Заповеди младшего школьника 3 страница
11. Тупиковость молодежной контркультуры состоит в том, что, хорошо представляя недостатки взрослого мира, она не выдвигает никаких позитивных программ. В лучшем случае выдвигается идея всеобщей любви, которая спасет мир. Увы, в этом рецепте слишком явно просвечивается специфика именно шестого возраста. Для излечения больного человечества идеи всеобщего братства людей на основе любви явно не достаточно. Хотя проповедников любви хватает и в других возрастах. Как правило, это люди с годовыми знаками Крысы, Обезьяны и Дракона.
12. Гормональная революция в сочетании с драматическим темпераментом, да еще в условиях торжества любви, которая всегда рискует остаться без взаимности, чрезвычайно истончает грань между нормальным, стабильным состоянием и состоянием пограничным. Таким образом, риск депрессии, стремление к самоубийству и возможность лишиться рассудка в этом возрасте чрезвычайно велики. Недаром молва так упорно связывает любовь с умалишенностью. Так что риски возраста крайне велики. А еще очень велик риск так называемой сублимации, когда дар любви, не находя выхода, превращается в свою противоположность – ненависть. Впрочем, это также можно считать формой сумасшествия.
13. Лечение от депрессии в этом возрасте состоит в ударных дозах общения, в ласке и любви. Никаких запретов, никаких ограничений. Так что засиживаться в читальном зале до полного умопомрачения не стоит, уж лучше с друзьями посидеть за карточным столом или в пивнушке. Это я о тех случаях, когда приход депрессии или умственной слабости уже вполне ощутим. И никакого одиночества, никакой гордыни. Расслабиться и всех считать милейшими людьми.
14. Девушки рискуют гораздо меньше юношей, они трезвее и не раскрепощаются так беззаветно.
Они играют в те же игры, но остаются трезвее. А вот интеллект, безусловно, начинает стремительно отставать от мужского, и причина этого отставания в том, что началась сдвойка (шестой и седьмой возрасты) специфически женской модели развития. Жизненные цели юношей и девушек стремительно разбегаются. Юноши продолжают учиться, девушки ищут мужей. В определенном смысле высшее образование для девушек – это нечто вроде брачной конторы по поиску правильных женихов, а не учебное заведение, в котором определяется тип мышления. Вот, кстати, почему так хорошо заметно образование на лице у юноши и так плохо у девушки. Фатальный знак скорее скажет о любви и браке девушки, чем о ее образовании.
15. Открытая психология, иллюзия любовных идеалов – все это дает возможность девушке максимально широким образом отсканировать спектр потенциальных мужей. Копать надо широко, а вот замуж выходить еще рано. До самого конца возраста стоит иметь в виду нескольких претендентов, стараясь по возможности объективно сравнивать их достоинства.
16. Что касается взаимодействия с фатумом, судьбой, в этом возрасте присутствие высших сил ощущается непрерывно, В зигзагах конкурсного отбора в институт, в зигзагах работы комиссии по распределению выпускников вузов, в первой взрослой любви, в замужестве. Одним словом, рука судьбы везде. Воистину, шестой возраст – это настоящий перекресток жизни, на котором, с одной стороны, встречаются детство и старость, а с другой стороны, обрываются связи со старыми мирами и завязываются связи с мирами новыми. Особенно перенапрягаться не стоит. Если чего-то не случилось, то будет еще один шанс попасть на главный перекресток – это восьмой возраст (31–40).
17. Шестой возраст, если все было сделано правильно, несет человеку невиданный интеллектуальный взлет. Начиная возрастной период амбициозным, но ничего не понимающим в этой жизни школяром, юноша заканчивает его высококлассным специалистом, может, не слишком опытным, но вполне конкурентоспособным. Если окончен хороший вуз, то страх перед взрослым миром исчезает полностью. Это означает окончательную утрату инфантильности. В принципе можно начинать карьеру любой степени сложности. Для политической карьеры, может, рановато, а вот коммерческая уже вполне пойдет. Великим идеологом не станешь, а вот приличным физиком вполне можно стать.
