимия | — перенос значения (наименования) на основе смежности явлений. | Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И. А. Крылов) — в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т. е. уха. Все флаги в гости будут к нам. (А. С. Пушкин) |
Олицетворение (прозопея) | — один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. | Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость... (А. С. Пушкин) |
Перифраз | — замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. | Унылая пора! Очей очарованье! (об осени). (А. С. Пушкин) |
Сарказм | — злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры. | Помогает обнаружить неблаговидную Сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом. |
Синекдоха | — замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого. | Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц. (И. А. Бунин) |
Сравнение | — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на...), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т. п. | Он был похож на вечер ясный... (М. Ю. Лермонтов) |
Эпитет | — образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета. | Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. (М. Ю. Лермонтов) |
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — это построенные по-особому синтаксические конструкции, необходимые для создания определенной художественной выразительности. |
Анафора (единоначатие) | — оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий. | Черноглазую девицу. Черноглазого коня!.. (М. Ю. Лермонтов) |
Антитеза | — оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. | Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин) |
Градация | — постепенное усиление или усугубление одна из стилистических фигур, состоит в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением. | Не думай бежать! Это я Вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! (В. В. Маяковский) |
Инверсия | — нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность, необычная последовательность, слов в предложении. | И девы песнь едва слышна Долины в тишине глубокой. (А. С. Пушкин) |
Оксюморон | — оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений. | звонкая тишина, сладкая боль и т. п. |
Риторическое обращение | (от греч. Rhetor — оратор) риторические обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы. | Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? А. С. Пушкин. «Клеветникам России» |
Умолчание | состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном. Такое высказывание еще называют прерванным. | |
Эллипсис | — пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого. | |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА |
Синтаксический параллелизм (от греч. Par alleles — идущий рядом) | — один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения, чтобы подчеркнуть сходство или различие явлений. Для синтаксического параллелизма характерной чертой является однородность построения фразы. | Раскудрявая березка, Ветра нет, а ты шумишь; Ретиво мое сердечко, Горя нет, а ты болишь. ИЛИ (1) Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (2) Дело не в школьном трудолюбии и терпении — он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (3) Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы. В данном примере для связи предложений 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор. |
Риторический вопрос | — оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы. | Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. С. Пушкин. «Клеветникам России») |
Восклицание, восклицательное предложение | — это такой тип предложений, который заключает эмоциональные отношения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию предается значение положительной или отрицательной оценки, передаются чувства радости, грусти, страха, удивления и т. п. | Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна! (А. Твардовский) ИЛИ Ты меня любить? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь! (А. П. Чехов) |
Обращение | — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом, иногда повторяющемся обращении писателя к герою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении героя к другим действующим лицам. | Не пой, красавица, при мне. (А. С. Пушкин) А вы, надменные потомки! (М. Ю. Лермонтов) |
Бессоюзие (асиндетон) | — оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. | Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. С. Пушкин) |
Многосоюзие (повторяющиеся союзы) | — оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних и тех же союзов. | И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит... (А. С. Пушкин) |
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
Благозвучие | состоит в красоте и естественности звучания. | |
Аллитерация | — повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи | Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь... (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | — повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков. | Пора! Пора! Рога трубят... (М. Ю. Лермонтов) |
Звукопись | — использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. | Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи нения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т. п. |