Еще почитайте «камасутра для оратора» радислав гандапас
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Психологические упражнения для развития голоса
По тому, как человек стоит, ходит, как держит руки и ноги, также судят о его уважении или пренебрежении к окружающим. Выбирая позу, необходимо помнить, что она должна быть корректной, естественной и гармонировать с обстановкой. Поза тоже часть того языка, на котором мы столь выразительно говорим без слов.
Одна из важнейших составляющих имиджа — мимика, т.е. выразительные движения мышц лица. В мимике первую роль играют глаза. Поэтому ваш взгляд должен как можно чаще (на протяжении 60-70% времени общения) встречаться со взглядом собеседника. Ведя разговор, представьте, например, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Ваш взгляд, направленный на этот треугольник, будет восприниматься как очень серьезный, и собеседник почувствует, что вы настроены по-деловому.
Зрачки честнейшим образом рассказывают о вашей реакции на услышанное. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются (в четыре раза). Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.
В мимике очень важно положение губ. Растянутые в улыбке губы — показатель радости и дружелюбия; плотно сжатые — замкнутости; изогнутые — сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта — свидетельство того, что человек расстроен.
Улыбка — это «половина обаяния». Нас оценивают по выражению лица: если мышцы его не напряжены, а губы все время готовы сложиться в улыбку, нас тут же зачисляют в число симпатичных людей.
Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от его желания, т.е. визуальное воздействие имиджа происходит как «двойной вызов» — на уровнях сознания и подсознания.
Наполеон Бонапарт говорил: кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Поэтому на третьем этапе необходим интенсивный коммуникативный тренинг.
От выбора правильного слова зависит сила его воздействия. Здесь могут оказать помощь следующие рекомендации:
· употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность;
· включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных существительных.
Мощным фактором воздействия на окружающих считается ораторское искусство. Далеко не каждый может быть оратором, по ему необходимо соблюдать несколько правил выступления перед собравшимися, а именно:
· подчеркивать голосом и жестами важнейшие для вас слова;
· менять тон: его внезапное понижение или повышение хорошо выделяет слово или фразу;
· изменять темп речи: это придаст ей выразительность;
· делать паузу до и после высказывания важных мыслей.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Методы, искусство и психология убеждения в примерах
ЕЩЕ ПОЧИТАЙТЕ «Камасутра для оратора» Радислав Гандапас
Очень важно также научиться создавать особые эффекты:
· эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковывать к вам внимание);
· эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, способствующей размышлению);
· эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предложения);
· эффект художественной выразительности (грамотное построение предложений, правильные ударения в словах, использование метафор, гипербол и т.п.);
· эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, ведь юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);
· эффект распределения (один из действенных риторических приемов: заранее продуманное распределение в речи новых мыслей и аргументов, периодическое подчеркивание уже высказанных важных положений).
Необходимо знать и возможные типичные ошибки, допускаемые выступающими. К ним относятся:
· построение слишком длинных фраз;
· использование слишком длинных слов (не следует употреблять, однако, только краткие слова);
· введение в речь безличных предложений (лучше больше использовать определенно-личные местоимения);
· частое использование безличных глаголов (вместо «Предлагается занять места» лучше сказать «Предлагаю вам занять места»);
· нерешительность выступающего (впечатление нерешительности выступающего создается у слушателей, когда он часто прибегает к сослагательному наклонению);
· чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «Позвольте привлечь ваше внимание»);
· злоупотребление модными словечками;
· злоупотребление утверждениями (если часто прибегать к утверждениям, то в выступлении образуется много уязвимых мест — стоит попробовать чаще облекать свои мысли в форму вопросов);
· использование только «закрытых» вопросов (если нужно активизировать внимание слушателей, не нужно задавать им только односложные вопросы);
· слишком быстрая, без пауз, речь (чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить);
· отсутствие зрительного контакта (если вас о чем-то спрашивают, не отводите глаза, чтобы лучше сосредоточиться).
Освоение способов делового общения обеспечивает наибольший успех. К ним, прежде всего, относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Важно обратиться к собеседнику по имени и как можно более непринужденно, давая понять, что его имя для вас значит многое: известно, что слушателя зачастую больше интересует он сам, чем его окружение.
Доверительное взаимопонимание обеспечивается выполнением некоторых правил, которые призывают:
· сокращать физическую и социальную дистанцию(аккуратно); приветствовать собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
· постоянно высказывать желание понять собеседника;
· сразу же показывать, что вы оценили деловые качества собеседника, выразить заинтересованность в продолжении ваших взаимоотношений;
· выражать собственные чувства, учитывая эмоциональное состояние собеседника;
· вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно, но без излишних уступок;
· поддерживать собеседника эмоционально (показать, что внимательно слушаете, легкими кивками, доброжелательным выражением лица и т.п.)
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Как понравиться людям: азы шарма и харизмы
Важное значение имеет обучение личному ортобиозу, т.е. умению прежде всего поддержания здоровья: физического, психического и нравственного.
У здорового и жизнерадостного человека всегда больше шансов приобрести имидж привлекательной личности, излучающей обаяние и доброжелательность.
Здоровье человека влияет не только на его самочувствие, работоспособность, но и на его внешний вид, его настроение. Нельзя забывать и о силе воздействия красоты. Огромную роль в поддержании хорошей физической формы, помимо занятий спортом, играет правильное питание — разнообразное и регулярное, с учетом возрастных, профессиональных, национальных, климатических, сезонных и других особенностей.
Правильно питаться — значит соблюдать элементарные гигиенические правила приготовления, обработки и сохранения пищевых продуктов, следить за их свежестью, содержать в чистоте посуду и т.п. Кроме того, правильно питаться — это значит способствовать сохранению нормального веса тела, соответствующего возрасту и росту; не худеть в молодости, не полнеть в зрелом и пожилом возрасте.
Для работника очень важно и его психическое здоровье. Недаром же появилась в народе поговорка: «Все болезни — от нервов». Поэтому на этой стадии самосовершенствования необходимо научиться методам самоуспокоения (рационализации, визуализации и релаксации).
Итак, мы рассмотрели основные технологии создания имиджа. Безусловно, набор их может меняться, а содержание — дополняться. Предложенный набор можно расширить введением дополнительных технологий: технологии общения с представителями прессы, тренингов личностного роста, правил выступлений и др.