Новейшие течения в культурной антропологии США
В 1970 – 80-х гг. в американской антропологии осуществляется поворот к исследованиям современных культур, в том числе и культуры США. Для американской школы становится характерным развитие большого количества течений и направлений, к важнейшим из которых следует отнести городскую антропологию, экономическую, политическую, антропологию религии, психологическую антропологию, прикладную антропологию, этноисторию, символическое направление и т.д. Развитие получили тенденции, рассматривающие культуру как системное целое и в связи с этим, системный подход и герменевтическое направление.
Современная познавательная ситуация в американской школе характеризуется проблемной ориентированностью. Это значит, что
изучаются и решаются те социально-культурные проблемы, которые имеют непосредственное прикладное значение и актуальность, а научные
исследования проводятся в соответствии с уже выработанными подходами и методами или на основе создаваемых концептуальных моделей.
В 1980-е гг. XX. кратковременный расцвет получила социобиология
(социальная биология), которая уступила приоритет культурной экологии, которая, пожалуй, и сегодня является «большой теорией» американской
антропологии. Под влиянием культурной экологии Дж. Стюарда развитие
получила экология религии О. Хульткранца. Специфику современного функционирования экологической антропологии составляет ее взаимодействие с экологической психологией, культурной географией (США), социальной географией (Западная Европа) и междисциплинарной областью исследований «экология человека».
Несомненной научной значимостью обладает американский вариант деконструктивизма, в частности исследования Йельской школы. Из литературоведческой практики прочтения текстов американский деконструктивизм трансформировался в метод, подход исследования социальных, политических и иных объектов и практик, рассматриваемых в качестве текстов.
Экологическое направление. Одним из ведущих направлений антропологии конца ХХ в. стала экологическая антропология. Круг проблем
исследования данного направления составляют взаимодействие природы и культуры, выявление роли природных факторов в генезисе культуры, особенности взаимосвязей и взаимовлияние между экологической средой и культурой в современной цивилизации. Экологическая антропология как самостоятельное явления возникла после Второй мировой войны, придя на смену теории поссибилизма. Последний рассматривал природную среду в качестве пассивного фундамента, на котором могут возникать и развиваться различные виды человеческих обществ. Природная среда играет лишь ограничивающую роль: она признается существенным фактором в объяснении, почему некоторые явления культуры отсутствуют, но не объясняет, почему они встречаются. Термин «экологическая антропология» был введен в научный оборот в 1955 г. американским антропологом М. Бейтсом. От классических версий географического детерминизма экологическая антропология отличается двумя особенностями. Во-первых, анализировалось взаимодействие природы и культуры: учитывалось влияние культуры на экологическую среду. Этому анализу подвергались культуры даже доиндустриального уровня. Во-вторых, окружающая среда рассматривалась только с точки зрения используемых человеком ресурсов и условий, а не как совокупность всех природных особенностей той или иной территории. В экологической антропологии выделяется несколько подходов к изучению взаимодействия природы и культуры. Наиболее распространен связанный с исследованиями Дж. Стюарда. Именно его, как уже говорилось, считают основателем данного направления. Основная идея концепции – исследование процесса адаптации культуры и общества к экологической среде. Причем адаптация рассматривается как процесс, отличный от простого приспособления человека к природе. Под адаптацией Стюард понимает взаимное влияние экологической среды на человека, общество, культуру (соответственно, наоборот), которое означает изменение обеих метасистем – природы и культуры. Культурная адаптация является процессом непрерывным, поскольку ни одна культура идеально не приспособилась к среде, чтобы превратиться в статичную.
Существенную роль в теории Дж. Стюарда играет понятие культурного типа, определяемое как совокупность черт, образующих ядро культуры.
Данные черты возникают вследствие адаптации культуры к среде и
характеризуют одинаковый уровень интеграции. Ядро культуры – это совокупность черт, наиболее непосредственно связанных с деятельностью по
производству средств существования и с экономическим устройством общества. Кроме того, ядро культуры включает также социальные,
политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования.