18. Таким образом, итог возраста – это потеря интеллектуальной беспомощности. Интеллект достиг максимального уровня. А вот практическая реализация на нуле. Тут самый главный вектор дальнейшего движения. Столько лет учиться, пора уже начинать что-то делать. Пора искать свой персональный объект для работы, искать тему, на которой можно будет заработать имя, на которой можно выковать свою личность. Нечто похожее можно сказать и о девушках. Хватит уже говорить о любви и тренировать свои чары на разных людях, пора найти свой персональный объект для создания семьи, для создания своего личного мира, в котором будет все – муж, дети, дом. Ну и так далее...
ВОЗРАСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА
КАБАН (от двадцати четырех до тридцати одного)
Удивительно расположение седьмого возраста в жизненном пространстве человека. С одной стороны, проблемы взросления почти исчерпаны, жажда независимости и свободы более не поглощает человека целиком, а с другой – ничто еще не поздно, ни карьера, ни семья никуда не убегут, все еще будет... Главное, что еще есть право на ошибки, есть возможность пробовать, искать, заблуждаться.
Единственный запрет – не запрет даже, а пожелание к этому возрасту – не принимать необратимых решений. В остальном же – это самый роскошный возраст, веселый, в меру компанейский, в меру эгоистический, самый здоровый, не самый бедный, одним словом, живи – не хочу.
Меж двух стремительных, судьбоносных, фатальных возрастов (Крысы и Собаки) Кабан выгладит эдаким островом спокойствия и благодушия в море страстей, спешки, вечного страха не успеть, не доделать, не дожать. Однако, как мы уже убеждались не раз, пустого времени не бывает, и если предусмотрена законами развития некая пауза, некий период пробуксовки и безответственности, то это всего лишь означает, что прогресс из сфер видимых переместился в области внутреннего роста.
Возвращение к реальности
Процесс обучения в средней (12–17) и высшей (17–24) школах вполне соответствует нереалистической сути знаков Быка и Крысы. Эти знаки оторваны от реальности, предпочитая ей мир умозрительный, идеальный. Отданный в обучение человек живет в мире книжных знаний и учебных умений, подчас никак с жизнью реальной не связанных. В возрасте Кабана по окончании учебы приходит время встретиться с реальностью, и тут реалистическое мышление Кабана очень кстати.
Возвращение к реальности – это как пробуждение после сна, понимаешь, как смехотворны былые экзаменационные волнения, как нелепа зубрежка, как наивно было хранить конспекты лекций в надежде, что они пригодятся в практической работе. Одновременно и параллельно идет прощание с идеалами молодости, слишком абстрактными, декларативными и наивно-романтическими.
Родившийся в учебных аудиториях интеллект наконец-то обретает реальный объект для своей работы. Юный врач получает своего первого пациента, юный ученый проводит первые самостоятельные эксперименты, юный учитель обретает первых учеников. Все это уже не шутки, не игра, не тренировка – это реальность. И все же не стоит переоценивать самостоятельность, ответственность и значимость первых шагов молодого специалиста. Как и всякий другой завершитель, Кабан уверен, что нет нужды с первых же шагов карьеры браться за «изобретение велосипеда», а потому ищет авторитет, на который можно опереться. Поэтому так тяжело в этом возрасте без шефа, шеф нужен – и для руководства неокрепшим интеллектом, и для оправдания безыдейности Кабана.
По сути, весь возраст еще не столько начало творческого пути, сколько набор практического опыта. В этом главное предназначение реализма – «опыт – сын ошибок трудных»... Два предыдущих возраста дали знания, теперь к знаниям должен быть добавлен опыт.
Работа реалистического мышления подобна игре. В третьем (3–7) возрасте ребенок, играя, формировал свой образ жизни, языковую сферу бытия, в седьмом приходит пора интеллектуальных игр, мужчина в этом возрасте не столько творит, сколько умствует, подражает настоящим творцам. Впрочем, если Корней Иванович Чуковский признавал за третьим возрастом лингвистическую гениальность, почему бы нам и не признать, что вторичность мышления Кабана сочетается с уникальным по мощности интеллектом. Кабан, безусловно, самый интеллектуальный знак, тем более что его интеллект еще не имеет практической ценности и существует как бы сам для себя.
