Таблица 1. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКОЙ КОРРЕКЦИЯ
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Задания для психодиагностики и коррекции | Психолого- педагогические рекомендации |
| | | |
| | | |
Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонетико- фонематического анализа | Задания 26, 27 | Консультация логопеда |
Недостаточность процессов звукового анализа | Задание 28 | |
Недостатки в артикулировании | Задание 32 | Консультация логопеда |
Добавление гласных букв, (напр., "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "клюкива" вместо "клюква", "кувашин" вместо "кувшин") | Несформированность звуко- буквенного анализа | Задание 28 | |
| |
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | |
| |
| |
Перестановка букв и слогов в сло- | Недостаточность зрительного | Задания 3, 4, | |
вах, (напр.,"звял" вместо "взял", | анализа | 5,33,40,44,76 | |
"пеперисал" вместо "переписал", | Недостаточность звуко- | Задание 28 | Консультация логопеда (при недостатках произношения) |
"уманя" вместо "умная") | буквенного анализа | |
| Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | |
При письме сращивание и расщеп- | Несформированность вербально- | Задание 34 | |
ление слов; слитное написание с | го анализа | | |
предлогами; раздельное написание | Недостатки в развитии | Задания | |
приставок (напр. "виситнастне", | процессов зрительного анализа | 3,4,5,33,40,44,76 | |
"подорожке", "при летели", "в зела" | и синтеза | | |
вместо "взяла", "жи вет" вместо | Недостаточное развитие анализа | Задания 41,42 | |
"живет", "жвлсу" вместо "живет | пространственных отношении | | |
в лесу", "послдаж" вместо "после | | | |
дождя") | | | |
"Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде | Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,40 | Конструировать букву из ее элементов |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | Задание 40 | |
Замена букв по пространственному сходству (с-е,б-д,и-п,н-п) | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | |
Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,5,33,40,44,76 | |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки | Задание 43 | |
Не сформированы зрительно-двигательные координации | Задание 8 | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | |
Не усвоено понятие "рабочая строка" | Задание 6 | |
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца | Не сформирована однонаправленность считывания слева направо | Задание 6 | |
Недостаточно развит анализ пространственных отношений | Задания 41,42 | |
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящегося выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки) | Недостаточно развит анализ пространственных отношении | Задания 41,42 | | |
Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз | Задания 6.7 | | |
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр | Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,5,33,40,44,76 | | |
Недоразвитие микромоторики | Задание 43 | | |
Несформированность зрительно- двигательных координации | Задание 8 | | |
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв | Задание 40 | | |
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) | Задание 3 | | |
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш | Недоразвитие макро- и микро- моторики | Задание 43 | | |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | Задание 43(9) | | |
Несформированность зрительно- двигательных координации | Задание 8 | | |
Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности | | Выработка соответствующих качеств | |
| | | | | | |
Очень медленный темп письма | Несформированность зрительно-двигательных координации | Задание 8 | | |
Недостаточное развитие микромоторики | Задание 43 | | |
| | | | |
Трудности в произвольном управлении движениями | Задания 9,11 | | |
Инертность нервных процессов | | Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировочные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограничением времени работы; формировать личностные качества' (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться). | |
| | | |
| Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв | Задание 46 | |
Затруднения в осуществлении звуко-буквенного анализа | Задание 28 | |
С ошибками списывает с доски | Несформированность процессов зрительного анализа | Задания 3,4,5,33,40.44.76 | |
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | |
Неумение поэлементно воспро- изводить образец | Задания 4.83 | |
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | Задание 2 | |
Искажение почерка (нестабильность графических форм) | Недостатки в развитии зрительно-двигательных координации | Задание 8 | |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | Задания 1,3,4,5,33.40,44.76 | |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | Задание 40 | |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Несформированность звуко-буквенного анализа | Задание 28 | |
Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы | Задание 46 | |
| | | | | | | |
| Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение | Задания 26,40 | | |
| Дислексия | | Занятия с логопедом | |
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти | Задания 12.14.15 | | |
| Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | Задания 17.21 | | |
