Классификация общеучебных умений
(Автор И.Я. Лернер)
1-я группа – организационно-учебные умения:
- осознавать и определять цели задания;
- планировать условия и последовательность работы разной степени продолжительности;
- контролировать соответствие плана цели задания;
- составлять простой и сложный план;
- контролировать точность высказанной мысли;
- участвовать в коллективной познавательной деятельности в роли ведущего или рядового;
- консультировать;
- выбирать существенные условия, обеспечивающие учебные действия;
- проверять по ходу и после работы ее рациональность, возможности ее корректирования и совершенствования;
- соблюдать гигиену умственного труда.
2-я группа – практические учебные умения:
- беглое чтение;
- беглое письмо;
- умение слушать, сосредоточиваться на слушании;
- библиографические умения;
- пользоваться справочными материалами;
- составлять конспекты;
- работать с графиками, таблицами, картами;
- составлять строгие алгоритмы;
- пользоваться обобщенными схемами действия;
- обращаться к вариативным способам действия;
- осуществлять мнемонические действия;
- графически изображать мысль;
- планировать построение простых опытов;
- выполнять действия точно и аккуратно;
- связно, последовательно пересказывать;
- выбирать объект для наблюдения, быстро подмечать детали;
- повторять учебный материал;
- строить способы контроля над ходом и результатами деятельности в зависимости от условий.
3-я группа – интеллектуальные учебные умения:
- выделять главное в тексте;
- составлять тезисы сообщения;
- составлять рецензии на статью, литературное произведение, выступление;
- формулировать проблему, подлежащую решению;
- составлять свои комментарии к тексту или конспекту;
- воспринимать цепь суждений из 2-4 (и больше!) звеньев;
- выделять элементы изучаемого объекта, важные для данной задачи;
- выявлять обобщенный принцип действия;
- мысленно проигрывать варианты мысли, решений;
- переформулировать идеи в разных вариантах;
- вызывать ассоциации в связи с темой осмысления;
- восстанавливать в памяти содержание на основе логического выведения из наличных знаний;
- контролировать логику развертывания чужой и своей мысли;
- систематизировать данные из нескольких источников информации;
- конкретизировать обобщенную идею в необходимой (заданной) логике;
- пользоваться логическими схемами изложения и распределять знания по их пунктам
- определять состав выполненного и предстоящего действия;
- определять круг вопросов обсуждаемой темы;
- рефлексировать по поводу своей познавательной деятельности;
- иерархизировать акты познавательной деятельности;
- построить объяснение объекта;
- преобразовывать объяснения в зависимости от целей, условий, адресата;
- опознавать виды связей (причинно-следственных, функциональных, генетических);
- самостоятельно формулировать определения понятий;
- по определению строить вытекающий из него способ деятельности.
4-я группа – психолого-характерологические умения:
- сосредоточиваться на работе;
- организовывать свою волю для преодоления возникших трудностей при решении учебных задач;
- распределять внимание между 2-3 объектами;
- самонастраиваться на деятельность учения;
- самонастраиваться на коммуникативную деятельность, связанную с учением; управлять своими интересами, влиять на свои мотивы;
- давать самоотчет в степени подготовленности к выполнению задания и в степени достижения цели учения и пр.
Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.94-102.