Идеи Дж. Стюарда получили дальнейшее развитие в трудах представителей американской культурной антропологии М. Салинса, Д. Беннета и Р. Неттинга.
Существенно дополнил культурно-экологический подход М. Салинс.
Он предложил относить к окружающей среде социально-культурные параметры, например, влияние других общностей, контактирующих с изучаемой культурой, а также учитывать тот факт, что культура, изменяя в процессе адаптации ландшафт, вынуждена приспосабливаться к тем изменениям, которым сама положила начало.
60 – 70-е годы в США проявилась экосистемная или популяционная антропология, включившая в поле исследований индивида с точки зрения его
биологических и демографических особенностей. В области теории этот подход отличается функционализмом, т.е. изучением закономерностей систем, объединяющих природные и социально-культурные явления. Важнейшими представителями экосистемной антропологии являются Э. Вайда и Р. Раппопорт. Главный объект их исследования – человеческие популяции. Основная задача состоит в объяснении действий тех механизмов
в культуре, которые постоянно поддерживают исследуемую экосистему в состоянии гомеостаза, или динамического равновесия. Р. Раппопорт
предложил выделить из понятия «окружающая среда» понятия реальной и воспринимаемой (когнитивной) среды. Последняя указывает на имеющуюся в представлении изучаемого народа среду, реальность.
Гипотеза о связи особенностей восприятия, познания, мышления со спецификой природного окружения стала центральным положением, вокруг
которого в 60-е годы XX в. концентрировались исследования проекта
«Культура и экология». Его активными участниками были американские антропологи Г. Барри, И.Чайлд, М. Бэкон, Р. Эдгертон, Р. Болтон, X.Виткин. Особо необходимо отметить вклад в разработку проблемы Дж. и Б. Уайтингов [1].
Основные понятия и взаимодействия рассматриваемой проблемы могут
быть представлены следующим образом. Природное окружение (экология), субстанциальная активность (экономика), процессы инкультурации, выраженные в способах воспитания детей, влияют на: 1) психологические особенности личности; 2) наличие или отсутствие детского труда; 3) особенности ритуалов и других проективных систем (магия, искусство, игры). Наибольший интерес ученых вызывала гипотеза о воздействии природного окружения на психологические характеристики личности, носящем не прямой, а опосредованный типом деятельности характер.
В итоге исследования 104 традиционных обществ, проведенных М. Бэкон и Г. Барри, гипотеза о тесной взаимосвязи экономики, природных условий и специфики психологических черт получила подтверждение. В
производящей экономике аграрных обществ ярко выражена тенденция к формированию у детей таких качеств, как послушание, ответственность,
воспитанность. Образуется психологический тип личности, для которого характерны уступчивость, уживчивость, умение жить сообща.
В обществах охотников и собирателей антропологи выявили установку на воспитание самоуверенности, стремления к индивидуальным достижениям и независимости. В целом из этих качеств складывается самоутверждающийся тип личности. Общий результат исследований
антропологов состоял в отыскании устойчивой корреляции между деятельностью по поддержанию существования, которая во многом определяется природными условиями, и характерными чертами личности, формируемыми в процессе социализации.
Несколько иначе подошел к этой же проблеме Р. Эдгертон, проанализировав четыре общества в трех странах Восточной Африки: Танзании, Кении и Уганды. Каждое из этих традиционных обществ
представляет собой смешение пастушеских и фермерских групп. Основная направленность исследований Р. Эдгертона – сравнительный анализ влияния природных условий, экономики, особенностей деятельности на личностные характеристики выделенных групп населения. Он обнаружил, что у пастушеской части населения более развиты такие свойства, как независимость, незавуалированное выражение агрессии и др. Основной
чертой, определяющей характер пастушеского населения, по его мнению, является «открытость». Необходимо подчеркнуть, что Р. Эдгертон не просто
констатирует наличие определенных черт характера, а исследует их функционирование в культурном контексте: в совместной деятельности по поддержанию существования, в сексуальных отношениях, в связи с психозами, депрессиями, самоубийствами. Аналогичное исследование было проведено Р. Болтоном и его коллегами в перуанских Андах.