| Недостатки в развитии произвольного внимания | Задание 2 | | |
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв) | Недостаточность развития процессов зрительного анализа | Задания 1. 3.4.5,33.40.44,76 | | |
| Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв | Задание 40 | | |
| Недостаточное развитие зрительной памяти | Задание 12 | | |
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой | Задание 43 | | |
| Неумение дифференцировать мышечные усилия | Задание 43(9) | | |
| Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координации | Задание 8 | | |
| Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения) | | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ") |
Появление или возрастание ошибок к концу работы | Постепенное ослабление самоконтроля | Задание 11 | |
Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции | Задание 9 | |
Ослабление процессов произвольного внимания | Задание 12 | |
Астеническое состояние | | Щадяший режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ") |
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв. слогов и элементов букв; например, "бабабушка", "ш" вместо "и", "п" вместо "т", "ть " вместо "т ") | Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,5,33,40,44,76 | |
Несформированность понятия числа | Задания 88, 89 | |
Индивидуально-типологические особенности (инерция возбуди- тельного процесса или прежде- временное торможение) | | Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль |
Плохо ориентируется в пространстве листа тетради | Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ) | Задания 41.42 | |
| | | | | | | |
| Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | Задание 9 | | |
Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти | Задание 12 | | |
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | Задания 26,40 | | |
Несформированность звуко- буквенного анализа | Задание 28 | | |
Затруднения в употреблении заглавной буквы | Недостаточное развитие вербального анализа | Задание 346 | | |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задание 16 | | |
Не усвоено соответствующее правило | | Ликвидировать пробелы в знаниях | |
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений | Несформированность вербального анализа | Задания 3,46, 35 | | |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия) | Задания 1,5,35 | | |
Трудности при определении слова как части речи (напр., "бег", "пение " называет глаголами, "лежать ", "молчать " -не глаголами, т.к. не обозначают действия) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) | Задание 39 | | |
Недостаточность операции абстрагирования | Задание 75 | | |
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы - часовой, жарко -жаркий, светает - свечка) | Конкретность мышления | Задание 39 | Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов |
Недостаточность мыслительной операции обобщения | Задания 18,24 |
Не умеет применять правило в конкретной ситуации {напр., зная, что "жи-ши " пишется с буквой "и ". пышет "сидел на крыши") | Недостаточность операции абстрагирования | Задание 75 | Отдифференцировать условия, при которых пишется "и" или "е" (в дат. и предл. падежах) |
Несформированность операции сравнения | Задание 48 |
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа | Задания 3.4,5,35 |
Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа | Задание 47 | Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов; отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив) |
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | Задания 44,45,60,64,65 |
Несформированность звукового анализа | Задание 26 |
Недоразвитие зрительной памяти | Задания 12,45 |
Недостаточность звуко-буквенного анализа | Задание 28 |
Недостатки в развитии самоконтроля | Задание 10 |
Несформированность двигательных образов слов | Задание 40 |
Недостаточное артикулирование | Задание 2 | |
| | | | | |
| Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой | Задание 46, 1 | | |
| Недостатки в развитии фонематического восприятия | Задание 26 | | |
| Недостаточность развития процессов произвольного внимания | Задание 2 | | |
Неправильная постановка точки при письме | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) | Задание 34 | Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из отдельных слов; составление нескольких предложений: работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными словами, с пропущенными словами, рассыпанные" предложения); выразительное громкое чтение; составление плана текста | |
Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст) | Задания 53,54,55.56 | |
Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого) | Задание 21,36 | |
Не умеет находить ошибки в собственной работе | Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию) | Задания 10,54 | Учить выделять отдельные слова и проверять каждое из них на соответствие общему смыслу предложения; делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить, нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов; использование приема "ошибающийся" учитель |
Недостаточная концентрация внимания | Задание 2 |
| | | | | | |
Таблица 2. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Задания для психодиагностики и коррекции | Психолого-педагогические рекомендации | |
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова | Низкий уровень синтеза звуковых элементов | Задание 29 | | |