Если дать возможность дошкольнику повалять дурака до 7 лет, не гнать его в школу раньше наступления четвертого возраста (7–12), то он станет учиться лучше, чем его сверстники, начавшие обучение раньше срока. Так же и с научной карьерой в возрасте Кабана – если карьера начата слишком рано, то будет протекать вяло и не даст хорошего результата. Ошибки и провалы, бесконечный возврат «к разбитому корыту» – вот удел возраста Кабана, и тогда в возрасте Собаки родится настоящий ученый (врач, учитель и т. д.).
Увы, человечество еще не вышло окончательно из старых представлений о мужской карьере. Многим до сих пор кажется, что мужчина в 24 года уже должен встать на магистральную дорогу своей жизни, возглавить семью, организовать бизнес, застолбить территорию научного поиска. На деле же, как бы серьезно ни выглядел мужчина, в этом возрасте он остается игроком, пустоплясом, пересмешником, в определенном смысле более ребенком, чем в романтическом возрасте Крысы. По крайней мере, в прошлом возрасте мужчина точно знал, кем он хочет стать, а в этом возрасте тема предпочтения его уже не занимает, он готов менять свои пристрастия беспрестанно, при этом речь идет не только о хобби, но и о профессии, не только о дружбе, но и о любви.
Может показаться, что реализм делает Кабана человеком, хорошо приспособленным для ведения хозяйства. На деле же Кабан скорее удачливый финансист, чем основательный хозяин, скорее любитель красивой жизни, чем гарант стабильного существования.
Красота – извечный спутник реалистического мышления. В возрасте Козы ребенок стремился красиво говорить, теперь, в возрасте Кабана, мужчина стремится красиво мыслить, но одновременно и красиво жить. Разумеется, у каждого свои представления о красивой жизни. Кто-то предпочитает путешествовать, кто-то – гулять с компанией дружков, кому-то милее богемная жизнь тусовки. И уж, наверное, в список жизненных красот не входят грязные пеленки, молочные кухни и бессонные ночи с ребенком на руках. Оборотной же стороной эстетских воззрений Кабана является его страсть к некоему самолюбованию, что делает мужчину в этом возрасте идеальным объектом для заманивания, опутывания брачными сетями. В следующем возрасте мужчина станет для вовлечения в брак очень неудобным объектом.
Безволие Кабана вполне компенсируется романтической боевитостью знака. Указанная боевитость делает седьмой возраст более удобным для военной службы, чем шестой возраст (17– 24), непригодный для нее ни в каком виде по очень многим причинам.
Идеальная жена
Если мужчину возраст Кабана делает самым завидным женихом, то женщина идеальный возраст невесты уже миновала й в возрасте Кабана предпочла бы не очаровывать мужчин вообще, а применить свои чары к одному-единственному избраннику.
Вместо достаточно поверхностного реалистического мышления женщина обретает глубокое и загадочное мистическое мышление. Если главной научной, карьерой женщины считать постижение мужчины, то период общего обзора в возрасте Крысы сменился периодом подробного изучения и экспериментирования в возрасте Кабана. Научный гений женщины достигает в этом возрасте своего максимума. Именно в этом возрасте она обладает инструментами для полной расшифровки сущности мужчины, именно в этом возрасте наиболее четко виден прообраз грядущей женской науки – закрытость, мистика, индивидуальный подход. Стоит напомнить, что мужская наука держится на совсем других принципах – обобщении, воспроизводимости эксперимента. Нельзя сказать, какая наука лучше, каждая хороша на своем месте, мужская наука лучше при изучении природных объектов, женская сильнее при изучении человека.
Результатом научных изысканий женщины возраста Кабана является достаточно полная информация о муже, его привычках, его желаниях, его способностях, не исключено даже, что можно получить информацию о будущей карьере мужа, а стало быть, судьбе всей семьи. Вот почему так важно, чтобы муж был получен в самом начале возраста Кабана (либо в конце возраста Крысы) – именно тогда успех в его изучении будет наиболее полным. Становится понятным также, почему женщин так раздражает сама мысль, что муж дается не навсегда, а на время, уход мужа не просто потеря близкого человека – это потеря всех научных прозрений, крушение научной карьеры женщины.