Когнитивная антропология. Относительно самостоятельным подходом к проблеме взаимодействия между культурой и природой является изучение, как влияют на личность познавательные процессы и специфика восприятия, в свою очередь зависящие от природного и культурного окружения. Особенность такого подхода состоит в ограничении предмета исследования
процессами восприятия, познания, мышления и преимущественно
экспериментально-психологическим методом изучения.
Влияние природного окружения на особенности когнитивного стиля исследовал Дж. Берри. Наиболее интересен в этом плане сравнительный анализ этнической общности темне (Сьерра-Леоне, джунгли) и эскимосов Канады (тундра). Дж. Берри не получил однозначного подтверждения влияния ландшафта на особенности личности. Более надежно подтвержден факт опосредованного влияния природных условий на психологические
качества человека через тип хозяйства. В последующих работах Дж. Берри продолжил анализ психологической дифференциации личности в производящих и собирающих обществах и связал эту дифференциацию с уровнем иерархичности общности.
Наиболее фундаментальные труды по, касающиеся когнитивных исследований принадлежат Дж. и Б. Уайтингам и их соавторам. Они
исходили из психоаналитической теории научения, использовали экспериментально-психологическую и социологическую методику полевой работы. Первые контуры концепции, связывающей субстанциальную активность (понимаемую как экологическая адаптация), социализацию, особенности личности и проективные системы, были намечены в 1953 г. Дж. Уайтингом совместно с И. Чайлдом. Затем разработка этой темы была
продолжена Уайтингом в 1961 г. в статье «Процесс социализации и личность», вошедшей в книгу «Психологическая антропология», изданную под редакцией Ф.Хсю. В новом издании этого труда в 1972 г. Дж.Уайтинг в соавторстве с Ч. Харрингтоном дополнил свою схему природным окружением. Исследования Дж. и Б. Уайтингов и их соавторов отличаются глубинным теоретическим осмыслением рассматриваемого круга проблем и интенсивной полевой работой. Наиболее фундаментальным их исследованием является «Проект шести культур», включающий ряд коллективных монографий. Обобщающий и итоговый труд этой серии - книга «Дети шести культур. Психокультурный анализ» (1975), в которой теоретическая концепция Дж. и Б. Уайтингов получила наиболее разностороннее развитие и эмпирическое подтверждение. Их модель психокультурного развития - это методология целого цикла исследований; ее значение выходит далеко за рамки изучения развития детей в шести культурах. Это своеобразная материалистическая концепция воспроизводства в традиционных культурах. В ней взаимодействуют экологическое окружение (климат, флора, фауна), история, поддерживающие субстанциальные системы, детское обучающее окружение (культурная среда), взрослая личность в единстве приобретенной и врожденной составляющих и проективные системы (религия, магия, ритуалы, искусство и отдых, игры, уровень преступности и самоубийств).
В последующих трудах Дж. и Б. Уайтинги специально рассматривали роль окружения в психологической антропологии. «Для психологической антропологии, – пишут они, – важность инвироментальных факторов объясняется в первую очередь их воздействием на поддерживающие системы, экономику, образ жизни и социальную структуру, которые
детерминируют разделение труда, статус и роль взрослых». Эффект такого воздействия на психологические свойства личности, прежде всего в западных цивилизациях, не всегда заметен. Поэтому «одна из важнейших функций психологической антропологии состоит в отыскании этих скрытых различий» [2, с. 55].