Недостатки в развитии звуко- буквенных ассоциаций | Задание 46 | | |
Недостаточное знание букв алфавита | Задания12,14,1,5,40 | | |
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение | | Отработать понятия "звук"и "буква" | |
Побуквенное или слоговое чтение | Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов | Задания 29,49,50 | "Вычистить" согласные звуки | |
Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | | |
Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр., "фозетка " вместо "розетка") | Несформированность процессов зрительного анализа | Задания 4,5,60,65 | | |
Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы | Задания 21,40 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
Потеря строки при чтении | Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | | |
Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (напр.. "исповедь" вместо "исподволь ". "маяться " вместо "маятники ", "выше " вместо "вышла", "дне" вместо "две") | Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия) | Задания 35.58.59.61.62.64 | |
"Зеркальное" чтение (чтение слов справа налево) | Несформированность однонаправленности считывания слева направо | Задания 6.62 | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношении | Задания 41,42,61 | |
Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими) (напр., "заряд " вместо "разряд ". "мушура " вместо мишура , апплукация вместо «аппликация» , эксплуататор вместо "эксплуататор " | Несформированность процессов произвольного внимания | Задания 2,57,60 | |
Недостаточность процессов зрительного анализа | Задания 5,60.65,68,69 | |
Индивидуальные особенности темперамента (холерический) | | Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль |
Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую | Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов | Задание 46 | |
Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного | Повышенная возбудимость (холерический темперамент) | Задание 70 | |
Чрезмерная автоматизация | Задание 70 | |
| | | | | | | |
Нечеткое произношение | Недоразвитие фонетико- фонематического восприятия | Задание 26 | Консультация логопеда |
Недостатки в артикулировании | Задание 32 | |
Низкая скорость чтения | Недостаточность зрительного анализа буквенного материала (неразличение сходных по написанию букв, слов) | Задания 60,71,72 | |
Несформированность процесса синтеза звуковых элементов | Задания 73, 4 | |
Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком | Задания 37.46. | |
Недостатки в артикулировании | Задание 32 | Консультация логопеда |
Малый объем восприятия | Задания 37, 38, 72 | |
Инертность нервных процессов | | Предоставить возможность читать в удобном темпе |
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 | |
Челночное чтение (чтение с возвратом) | Не сформирована однонаправленность считывания слева направо | Задание 6 | |
Смешивание б\кв по акустическим или артикуляционным признакам | Не упрочены звуко-буквенные ассоциации | Задание 46 | |
Недостаточное развитие фонематического анализа | Задание 26 | |
Недостатки в произношении ("грязные" согласные звуки) | Задания 30,31 | Консультация логопеда |
| Недостатки в развитии памяти | Задания 12-15 | Использовать прием | |
Недостатки в развитии воображения | Задание 52 | "испорченные предложения" (пропуск слов, вместо одного предлога написан другой, в предложения вставлены лишние слова и др.) | |
Плохо владеет техникой чтения | Задания 37,49 | |
Недостаточно сформирована мыслительная операция абстрагирования | Задания 51,75 | |
Не развита антиципация (предвосхищение событий) | Задание 55 | |
Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу | Недостаточная гибкость мышления | Задание 16 | | |
Недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа | Задание 26 | | |
Недостатки в произношении отдельных звуков | Задания 26,30,31 | Консультация логопеда | |
Не умеет выделить главное в прочитанном | Недостатки в развитии вербально- смыслового анализа | Задания 53,54,55 | | |
Низкий уровень развития произвольной памяти | Задания 13,14 | | |
Не сформирована мыслительная | Задания 25,33,48 | | |
| | | | | | | |
Не умеет отвлечься от несущественного | Недостаточность операции абстрагирования | Задания 21,51,75 | Осознать ненужное; опустить в тексте то, что несущественно для понимания; расположить учебный материал по степени важности; сравнить явления, сходные в главном и отличные во второстепенных проявлениях | | |
Низкий уровень развития процессов мыслительного анализа | Задания 20,54 | | | |
Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме | Недостаточность мыслительной операции обобщения | Задания 18,20 | | | |
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования | Задания 21,51,75 | | | |
Не усвоено понятие инвариантности | Задание 67 | | | |
Путает звуки и буквы | Недостаточность процесса звуко- буквенного анализа | Задание 28 | | | |
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение | | Отработать понятия "звук" и "буква" | | |
Ограниченный словарный запас | Недостаточное развитие процессов памяти | Задания 14,17,21 | | | |
Слабая познавательная активность | Задание 51 | | | |
Недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения | Задания 18,19 | | | |
Плохое запоминание прозы и стихо- творений | Механическое запоминание (недостаточная опора на мыслительную деятельность) | Задания 13,17,21 | | | |
