Формирование своего отношения к жизни
Не думайте, что проявление внимания к собственным потребностям эгоистично. Осознание своих нужд еще не означает, что у вас есть право удовлетворять их за счет других людей. Просто вы сможете сами управлять своим отношением к поставленным жизнью проблемам.
Возьмем, к примеру, случай с Каролиной. Она стала членом родительского комитета школы, где училась ее дочь. На первом заседании она чувствовала себя очень неловко. Ей казалось, что все остальные члены комитета знакомы между собой и знают, что нужно делать, и только она ни с кем не знакома, потому что совсем недавно переехала в этот район. Она стеснялась, не знала, куда ей сесть, снимать ли пальто, можно ли задать вопрос, а если можно – то когда это уместно сделать. Поэтому она села за последнюю парту, ни с кем не разговаривала и чувствовала себя совершенно не в своей тарелке. Но она была уверена, что так и должно быть, потому что всегда была застенчивой и с трудом привыкала к новым людям.
Принятие в группу, руководство и привязанность
Но ведь эту ситуацию Каролина могла воспринимать совсем по-другому. Психолог Уильям Шуи обнаружил, что на поведение людей в группе влияют три основные потребности, возникающие у человека при общении: потребность быть принятым в группу, руководить и испытывать чувство привязанности. Удовлетворение этих во многом бессознательных потребностей является важным элементом жизненного сценария. Как правило, люди хотят заслужить одобрение окружающих, но для одних это очень важно, а для других – не очень. Мы будто спрашиваем себя: "Как мне вести себя, чтобы люди прониклись ко мне симпатией, ценили, признавали и приняли в свое общество?", а потом поступаем в соответствии с полученным ответом. Для некоторых гораздо важнее бывает вопрос о руководстве в группе: "Насколько я смогу быть самостоятельным? Кто из этих людей попытается мной командовать? И кем смогу командовать я?" Есть и еще одна важная потребность – потребность в близких отношениях с другими людьми, то есть в привязанностях. В каждой группе рано или поздно возникает тесная дружба между некоторыми ее членами.
У Каролины очень сильны потребности в принятии и в привязанностях; она хочет нравиться людям, но боится, что сделает что-то не так. Этот страх парализует ее, и она не делает ничего. Причина ее трудностей заключается в конфликте между ее же собственными потребностями. Вы, вероятно, помните из главы 4, что жизненный сценарий формируется в раннем детстве, задолго до того, как человек может разумно выбрать наилучший способ поведения в определенной ситуации. В сценарии Каролины "записано", что лучший способ справиться со страхом перед отвержением – это быть тихой "пай-девочкой", поэтому она так себя и ведет на собрании родительского комитета. Разобравшись в ситуации, Каролина поймет, что ее неловкость при знакомстве с новыми людьми уходит корнями в прошлое – тогда, возможно, ее попытки к сближению были кем-то отвергнуты. Но теперь она уже взрослая, и ее благополучие совершенно не зависит от того, как к ней отнесутся члены родительского комитета. У нее есть к ним вопросы, и ей надо многое узнать. Если она будет сидеть сзади и вести себя "тише воды, ниже травы", то вряд ли это принесет кому-то пользу. Каролине нужно преодолеть свой страх путем полного осознания ситуации и более разумно реагировать на происходящее "здесь и сейчас".
Фигура и фон
Перлза заинтересовал такой вопрос: почему люди часто действуют вразрез со своими очевидными нуждами? Чтобы объяснить, каким образом бессознательные жизненные потребности, такие как принятие в группу, руководство и привязанность, могут преобладать над осознанными, Перлз использовал термины "фигура" и "фон". Способы организации нашего поведения, направленного на удовлетворение этих потребностей, становятся настолько привычными, что мы о них не задумываемся. Каролина, например, не думает: "Поскольку я жить не могу без одобрения окружающих, то буду сидеть тихо, чтобы никто не мог меня отвергнуть". Ее мысли текут примерно в таком русле: "Эти люди такие неприветливые. Почему они не идут мне навстречу? Не выношу толпы".
Поэтому в данный момент ее потребность справиться с этой ситуацией является "фигурой" и полностью определяет ее поведение. Когда эта потребность будет удовлетворена, она отойдет на задний план и сольется с "фоном", а на первый план выступит какая-нибудь другая. Когда Каролина немного освоится в группе, то, возможно, наберется храбрости и задаст свои вопросы. Ее потребность в информации станет "фигурой", и она начнет действовать для ее удовлетворения.