Удивительной способностью женского мистического мышления (знаки Козы, Кабана, Кота) является сочетание максимального владычества над мужчинами и минимальной зависимости от них. В отличие от мужчин-мистиков (Крыса, Обезьяна, Дракон), вечно горящих огнем любви, женщины-мистики не имеют внутреннего огня, а потому не так зависимы от капризов любимого человека. Такое положение только подтверждает научный смысл роли жены – излишняя любовь внесла бы элемент предвзятости в чисто научное исследование. У женщины еще будет возраст, в котором любовь снова может стать неуправляемой страстью, пока же это только наука (сначала постижения, а затем и управления мужчиной).
Теперь представим себе, что в этом напряженном и насыщенном для женщины возрасте, когда на счету каждый день, каждая минута, вдруг приходится родить и воспитывать ребенка. У этого шага два серьезных следствия, и оба негативны. Первое – недостаточное постижение мужа, а стало быть, недостаточная способность им управлять (когда-нибудь эта недостаточность может стать роковой), второе – неспособность с первых же дней всецело сосредоточиться именно на ребенке, в результате гарантированное недовыполнение возрастных программ ребенка.
Разумеется, что для разных знаков и для разных браков оптимальные сроки рождения первого ребенка могут варьировать, однако мы будем ориентироваться все же на интервал 28–32 года, беспроигрышный для всех.
Что касается призыва к красивой жизни в возрасте Кабана, то напряженность научных женских изысканий тут не помеха, ибо наука эта развивается не столько интеллектуальным путем, сколько путем эмпирического поиска максимально приятного для супругов образа жизни, поиска взаимоприемлемого стиля общения. Можно уверенно сказать, что каждый потерянный супругами в этом возрасте день (на холостяцкие пирушки или на воспитание детей) впоследствии скажется на их отношениях.
Закрытость
Интересные парадоксы – идеальная невеста открыта миру, идеальная жена закрыта. Идеальный жених тоже закрыт, видимо, для того, чтобы не расширить круг претенденток, а сузить его до предела.
Действительно, закрытость можно трактовать как стремление сузить круг общения, взамен сделав общение интенсивнее, глубже. С этим, собственно, и связано жениховство мужчины. В открытом возрасте Крысы мужчина не мог представить себя скованным узами брака. В закрытом возрасте Кабана он понимает, что никакой брак не в состоянии ограничить его свободу, ибо свобода внутри, в бесконечном погружении вглубь, а отнюдь не в отсутствии внешних ограничений...
Для рождения и воспитания детей закрытость вроде бы не помеха, однако эстетство закрытых знаков, стремление к богемности, интеллектуальной игре и очень неопределенная мораль (если не сказать, отсутствие морали) делают стихию закрытости далекой от проблем детства. Реально в возрасте Кабана ребенок воспринимается как говорящая кукла, скорее объект для сомнительных интеллектуальных новаций, чем абсолютный смысл бытия, вместилище всех чаяний и надежд, как это бывает в возрасте Собаки. Именно ортодоксальные возрасты стоят на жизненном пути человека как острова семейной стабильности. Закрытый возраст (так уж случилось) лишь доводит человека до такого состояния, что его тянет к ортодоксальной стабильности. Никогда в жизни человека за закрытым возрастом не следует открытый, а всегда ортодоксальный. Соответственно, закрытость почти всегда приходит после возрастной открытости, дабы затормозить центробежность жизни и обратить ее в центростремительность.
Закрытость – это всегда стремление уйти от общественных пристрастий к своим личным. В открытом возрасте все на одно лицо, в закрытом – каждый должен найти свое собственное лицо. Внешне ничего особенного не происходит, однако однородность молодежных компаний после 24 лет исчезает, кто-то оказывается более ловок, кто-то более умен, кто-то удачлив, кто – то нет, одному все подавай сразу, а другой готов затеять долгое неподъемное дело. Многоликость компаний в возрасте Кабана – залог их будущего развала, который в возрасте Собаки объясняется семейными и профессиональными обязанностями.