Недостаточность непосредствен- ного произвольного запоминания | Задания 12,14 | | | |
Недостатки в развитии воображения Астеническое состояние | Задание 52 | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня") | | |
Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении | Задания 51,53,54,55 | Составлять план к тексту | | |
Невладение приемами смысловой обработки текста | Задания 13,21,53, | | | |
Плохое речевое развитие, маленький словарный запас, не может производить синонимическую замену слов | Задания 66,67 | | | |
Не понимает прочитанного | Задания 20.21,55 | | | |
| Недостатки в развитии мышления | Задания 1,18,19 | | | |
Недостатки в развитии воображения | Задание 52 | | | |
Не может выделить главное, существенное | Задания 53,54,55 | | | |
Не может изменять конструкцию предложений | Задание 67 | | | |
Смешивание значений слов | Недоразвитие фонетико- фонематического восприятия | Задание 26 | | | |
Недостатки в артикуляции | Задание 32 | Консультация логопеда | | |
Недостаточная гибкость мышления | Задание 16 | | | |
"Механическое" чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста) | Некритичность мышления | Задания 54,56 | Обогащать словарный запас | | |
Поверхностная смысловая обработка текста | Задания 20.21,55 | | |
Поиск учащимися незнакомых слов в тексте | | |
Негибкость мышления | Задание 16 | | |
Неустойчивость внимания | Задание 2 | Развивать воображение Подбирать омонимы, синонимы, антонимы | | |
Неумение выделить существенное | Задания 53.54,55 | Развивать мышление и память | | |
Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения | Задание 70 | Совершенствовать навык чтения | | |
Невыразительность чтения | Не понимает читаемого | Задания 20.21.55 | | |
Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого | Задание 63 | | |
Плохо владеет техникой чтения | Задания 37.49 | Определите конкретное затруднение в чтении у ученика и найдите его в данной таблице | |
Недостаточно развит фонематический анализ | Задание 26 | | |
Угадывающее чтение | Недостаточность процессов анализа (синкретичность восприятия) | Задания 58, 59.61. 62,64 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 3. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета | Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный | Задания 75,77 | |
Недостаточно сформирован внутренний план действии | Задания 78,79 | |
Несформированность понятий "больше" и "меньше" | Задание 82 | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношении | Задания 41,42 | |
Сниженный уровень интеллектуальной деятельности | | Повысить качество мыслительной деятельности (развивающие задания на анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) |
Сниженная работоспособность | | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ") |
Трудности при выполнении счетных операции с переходом через десяток | Недостаточное развитие анализа пространственных отношении | Задания 41, 42 | |
Несформированность мысли- тельной операции "анализ через синтез" | Задания 73,85,91 | |
Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части | Недостаточный уровень развития процессов анализа, несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73.85,91 | | |
Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции | Несформированность понятия числового ряда | Задание 89 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41.42 | | |
Ошибки при решении арифметических примеров трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий | Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73.85,91 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
Низкий уровень сформированности внутреннего плана действия | Задания 78.79 | | |
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | Задание 2 | | |
Недостаточное развитие смысловой памяти | Задания 17.21 | | |
Недостаточная отдифференцированность понятий "сложение", 'вычитание", "умножение". | | | |
Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот | Отсутствие прочных ассоциативных связей между словесным обозначением и графической формой чисел | | Записывать цифровые данные словами и наоборот | |
Незнание состава чисел | Задание 80 | Ликвидировать пробелы в знаниях | |
Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради | Недостатки в развитии тонкой моторики руки | Задание 43 | | |
Несформированность процессов зрительного анализа | Задание 3 | | |
Несформированность зрительно-двигательных координации | Задание 8 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
Не усвоено понятие "рабочая строка" | Задания 6,7 | | |
Смешивание действий сложения и вычитания, умножения и деления | Недостаточная сформированность процессов анализа | Задание 4 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41.42 | | |
Недостаточная отдифференцированность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление" | Задания 86,87 | | |
кает ошибки в счете звуков, движений и др. | Недостаточная обобщенность действия счета | Задания 84,88 | Упражнения на пересчитывание различных совокупностей | |
"Зеркальное" написание цифр | Недостаточность процессов зрительного анализа | Задания 3,4,5 | | |
| Недостаточность анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
| Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным анализаторами | Задание 40 | | |