Наряду с опосредованным влиянием природного окружения Дж. и Б. Уайтинги выделяют и более непосредственное его воздействие на экономику,
социальную и политическую структуру общности. Значительное место в их исследованиях отводится изучению непосредственного влияния природных условий на отношение детей-родителей. Как показывают последние исследования, степень контакта младенца с родителями может существенно
влиять на его развитие в более позднем возрасте. «Согласно нашей гипотезе, тесный физический контакт, – отмечают Дж. и Б. Уайтинги, – может иметь
продолжительный эффект в реакции на физический стресс, физический рост и стиль коммуникаций» [2, с. 54] и, наконец, на особенности характера ребенка. Важность непосредственного контакта с ребенком подтверждается современными исследованиями. Например, Р.Хайнд отмечает, что
«тактильный, термальный стимулы, идущие от матери, вносят существенный вклад в ритм дыхания ребенка» [3, p. 113 - 114].
Этологическая тенденция американской антропологии. Особую группу составляют исследования о воздействии окружения на психологические характеристики личности в рамках этологического подхода к изучению культур. В этологии человека в рассматриваемой проблеме анализируется поведение в социальном и природном пространстве. Влияние окружения на психологические качества личности отражается в категориях, выражающих эмоционально-психологические состояния человека: агрессивность, враждебность, эмпатию, тревогу, привязанность, страх, любовь и др. Важную связующую роль здесь играет потребность в уединенности и общении и степень их удовлетворения в современных и индустриальных обществах. Нарушение связи «Я – другие», неудовлетворенность потребности в общении ведут к деградации личности вплоть до тяжелейших психопатологий.
Изучение воздействия социального и природного пространств состоит в установлении того, в какой степени они способствуют существованию и отсутствию, а также интенсивности эмоционально-психологических состояний. Наиболее наглядный пример подобного анализа – выявление причин, способствующих существованию такого качества человека, как агрессивность. На интенсивность его проявления воздействует непосредственное физическое окружение: температура воздуха, сила звука, а также ряд социально-психологических факторов (скопление народа, деятельность средств массовой информации). Предметом изучения становится и влияние на агрессивность, тревожность и тому подобных качеств климата, географических условий (высокогорье, изменение или стабильность светового дня).
В 1970 – 80-е годы влияние окружения на эмоционально- психологические состояния личности исследуется более системно и целостно. Прежде всего изучается взаимодействие личность-пространство (person-place). Наиболее интересное воплощение такой подход получил в концепции территориального функционирования Р. Б. Тейлора. Территориальное функционирование рассматривается во взаимосвязанной, культурно- и социально-определенной системе поведения, чувствования, познания. Данная концепция имеет психологические, социально- психологические и экологические последствия соответственно для индивида, малой группы и экологической системы. Важнейшее психологическое следствие на индивидуальном уровне - уменьшение стресса, что ведет к уменьшению агрессивности, враждебности. На уровне малой группы на основе эмпатии повышается сплоченность. Экологические последствия состоят в более эффективном функционировании окружающей среды - природной и квазиприродной. Территориальное функционирование эффективно тогда, когда учтены социальные и культурно-обусловленные факторы, необходимые для существования человека как в традиционном, так и в современном обществе.
Обращает на себя внимание такой феномен, как привязанность к месту, определяемый как «аффективные связи между индивидом и его
непосредственным окружением» [4, p. 102 – 104 ] то явление играет далеко не последнюю роль в формировании характера человека, в его отношении к миру.
1. Белик, А.А. Культурология: антропологические теории культур / А.
Белик. - М., 1998.
2. Whiting, B. B., Whiting, J. W. A Strategy for Psychocultural Research / B.
B. Whiting, J. W. Whiting // The Making of Psychological Anthropology. N.Y.,1979. P. 55.
3. Hindu, R. A. Individuals, Relationships, Culture / R. A. Hindu N.Y.,1987. P.
113 – 114.
4. Taylor, B. Human Territorial Functioning / B. Taylor. Cambridge. 1988. P.
6, 88,
БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