Появление в возрасте Кабана индивидуального лица у каждого человека можно понимать достаточно буквально, и тогда получается, что за всю жизнь у человека проявляется всего четыре лица. Первое (для родителей) во втором возрасте (1–3), второе (для брака) в седьмом возрасте (24–31), третье (для людей, для власти) в девятом возрасте (40–55) и, наконец, последнее лицо (для Бога) в двенадцатом возрасте (после 85 лет). В том же смысле можно говорить об индивидуальности, которая также рождается четыре раза в течение жизни.
Возвращаясь к брачной теме, можно заметить, что если женщина вышла замуж в начале возраста Кабана, то ее индивидуальность сформируется по образу и подобию мужа, если же позже, то надежд на «перевоспитание» жены мало.
Последняя молодость
Психологическая особенность, связанная с процессом возмужания, – специфическая характеристика молодежного мировосприятия – длится уже третий возраст подряд. Эту характеристику можно называть грубостью, низкой чувствительностью, безжалостностью, а смысл ее все тот же – дать возможность человеку, покинув один дом и не построив пока другой, побродить по свету без всякого риска для здоровья.
Пока эта характеристика не покинула человека, можно позволить себе и бессонные ночи, и неумеренные гулянья, и работу до седьмого пота. На деле же лучше всего использовать ее для тренировки тела, закалки организма, создания запаса физической мощи на будущие времена.
Благодаря этому свойству можно испытывать комфорт в любой некомфортной обстановке, и это дополнительная возможность пожить в свое удовольствие. А вот если в этом возрасте появится ребенок, то не избежать недоразумений, ведь ему-то комфорт нужен, нужно ему и сочувствие, которого в этом возрасте еще очень мало. Конечно, отсутствие возрастного сочувствия может быть компенсировано врожденным знаком, общим материальным инстинктом, наличием бабушек, тетушек и так далее. И все-таки воспитание ребенка так сложно и так скоротечно, что каждая калория материнского тепла на счету и надо выбирать максимально удобный момент. Придуманная некоторыми мамами «рокировка» – родить в возрасте Кабана, а повеселиться в возрасте Собаки – никуда не годится, ибо в возрасте Собаки веселиться не хочется, уж лучше повеселиться в возрасте Кабана... на всю оставшуюся жизнь.
Природный оптимизм
Возраст Крысы, такой романтический, насыщенный событиями, но лишенный механизмов энергосбережения, выматывает человека до предела. Редкий молодой человек не сталкивается в том возрасте с депрессиями, срывами, глубокими страданиями. Следующие за возрастом Кабана возрасты Собаки и особенно Змеи также очень бедны энергетически, а потому возраст Кабана – это, по сути, главная «бензозаправка» взрослого мира. Если в это время не накопить энергии, то больше просто и некогда. Причем энергия идет и в прямом виде, и потом еще много лет в виде радостных воспоминаний. Очень многие компании, кстати, так и существуют на «бензине» воспоминаний о тех безумствах, что позволяли себе в благословенном возрасте Кабана.
Вспомнив, что данный тип темперамента встречается в обоих школьных возрастах, мы поймем, что при всем солидном виде возрастной Кабан всего лишь школьный озорник, со всеми присущими школьным временам хохмочками, а потому не будем ждать от этого возраста степенности и благоразумия. Разумеется, что, став в этом возрасте родителями, молодые люди не смогут сыграть классическую роль занудливых воспитателей, не смогут осадить расшалившегося ребенка, не смогут держать воспитываемого в рамках приличия. Им бы самих себя в рамках держать.
Последний пионер
Знак судьбы, связанный с жаждой первооткрывательства, встречался в жизни ребенка первого и третьего возрастов. Тогда эта жажда была вполне объяснима: первый вздох, первый глоток, первый синтезированный звук, потом первая мысль, первое сочиненное слово и так далее. Так зачем же теперь выпускнику института, молодому специалисту нужно это смешное и наивное детское свойство самонадеянного первооткрывательства? Оказывается, нужно, да еще как. Покинув последний пионерский возраст в семь лет, человек три возраста кряду был в обучении, пионерство ему было ни к чему, от него требовалось делать то, чему учили педагоги. Теперь обучение кончилось, и вновь от человека потребуется «нахальство» пионера, его неукротимый дух первооткрывателя, когда ему предстоит выдать первую самостоятельную научную идею, написать первую научную статью, сделать первый доклад, защитить первую диссертацию. Одним словом, именно в этом возрасте психологический барьер по преодолению зависимости от авторитетов наиболее просто преодолеваем. Это же относится и к сфере семейной жизни, где тоже все впервые – первый брак, первая супружеская ссора, первое примирение, первая яичница, первый заработанный для семьи утюг (холодильник, автомобиль и т. д.). Самое же главное, что любая новизна в радость, стабильности бытия еще не хочется.