При списывании цифровой последо- вательности запись начинается: последнего элемента (напр., 123 вместо 321) | Несформированность однонаправленности считывания записей слева направо | | | |
Задание 6 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
Здание, выполненное учеником, располагается слева от образца запись и выполнение столбиков примеров в направлении | Несформированность процессов зрительного анализа | Задания 3,4,5 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задание 6 | | |
Несформированность процессов зрительного анализа | Задание 89 | | |
Неусвоенность правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз | Задания 41,42 | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
Незнание отношений между смеж- ными числами | Несформированность понятия числового ряда | Задание 89, 1 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношении | Задания 41,42 | | |
Затруднения при счете в обратном порядке | Несформированность понятия числового ряда | Задание 89 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
Затруднения при определении места числа в натуральном ряду | Несформированность понятия числового ряда | Задание 89 | | |
Недостаточность развития мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73.85.91 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа) | Неотдифференцированность понятий "число" и "цифра" | Задание 90 | | |
Неусвоенность позиционного принципа построения многозначных чисел | Задание 80 | | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | | |
Недостаточная сформированность процессов зрительного анализа | Задания 3,4.5 | | |
Неправильное пользование количественными и порядковыми числительными | Неотдифференцированность понятий "итог счета" и "процесс счета" | Задания 89.92 | |
Непонимание смысла счетного действия | Задание 88 | |
Неосвоенность операционального состава действия | | Ликвидировать пробелы в знаниях |
Трудности в обозначении числом множеств | Не сформировано умение перехода из конкретного плана в абстрактный | Задания 75,77 | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | |
Не усвоено понятие числа | Задания 88,89 | Ликвидировать пробелы в знаниях |
Трудности в формулировании правила на основе анализа конкретных примеров | Несформированность мыслительной операции обобщения | Задания 18,20,22,24 | |
Сформированность слишком узких обобщений | Задания 18,20,22.24 | |
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования | Задания 75,77 | |
Трудности решения задач и примеров с буквенными обозначениями | Недостаточность мыслительной операции абстрагирования | Задания 75,77 | |
Недостаточное развитие процессов обобщения | Задания 18,20,22.24 | |
Неспособность решать задачи несколькими способами | Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задания 16,81.94 | |
Недостаточное развитие | Задание 51 | |
Трудности при осуществлении сравнения | Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения | Задания 23,З4 | | |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задания 16,81 | |
Затруднения при переносе знаний | Задания 20,51,75 | | |
Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств | Недостаточность процессов | Задания 3,4,5 | | |
Несформированность умения устанавливать взаимооднозначные соответствия | Задание 83 | | |
Инертность нервных процессов | | возможность работать в удобном темпе | |
Недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, | Задания 18,19 | | |
Низкий уровень освоения | | Проверка соответствующих знаний | |
Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала | Задания 54,55,56 | | |
Неумение вычленить математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задач | Недостаточность операции абстрагирования | Задания 21,51,67.75 | | |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задания 16,81 | | |
Недостаточность мыслительной операции обобщения | Задания 18.20,22.24 | | |
Не усвоено понятие | Задание 67 | | |
Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез Синкретичность мышления | Задания 73,85,91,93 Задание 94 | | |
Конкретность мышления. Несформированность мыслительной операции обобщения Недостатки в развитии процессов памяти (несохранение в памяти всех условий задачи) | Задание 95 Задания 18,20,22,24 | | |
Задания 14,15 | | |
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | Задание 2 | | |
Шаблонность мышления (негибкость) | Задания 16,81 | | |
Неустойчивость мыслительной деятельности | | | |
Недостаточное осознавание своих мыслительных действий | | Требовать от ученика объяснения решения задачи, хода своего мышления | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий | Инертность мыслительной деятельности | Задания 16,81 | |
Интеллектуальная пассивность (использование пальцев при счете) | | Повышение уровня познавательной активности, формировать внутренний план действий |
Поверхностная смысловая обработка математического материала | Задания 53.56, 93 | |
Использование нерациональных приемов решения примеров и задач | Несформированность мыслительной операции установления закономерностей | Задание 25 | |
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73,85,91 | |
Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач | Недостатки в развитии процессов обобщения | Задания 18,20,22,24 | |
Поверхностная смысловая обработка математического материала | Задания 53,56,93 | |
Недостатки в развитии смысловой памяти | Задания 13,17,21 | |