Стоит ли добавлять в этот водопад нововведений еще и первого ребенка, первые пеленки и так далее? Подумайте. В любом случае необходимо помнить, что оборотной стороной пионерства является неспособность доводить начатое дело до конца. Пионеру все интересно только в начальной стадии, потом следует охлаждение. Умение вести дело от начала до конца, именуемое ответственностью, придет лишь в следующем возрасте.
По той же причине не стоит в возрасте Кабана начинать дело всей жизни, лучше поискать себя в разных сферах, в разных направлениях, обогатиться интеллектуально, чтобы в 31 год найти действительно большое дело.
Таков этот возраст, в котором еще ничего не поздно, в котором как мужчина, так и женщина выходят на максимальные свои возможности, максимальные таланты. Задача возраста не только в том, чтобы развить эти таланты, но и в том, чтобы не растранжирить их раньше времени.
Заповеди интеллектуала
1. Перво-наперво необходимо разлюбить кумиров и приучить себя сомневаться в истине любого уровня солидности. Так рождается первое кардинальное отличие от предыдущего возраста. Тогда, в шестом возрасте, при всей возможной тяге к созданию контркультуры, интеллект еще очень и очень робкий. Собственно, контркультура потому и создавалась, что на одной площадке со взрослым миром юношество выступать было еще не готово. Кроме того, общий настрой возраста был очень уж благодушным и восторженным, для борьбы с авторитетами не хватало духа оппозиционности, интеллектуальной наглости. Именно того, что несет человеку седьмой возраст. В шестом возрасте надо было конспектировать лектора и хорошенько все зубрить перед экзаменом. Теперь же можно и нужно пользоваться разными источниками знаний, сравнивать их, сомневаться, критиковать.
2. Во-вторых, необходимо научиться копать вглубь. Прошлый возраст приучил к поверхностному взгляду на вещи. Слишком все было общо, слишком панорамно. Выбрав свой персональный объект, надо изучить его досконально и всесторонне. Можно сказать, что происходит своеобразная рокировка. В прошлом возрасте насаждался взгляд на весь мир с одной колокольни (тот самый стиль мышления). Теперь надо резко сократить территорию интересов, смотреть в одну точку, но значительно разнообразить число точек зрения, перепробовать все подходы, побывать на всех возможных колокольнях, с которых можно увидеть выбранную точку.
3. В-третьих, надо научиться отличать правду от выдумки. Слишком долго бывший школьник и студент купался в инфантильности и безответственности. Откуда при такой ситуации у него разовьется чувство реальности? Только от опыта. Нужно научиться не только проектировать, но и доводить до рабочего состояния свои проекты. Вот тут-то интеллектуал и должен проявить себя как реалист, умеющий распознать, что в его идеях соответствует реальности, а что нет. Тогда и появится «опыт – сын ошибок трудных»!
4. Ну и, наконец, надо полюбить интеллектуальность в самом себе. Никем не станешь без любви. Не полюбив в себе сложность, глубину, умение крушить авторитеты, разоблачая их через несоответствие реальности, не станешь настоящим интеллектуалом. Так что к таким чудовищным грехам, как непочтительность и наглость, добавляется еще и спесь. Увы, такова цена прорыва к вершинам. Время комплексов неполноценности еще настанет (девятый возраст), пока же надо набираться наглости, раздуваться от спеси, будто бы мыльный пузырь, бесконечно заниматься самолюбованием.
5. Что касается эрудиции, которую в последнее время почему-то принято отождествлять с интеллектом, она конечно же не помешает, но самоцелью быть не может, в цене совсем другие приемы познания мира. Куда важнее проводить параллели, искать аналогии, уметь увидеть сходство между на первый взгляд разнородными категориями. В конце концов, обрести некое предчувствие, развить интуицию, обострить чутье. Все это многократно ценнее туповатой эрудиции, которая есть всего лишь неразобранная куча знаний. Одним словом, пора в этой куче наводить хоть какой-то порядок.
6. Не в цене у истинных интеллектуалов и быстромыслие, которое, может быть, и нужно полководцу на поле боя, но для интеллектуальной работы почти непригодно. Интеллектуал скорее тугодум, готовый каждую ситуацию, каждую свою мысль бесконечно обмусоливать с разных сторон, обдумывая ее множество раз, пока наконец-то не блеснет что-то действительно ценное.
7. А вот свобода поиска у интеллектуала в большой цене. Не скованный догматизмом изученных наук, не попавший пока в плен собственных разработок и догм, интеллектуал является потенциальным гением, именно благодаря абсолютной свободе и неангажированности своего мышления. Он может все. В следующем возрасте метания станут самым страшным грехом, а пока разбросанность и жизненная непоследовательность – это большое благо. Причем желательно проносить дух свободомыслия и праздного шатания через все сферы жизни. Менять профессии, менять пристрастия, менять все, что угодно. Разве что дружков своих не менять, выбрав себе в подмогу таких же беспечных путешественников по миру интеллектуальных развлечений.
8. Глупо в столь прекрасном и жизнерадостном периоде жизни становиться безвозвратно женатым, безвозвратно преданным какой-либо идее. Но особенно опасно в этом возрасте реализовать свои заветные мечты. Пусть все носит временный характер, а мечта, имеется в виду главная мечта, остается далекой и несбыточной. Дабы не растерять темп движения по жизни, в седьмом возрасте (как и в пятом) не стоит стремиться к слишком успешной реализации, дабы сохраниться для лучших времен. Есть такое понятие: «свободный агент» – это идеал для седьмого возраста. Сам еще не лидер, но и другим лидерам кланяться уже поздно.
9. И все же вопрос остается: как долго выдерживать свой интеллект в свободно подвешенном состоянии? В аналогичной ситуации с дошкольником мы ждали, когда вывалятся первые молочные зубы, чтобы отдать ребенка в школу. Чего ждать теперь? Что должно вывалиться, чтобы человек перестал изображать из себя великого интеллектуала и, наконец, занялся делом? На кого-то влияет женитьба, кого-то сдвигает рождение наследника, кого-то отрезвляет пошатнувшееся от беспрерывного загула здоровье. И все-таки главным является момент накопления энергии сверх критического уровня. Дело в том, что весь седьмой возраст идет непрерывное накопление энергии, энергии движения. Как только энергии становится больше, чем человек может в себя вместить, начинается восьмой возраст.
10. Находясь между двух фатальных, а стадо быть, божественных возрастов (шестой и восьмой), седьмой возраст оказывается возрастом главного резерва высших сил. Представьте, что на неком всемирном конкурсе судьбы большинство людей уже получило свои предназначения в шестом возрасте. Но остается некая группа то ли неудачников, то ли, напротив, счастливчиков, которые должны еще целый возраст провести в зале ожидания, оттачивая свой интеллект, дабы получить свою судьбу с опозданием на десять лет, дабы броситься вдогонку давно убежавшим вперед сверстникам. Таким образом, истинных баловней судьбы ждет прорыв восьмого возраста и к нему надо приготовиться.
11. Теперь о женщинах. В то время как мужчины затачивают свой интеллект до состояния опасной бритвы и вот-вот сами порежутся о него или кого-нибудь им зарежут, женщины ничем таким не заняты. Со времен шестого возраста дорожки двух полов уже разошлись очень далеко. Настолько далеко, что в следующем возрасте их придется насильно сводить обратно. А пока женщины в седьмом возрасте, они интеллектом не блещут, а, напротив, достигают какой-то удивительной нирваны, выключаются из системы мирового прогресса. Они как бы становятся инопланетными существами, забывают о том, что в жизни надо куда-то бежать и к чему-то стремиться. Это удивительное состояние очень женщинам к лицу и украшает их необыкновенно. Одним словом, нежданно-негаданно, без всякой логики и подготовительной работы женщины вдруг становятся невероятно женственны и прекрасны. Лучше, чем в этом возрасте, они никогда не были и никогда уже не будут.